Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Тенгриизм


  • Please log in to reply

26 ответов в этой теме

#1 Aуренэ

 
Aуренэ

    Дәрүиш

  • Тел һаҡсыһы
  • Pip
  • 5 сообщений
  • Ырыуым:Күбәләк
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 08 Июнь 2011 - 02:11

Для того, чтобы нам понять, откуда берется красота бабочки, а потом, прежде чем браться за увеличение количества этих божественных созданий у себя на окне, нужно сначала понять и принять тот факт, что это совершество возникает только при одновременном присутствии такой "мерзости" как гусеницы!
Да, они пожирают листья; да, они на первый взгляд неприятны для глаз; а у неграмотных чистоплюев(*) даже вызывают брезгливость... Созданная всевышним цепочка "яйцо - гусеница- куколка - бабочка- яйцо" всё-таки гораздо приятней, чем если бы вдруг в бабочки превращались просто камни или помёт животных..

Примерно так же, в сознании верующего человека должно иметь место знание того, что сама способность к восприятию ислама, готовность к дальнейшему духовному развитию у каждого конкретного народа обусловлено многовековым опытом общения предыдущих поколений людей, как с множеством различных "сознательных" проявлений неразумного внешнего мира, так и с множеством вариантов личных внутринних представлений об этом мире. Логической способностью связывать множество закономерных явлений природы с божественным провидением обладает только одно разумное животное - это человек. Всем остальным живым существам не дана способность наделять другие живые тела и природные объекты мыслительными и духовными "талантами". В финале многих тысячилетий, человечество так и не смогло оставить за животными и природными объектами статус "думающих и разговаривающих". Разве что, только в сказках и в культуре первобытных племён. Однако, для комфортного сосуществования человека с природой, человек продолжает "одушевлять" природу. Человеку это общение "по душам" нужно не для того, чтобы поклоняться "идолам", а для того чтобы ощущать себя в привычной обстановке. Как обычно чувствует себя ребенок в родной колыбели, а не как астронафт на чужой и безжизненой планете рядом с разбитой ракетой.
Гусеницы и бабочки друг-другу не враги!
Враги - агрономы ищущие вредителей "окультуренных" растений и ботаники накалывающие крупных бобочек иглой для сувенирных коллекций!
(*) Толковый словарь русского языка Ушакова
Чистоплюй
ЧИСТОПЛЮ'Й, я, м. (разг. пренебр.).
Человек, чистоплотный до брезгливости, привередливости. Набожный чистоплюй. Лесков.



«Тэнре» у тюрков - имя высшей божественной силы. Напомним, что Танре- это центральное божество древнетюркского пантеона, главное божество религии древних тюрок- тэнгриизма.

Тэнгри (тот же Танрэ) выделяется среди остальных божеств древнетюркской религии. Потому некоторые исследователи считают, что у древних тюрок была религия, близкая к монотеизму (единобожию). Культ космического божества Тэнгри, представление о нем, как о главной божественной силе дало повод французскому исследователю Жан-Полю Ру назвать данную религию обобщающим термином “тенгризм”.

В представлении древних тюрок “Тэнгре» это - небо, видимая часть мироздания, бог, божество, повелитель, господин, дух-хозяин. Все дело в том, что тенгриизм- это название со стороны. Как утверждают исследователи, название этой религии самими ее последователями неизвестно.

Что же такое тенгрианство? На данную тему написано тысячи книг, сделано большое количество специальных исследований. В целом тенгриизм либо тенгриантсво, что одно и то же, прежде всего родственная связь человека с окружающим миром, с природой, которая окружает его. Древние тюрки обожествляли природу, почитали духи предков. Это являлось характерной чертой древнетюркской религиозной системы. Для тех, кто из поколения в поколение передавал веру в верховную силу Тэнгри, кто пронес через века идею тенгриизма, поклонение предметам и явлениям окружающего мира было проявлением чувства благодарности к природе за то, что она чаще всего бывает ласковой и щедрой по отношению к человеку.

Именно тэнгрианская вера давала тюркам знание и умение чувствовать дух природы. Они осознавали себя ее частью, живя в гармонии с ней, подчиняясь ритму природы. И в понимании древних тюрок все в этом мире взаимосвязано, оттого и бережное отношение к степям, лугам, горам, рекам, озерам, т.е. к природе в целом.

Научно-технический прогресс, диктующий подчинение природной среды нуждам человека, эксплуатацию природных ресурсов, противостоит, с этой точки зрения, мировоззрению последователям тенгриизма. Ведь по сути тенгриизм- это бережное, уважительное отношение к окружающей среде, предполагающее скорее взаимозависимость человека и природы, чем ее эксплуатацию. Такой образ жизни, предполагающий жизнь в равновесии с природой, сохранение баланса как в природе, так и в обществе, способствовал сохранению природной целостности и являлся своего рода гарантией того, что на протяжении огромного периода времени тюрки жили на земле своих предков без особых отрицательных последствий для окружающей среды.

Так же как и в традиционном представлении других народов мира, древние тюрки наделяли природные объекты, в том числе животных, человеческими способностями- умением думать, быть добрыми, сердитыми, благосклонными к человеку и т.д. Все это суть мифологического мышления древнего человека.

Главное, центральное божество религии древних тюрок является Тэнгри. Тэнгри для древних тюрок -это все небо, где размещены космические тела- звезды, Солнце, Луна.

Тэнгри отождествляли с небом, с его совершенством, единством, целостностью. По поверьям древних тюрок, ничто не может вместить небесный свод, оттого и не строили последователи тенгриизма храмов. Отождествление главного божества тюрок с небесным сводом привело к обожествлению неба. Тэнгри, всевидящий, всезнающий, дающий жизнь, карающий и прощающий, посылающий людям хаганов (правителей древних тюрок), дающий им силу, есть высший уровень всей религиозной системы древних тюрок.

В древнетюркском мировоззрении весь мир делился на несколько ярусов.

Тэнгри являлся божеством Верхнего мира.

Что касается Среднего мира, то есть места проживания человека, нашего мира, то необходимо упомянуть о другом божестве тюркского пантеона- Ер-hыу (Йер-Су). Священная Земля-Вода (Йер-Су) тюрок одно из божеств тюркского пантеона.

Представления о родной земле, почтительное к ней отношение выразилось в своего рода противопоставлении и, одновременно, гармоничном сосуществовании ее с небом. «Когда вверху возникло Голубое Небо, а внизу — Бурая Земля, между ними обоими возник род людской» -,так говорится в древнетюркских надписях.

Земля для древних тюрок - священное пространство. Она представлялась женским началом, отчего ее также называли матерью. Не знакомо ли нам подобное словосочетание, звучащее как «инэ ер» (та же «мать- земля»)? То же и у многих других народов. К примеру, тюркоязычные эвенки матерью называли и тайгу, и горы, и реки. В культурной традиции (тюрков) поныне существующее представление о земле, как первоначальном месторождении человека, выражено во фразе, употребляемой при погребении в землю: «появились из земли, в землю и уйдем».

А вот еще пример. «Матушка-кормилица, сыра земля родимая, укрой меня (от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза Недоброго, от языка злобного., от навета) бесовского!» - так ищут русские люди защиты у земли.

Во многих культурах присутствует почтительное, трепетное отношение к родной земле. Древние тюрки верили в то, что родная земля - Йер дает человеку все необходимое для поддержания его жизни, снабжая его пищей, одеждой и жильем. Жертвоприношение Йер-Су, дары, приносимые ей, являлось частью культурного наследия древних тюрок. В древнетюркских надписях обособленного упоминания Йер-Су в качестве божества нет. Но вместе с другими божествами древнетюркского пантеона оно покровительствует людям, наказывает согрешивших.

В представлении древних тюрок, Земля – сообщество духов, благодетельных для человека. Семнадцать великих ханов (властителей), обитающие на снежных вершинах гор-великанов, у истоков рек, представляют собою Йер-Су. Божества Йер-Су непосредственно даруют человеку блага, человек может вступить с ними в прямую связь и приносить им жертвы. «У всего есть свой хозяин» (hэр нимэнен йэне бар), говорится в народных поверьях. Возможно, это и есть отголоски тех самых поверий, связанных с духами земли общетюркской мифологической системы.

Умай (hомай) - один из ярких образов древнетюркского пантеона. Значение самого слова «Умай» связано с понятиями «послед», «утроба», «детское место». По представлениям древних тюрок, Умай - защитница детей. С момента рождения до трехлетнего возраста душа ребенка также именовалась «Умай».

Существует различные изображения Умай. Нимб над головой, как символ божественной принадлежности, святости и т.п. был одним из ее атрибутов. Древние тюрки почитали Умай также как божество плодородия. На древних изображениях этой богини можно увидеть чашу (со священным молоком, в котором хранятся зародыши душ людей и животных), трилистник (общепринятый у многих народов Старого Света символ древа жизни и плодородия) на обеих сторонах золотых подвесок в виде ромбов и сами эти подвески как символы мешочков-хранилищ для пуповин новорожденных детей, известные вплоть до настоящего времени у тюрок Саяно-Алтая (у сагайцев и бельтыров, этнографических групп тюркоязычных хакасов, эти мешочки так и назывались - "умай"). Вот о чем нам могут рассказать предметы древности.

Мы уже говорили о том, что в представлении древних предметы окружающей среды нередко наделялись человеческими качествами. Если атай-отец у древних тюрок отождествлялся с небом, то хатын-мать – с Умай. Таким образом, обожествление матери, почтительное к ней отношение было характерной чертой межличностных отношений в древнетюркском обществе.

«Право матери - право Бога» (Инэй хаkы Тэнре хаkы), гласит народная мудрость. Не тот же смысл вложен в следующее изречение в хадисах Корана «Рай под ногами матери»?

У некоторых тюркоязычных народов существовало представление о птице Умай. Эта птица гнездится в воздухе, это красивая женщина, спускающаяся с неба, птица-мать. Она дарует младенцам плоть и кровь. Оттого и представление Умай в виде птицы или крылатой женщины.

Конечно же приведенные вверху данные не дают полного представления о древнетюркской религиозной системе - тэнгриизме, но мы попытались раскрыть ее суть в самых общих чертах. Исследователи сделали вывод - к XIII в. тэнгриизм сформировался как учение о едином божестве, о трех мирах (Верхний, Средний и Нижний), о духах-предков и духах природы. Тэнгриизм не имел своей священной книги, в отличие от других религиозных систем. Простота ритуалов, ясность изложения сути этой религии существенно повлияли на то, что тэнгриизм просуществовал несколько тысяч лет, сохраняя одни и те же формы ритуала и практики. И по сей день в культуре тюркоязычных народов присутствуют отголоски этой религии. Обряды, обычаи, ритуалы, традиции сохранили сей отпечаток древности, опираясь на которые мы можем соприкоснуться с нашим прошлым, познать его тайны, вникнуть в суть взаимоотношений древних с окружающим миром.

Умид Айсель


#2 root1

 
root1

    Мырҙа

  • Admin
  • 62 сообщений
  • Ырыуым:Тамъян
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 14 Июнь 2011 - 12:06

Кто из модераторов скрыл эту тему и по какой причине?

#3 Aqrab

 
Aqrab

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 108 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
  • Ораным:Айтайлаҡ!
  • Ҡошом:Әтәлге
  • Ағасым:Өйәңке
 

Отправлено 01 Июль 2011 - 07:45

а тебе какая разница, Рут? а по какой причине тебе не нравится, когда людям объясняют основы Ислама, и ты их сразу же "предупреждаешь" за навязывание воззрений? Если тебе Ислам не нравится, то так и скажи, и поясни почему, а мы попытаемся тебя исправить

#4 askar

 
askar

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 121 сообщений
  • Ырыуым:Үҫәргән
 

Отправлено 02 Июль 2011 - 10:04

http://www.bashforum.net/index.php?/topic/9132-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%BC%D1%83%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BC/

#5 Artyr

 
Artyr

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 387 сообщений
  • Ырыуым:Теләү
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 10 Октябрь 2011 - 02:43

Нашел в журнале Ватандаш про Тенгриизм у башкир. Автор: Султангареева Р. Привожу отрывок, потому что статья огромная. Полностью тут: http://www.vatandash.ru/index.php?article=212

Значительным является тот факт, что вероучения древнейшей религии до сих пор обнаруживаются в фольклорной памяти башкирского народа. Надо сказать, несмотря на то, что теоретически освещались вопросы башкирского тенгрианства, тем не менее, конкретные примеры словесных обращений к этим силам, заклинательные формулы в научной литературе еще не приводились. Опыт показывает, что именно при помощи этих текстов представляется возможность реконструировать облик, образ божества Тэнгри в представлениях и в осмыслении народа, а также обозначить особенности влияния великого божества на сознание этноса. Эти формулы-обращения мне впервые удалось записать в 1992 г. в Кугарчинском районе, в деревне Юлдыбаево от Рабиги Минибаевой (1912 г.р.) Записать удалось не во время опроса, а во время естественного живого исполнения этого ритуала! Так, летний день близился к вечеру, но до заката было еще далеко, я шла по селу к дому этой бабушки. Ясное, спокойное течение дня (понедельника, это будет уточнено в тексте моления) вдруг озвучили напевные и довольно волевые громкие скандирования: “Эй, Тэнрем, ишет беззе!” — (О, Тэнгри, услышь нас!) и т.д. Я замерла за забором и, затаив дыхание, стала слушать этот монолог — обращение к богу Тэнгри. Это было редкое священнодействие, в котором участвовали пять-шесть женщин пожилого возраста. Одна из них — главная, ведущая обряд Рабига-инэй проговаривала, скандировала фразы, а другие слушали и повторяли их. Ритуал совершался согласно своим традиционным канонам: были начало, кульминация и завершение. В начале — обращение к Тэнгри, называние имени божества, упрашивание внять просьбам; кульминация — страстное вымаливание грехов, просьбы простить грехи умерших предков и живых, а также вымаливание благополучия миру, затем окончание: засвидетельствование при всех участниках произошедшего, просьба благословения. Ритуал обращения к Тэнгри выглядел таким образом.

Женщины сидели лицом к кибле (в сторону Мекки), руки ладонями вверх держали чуть выше колен.

Молебенный текст представлял собой следующее:



Эй, Төѕрем төҢөлөм! О, великий Тэнгри!

Ҫй, Төѕрем, Алла хөҠрөте! О, Тэнгри, посланник Аллаха!

Ғиѕө іміт итејселөрҠеѕ, Тех, кто на тебя надеется,

Телөк телөјселөрҠеѕ, Кто возносит тебе пожелания,

БалаларҠыѕ, барыәыныѕ, Детей, всех,

Ир-аты, єыҠ-бисөлөрҠеѕ, Мужчин, дев-женщин,

БабаларҠыѕ, етемдөрҠеѕ, Дедов, сирот,

Єарт-єарыйҠарҠыѕ, Старцев-стариков,

БеҠҠеѕ әымає өбейҠөрҠеѕ Бабушек, как мы,

Телөген насип өйлө! Исполни их желания!

Я раббым, Төѕрем төҢөлөм, О, великий Тэнгри!

Ниөттөремде насип өйлө! Мечты мои исполни!

Сабый хікімдөренө ингөн, Глубоких стариков,

Баєый хөлдөренө ингөн Седых старцев,

Єолдарыѕды Ңөфј ит! Рабов всех прости!

Белмөгөнен Ңөфјр-рөхим, Незнание — прости!

Белгөнен єабул ит! Знание — прими!

Єолдарыѕды Ңөфј ит, Рабов своих прости,

Белмөгөнен Ңөфјр-рөхим, Незнание — прости,

Белгөнен єабул ит! То, что знают — прими!

Барәыѕ! Берәеѕ! Ты — есть! Ты — один!

Тиѕдөшеѕ вө Нет тебе равного,

Оєшашыѕ юєтыр! Нет тебе подобного!

Эй, Төѕрем төҢөлөм! О, великий Тэнгри!

Шаәиттарым менөн, Со свидетелями своими,

Ихлас йірөгем менөн, С чистым сердцем своим,

Ғиѕө әыҢынам, Тебе поклоняюсь,

Ғиѕө әыҢынам! Тебе я верую!

Гонаәтарымды Ңөфј ит, Прости мои грехи,

Илгө именлек бир, Пошли благополучие,

Кінгө тыныслыє бир Пошли нам мир и покой!

ӘөмөлдөрҠеѕ уѕын бир! Дай дела добрые вершить,

Телөгемдеѕ барын бир! Дай мне то, что прошу!

Дјшөмбе кініндө, В понедельник —

БөйҢөмбөр тыуҢан кініндө В день рождения Пророка.

Ғинөн әорайым, Тебя прошу,

Ихлас ялбарам, Искренне молюсь,

Ғинөн әорайым, Тебя прошу,

Ҫй, ХоҠайым! Ҫй, Төѕрем! О, Худай мой! О, Тэнгри мой,

Изге сөҢөттө В добрый час мольбу

Єабул ит! Прими!



Затем молящаяся громко спросила у окружающих ее:

— ҒеҠ шаәитмы? — Вы свидетельствуете?

— Шаәит! — Свидетельствуем!

— ҒеҠ шаәитмы? — Вы свидетельствуете?

— Шаәит! — Свидетельствуем!

— ҒеҠ шаәитмы? — Вы свидетельствуете?

— Шаәит! — Свидетельствуем!

— Шаәит! — Свидетельствуем!



Все произнесли “Аминь!” и провели по лицу руками.

В текстах традиционно содержится описание божества Тэнгри, его сущности:

Ғин — бар! Ғин — бер! Ты есть, Ты один!

Ғиѕө оєшаш ює, Нет тебе равного,

Ғиѕө тиѕдөш юк, Нет тебе подобного!

Ғин — бітін ерҠө бар! Ты — везде,

Ғин — бер ерҠө лө ює! Ты нигде!

Особая эмоциональная напряженность, одухотворенность определили и своеобразие поэтики: обилие восклицаний, уверений, определительных канонов, повторов. Все это проецирует, на наш взгляд, великую веру, поклонение, по силе своей равнящееся только поклонению Аллаху. В этих формулах как раз и передана великая, всеобъемлющая суть Тэнгри.

Характерны мотивы волевого воздействия и молебенного излияния души, искренняя вера во всемогущество божества. Человек заверяет Тэнгри в своей вере: “Тебе поклоняюсь, Тебе я верую!” Мотив высшего поклонения чередуется с некоторой исступленностью и желанием заручиться поддержкой божества (“Дай то, что прошу...”).

В обряде очень выразительно отражено соседство исламской и тенгрианской символики; в текстах присутствуют мотивы поклонения и Небу, и пророку Мухаммеду.

Хотелось бы комментариев от мусульман. Бабушка-башкирка заблудилась? :)

#6 Artyr

 
Artyr

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 387 сообщений
  • Ырыуым:Теләү
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 10 Октябрь 2011 - 03:20

Прошу разъяснить мусульман. Старшие в наших краях называют бога - Хозай. Вроде как в исламе не принято Аллаха называть Хозай? Это пережитки тенгрианства тоже?

#7 Сафаргул

 
Сафаргул

    Аҡһаҡал

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 776 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Юрматы
  • Ораным:Аҡтайлаҡ!
  • Ҡошом:Әтәлге
  • Ағасым:Өйәңке
 

Отправлено 11 Октябрь 2011 - 01:17

Эти формулы-обращения мне впервые удалось записать в 1992 г. в Кугарчинском районе, в деревне Юлдыбаево от Рабиги Минибаевой (1912 г.р.) Записать удалось не во время опроса, а во время естественного живого исполнения этого ритуала! Так, летний день близился к вечеру, но до заката было еще далеко, я шла по селу к дому этой бабушки. Ясное, спокойное течение дня (понедельника, это будет уточнено в тексте моления) вдруг озвучили напевные и довольно волевые громкие скандирования: “Эй, Тэнрем, ишет беззе!” — (О, Тэнгри, услышь нас!) и т.д. Я замерла за забором и, затаив дыхание, стала слушать этот монолог — обращение к богу Тэнгри. Это было редкое священнодействие, в котором участвовали пять-шесть женщин пожилого возраста. Одна из них — главная, ведущая обряд Рабига-инэй проговаривала, скандировала фразы, а другие слушали и повторяли их. Ритуал совершался согласно своим традиционным канонам: были начало, кульминация и завершение. В начале — обращение к Тэнгри, называние имени божества, упрашивание внять просьбам; кульминация — страстное вымаливание грехов, просьбы простить грехи умерших предков и живых, а также вымаливание благополучия миру, затем окончание: засвидетельствование при всех участниках произошедшего, просьба благословения. Ритуал обращения к Тэнгри выглядел таким образом.

Женщины сидели лицом к кибле (в сторону Мекки), руки ладонями вверх держали чуть выше колен.

Молебенный текст представлял собой следующее:


Описанный обычай не является тенгрианским,как то пытается представить автор статьи Розалия-апай. Это самое обычное чтение дога(ду'а) в суфийском варианте, когда имам читает дуа, а другие к нему вторят, говоря "Әмин" и тп. Если бы ты, Артур, хоть немного почитал про Ислам,как тебе советовал Карагай, ты бы это знал. Приди на намаз на Тукаева, тоже самое практически увидишь, только в исполнении мужчин, никакой экзотики в этом нет. Единственное отличие,что в случае с этой бабушкой, она имя Аллаһа заменяет на Тенре. Вот и все что есть от тенгрианства в этом обряде. А настоящие тенгрианские обычаи - камлания, бегания с бубном - можно у алтайцев найти. Полюбопытствуй - убедишься ,что ничего общего с тенгрианством действия бабушки Рабиги практически не имеют. Я думаю, если бы шул эбийгэ кто-нибудь из авторитетных башкир,понимающих в Исламе, разъяснил с Кораном и Сахихом в руках,что лучше не обращаться к Создателю с именем Тенре(аузубилляһ), то и этого пережиток тенгрианства исчез бы из ее дога и не было бы большой статьи в Ватандаше :D .

#8 Artyr

 
Artyr

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 387 сообщений
  • Ырыуым:Теләү
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 12 Октябрь 2011 - 09:29

Единственное отличие,что в случае с этой бабушкой, она имя Аллаһа заменяет на Тенре. Вот и все что есть от тенгрианства в этом обряде.


А Хозай? Откуда слово произошло?

#9 Artyr

 
Artyr

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 387 сообщений
  • Ырыуым:Теләү
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 12 Октябрь 2011 - 09:34

Кстати в интернете можно найти вот такую работу: Лечебная и охранительная магия башкир. Тексты. Составление, подготовка текстов Ф.Г.Хисамитдиновой. – Уфа, 2009. – с. 340. Вот где "пережитки" тенгрианства. Там и землю с кладбища домой и лентощки к дереву привязывать. :) пс: Представляю какой труд объехать весь Башкортостан и собрать 340 стр обычаев. Фирдаус Гильмитдиновне и ее помощникам огромный респект. По этой книге можно кучу анализа сделать. Кандидатские и докторские ждут своих ученых.

#10 юлбарс74

 
юлбарс74

    Хан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 281 сообщений
  • Город:Караидель
  • Интересы:охота,рыбалка,холодное клинковое оружие,история,военное дело
  • Ырыуым:Суннарсы
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Артыш
 

Отправлено 12 Октябрь 2011 - 01:01

А Хозай? Откуда слово произошло?

вроде как тюркское слово это,значит тенгрианское

#11 salbabay

 
salbabay

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Ырыуым:Үҫәргән
 

Отправлено 12 Октябрь 2011 - 05:54

вроде как тюркское слово это,значит тенгрианское

Таджики памирцы из Нагорного Бадахшана тоже обращаются к божеству Худай.

#12 Abdulgani

 
Abdulgani

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 238 сообщений
  • Ырыуым:Дыуан
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 12 Октябрь 2011 - 06:11

Насколько я помню из литературы так называли верховное божество в иранских языках.

#13 Karagai

 
Karagai

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 986 сообщений
  • Ырыуым:Ҡарағай-Ҡыпсаҡ
  • Ораным:Туҡсаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарағай
 

Отправлено 12 Октябрь 2011 - 06:17

вроде как тюркское слово это,значит тенгрианское

Это означает просто Господь, вот и все. Т.е. принято как одно из обозначений Аллаха. Насколько помню, фарсизм, т.е. в тюркские языки попало с фарси, персидского. Таджики - ираноязычны. Вообще "тенгриизма" как внятного, чуть ли не "монотеистического" кодекса не существовало - по крайней мере, востоковедение такового не знает. Попытки изобразить его таковым - это новодел в духе Мурада Аджи. В реальности Тэнгри - имя верховного божества у многих тюрко-монгольских и испытавших их влияние народов, это целый комплекс разных верований, изначально языческих, потом усложнявшихся, а не одна религия. У алтайцев есть ведь и духи "тенгрии". Никакой альтернативы Исламу в Башкортостане она не представляла - так решили наши предки еще 700 лет назад. Местные экзотические культы - дело иное, Ислам же пришел к нам, как и на Кавказ (там обрывков древних верований куда больше), скажем, не огнем и мечом, а добровольно, а потому не выжигал старые практики, обряды и суеверия - люди отчего-то отказывались, что-то оставалось - и на Урале, и на Кавказе. Башкиры, например, народ очень лиричный, тесно связанный с природой, тонко чувствующий ее красоту - так что в этом плохого? Естественно, одушевление (а не обожествление) природы, культ памятных мест, предания, очень развитая мифология, древний эпос, демонология. При этом они оставались истинными мусульманами, а в 17-18 вв. - главными защитниками Ислама и уммы в России (с нач. 19 в. Башкортостан успокоилась (став Башкирским Войском и закрепив статус Ислама и вотчинных прав в своей среде на уровне империи), а эту эстафету перехватил Кавказ).

#14 salbabay

 
salbabay

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Ырыуым:Үҫәргән
 

Отправлено 12 Октябрь 2011 - 06:30

В исламе среди башкир очень много сохранилось элементов культа от тенгрианства. - усен, етехен, кыркын, йылын укытыу; -кисен хэм тунен тырнак, сэс алмайлар; хыуга бармайлар; -ашагандан хун тоз, эскэндэ хун хыу капланга булырга тейеш; -елганы быуырга ярамай хыу акмаслык итеп; -ой эсендэ кыскырырга хэм хызгырырга ярамай; -эруэхлэргэ табыныу, зыяратты багыу; -тыугандарга ойлэнеу ете быуын утмэйенсэ тыйыла; -ойзэн сыкканда ун аяк менэн сыгалар хэм башкалар...

#15 Дедеманн

 
Дедеманн

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 474 сообщений
  • Ырыуым:Ырыуһыҙмын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 12 Октябрь 2011 - 07:56

В исламе среди башкир очень много сохранилось элементов культа от тенгрианства.
- усен, етехен, кыркын, йылын укытыу;
-кисен хэм тунен тырнак, сэс алмайлар; хыуга бармайлар;
-ашагандан хун тоз, эскэндэ хун хыу капланга булырга тейеш;
-елганы быуырга ярамай хыу акмаслык итеп;
-ой эсендэ кыскырырга хэм хызгырырга ярамай;
-эруэхлэргэ табыныу, зыяратты багыу;
-тыугандарга ойлэнеу ете быуын утмэйенсэ тыйыла;
-ойзэн сыкканда ун аяк менэн сыгалар хэм башкалар...

)))))))))
если мне память не изменяет, больше половины проходит в хадисах.

#16 Зианбердин

 
Зианбердин

    Неизвестен.

  • Егет
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 802 сообщений
  • Интересы:http://vk.com/club54956707 или группа «Граффитиология и краеведение»,
    Башкортостана» и другие.
    http://vk.com/club75634890 или «Путеводитель по башкирским древностям»,
    http://vk.com/club81778685 или "Бтиг ччдим",
    http://vk.com/club75581166 или «Толковый словарь башкирских языков»,
    http://vk.com/club75639634 или «О башкирской музыке»,
    http://vk.com/club61429559 или «Наскальные письмена Башкортостана»,
    http://vk.com/club61429586 или «Тексты на предметах»,
    http://vk.com/club61428749 или «Сулпы и кумбазы Башкортостана»,
    http://vk.com/club67747155 или Turkology in Bashkortostan.
    http://vk.com/club61429514 или «Географические указатели Башкортостана»,
    http://vk.com/club61428829 или «Эпитафии Башкортостана»,
    http://vk.com/club65187388 или «Кунгел\\Душа и память»,
    http://vk.com/club61429544 или «Афиши и плакаты, товарные ярлыки, этикетки Башкортостана» и.т.д.
  • Ырыуым:Үҫәргән
  • Ораным:Байһоңғар!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 24 Октябрь 2011 - 06:54

А Хозай? Откуда слово произошло?

От "Ху"\\ "всевышний" и "даи"\\ "великий". Стилистические надписи этого названия имеются почти во всех монетах и грамотах Турецкого халифата и на туграх турецких правителей, а также тех тюркских правителей которые номинально признавали верховную власть турецкого халифа, кстати, включая Петра Первого императора России (его тугру не могу разместить, места не дают).
Слово тэнгои происходит от "Донг" и "Ра", т.е. от "всезнающий (вездесущий) бог". Это видно по древнебашкирским документам.

#17 Timur-Amir

 
Timur-Amir

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 874 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 16 Сентябрь 2012 - 03:29

[quote]В обряде очень выразительно отражено соседство исламской и тенгрианской символики; в текстах присутствуют мотивы поклонения и Небу, и пророку Мухаммеду.[/quote]
Видимо текст сформировался в период двоеверия — упадка язычества и восхождения ислама.
Например у русский подобный памятник это «Голубиная книга», для примера процитирую статью о ней, характеризующую и упомянутый Вами обряд:
[quote]Стих о Голубиной книге — одно из произведений славянской духовно-народной литературы.... Будучи первоначально книгой дозволенной, в XIII в. переходит в разряд запрещенных, или т. н. апокрифических. Последнее объясняется тем, что в книге объединились как христианские, так и языческие мотивы... Главнейшим источником этой части стиха служит чрезвычайно распространенный в нашей древней письменности памятник, известный под именем «Беседы трёх святителей». Воспользовавшись отчасти самой беседой, отчасти её источниками, как материалом, стих о Г. книге переработал этот материал по-своему, в чисто народном духе.[/quote]

То есть был некий языческий ритуал и его текст, затем под влиянием ислама стих был переработан и дополнен мусульманскими элементами, что интересно, в приведенном здесь тексте нет отодествления Аллаха и Тенгри:
[quote]Ҫй, Төѕрем, Алла хөҠрөте! О, Тэнгри, посланник Аллаха![/quote]
То есть я бы осмелился предположить, что интерпретатор-язычник изначально сопоставил Тенгри и Пророка, что косвенно доказывается этой фразой:
[quote]Ҫй, ХоҠайым! Ҫй, Төѕрем! О, Худай мой! О, Тэнгри мой,[/quote]
То есть, скорее всего, язычники-башкиры сопоставляли Худая и Аллаха, а Тенгри и Пророка, что может косвенно свидетельствовать о том, что Тенгри не был верховным божеством башкир, а являлся подчиненным по отношению к Худаю.
[quote]Кудай(Худай) спустил с неба молнию, повелевал громом.[/quote]
То есть верховным божеством башкир был создатель-громовержец Худай.
О Тенгри нам известно, что его имя означает небо:
[quote]Тюркоязычные народы использовали прилагательное «Тенгри», что означает «небесный, божественный»[/quote]

Сравним с индоевропейцами по функционалу божеств:
«Варварской Европы и родственных индоевропейских народов состояло из таких базовых типов, как: Бог Ясного Неба, отвечающий за законодательную функцию и покровительствующий воинскому праву; Бог Грома, характеризующийся военно-силовой функцией; Бог Земных Сил, выполняющий аграрно-магическую функцию; Культурный Герой, обладающий культурно-медиаторной функцией; полифункциональная синкретическая Великая Богиня, соединявшая двойственную небесно-земную природу.

4. Вышеперечисленные мифологические типы находили своих почитателей среди различных социальных групп: Бог Ясного Неба - среди племенной общины; Бог Грома - среди аристократии; Бог Земных Сил - среди жречества и, отчасти, крестьянства; Культурный Герой - среди обладателей царской власти и представителей всего формирующегося протогосударственного аппарата. Некоторое исключение здесь составляет Великая Богиня, в рассматриваемые периоды являвшаяся объектом поклонения женщин, ограниченных в своих правах и, по-преимуществу, связанных с полифункциональным домашним хозяйством.»
Источник: http://www.mythologies.narod.ru/conclusion.htm

«Бог Ясного Неба, чье имя почти во всех своих вариантах восходит к праиндоевропейскому deiuo- "дневное, сияющее небо": греческий Зевс, индийский Дьяус, балтский Диевас, германский Тиу, кельтский Тевтат ), хеттский Тиват, этрусский Тин, вероятно, является наиболее древним мужским персонажем пантеона. Во всяком случае, именно он был главой пантеона индоевропейцев на заре их существования, был богом племенной общины, обладал законодательной и военной функциями. Последняя есть то, что отличает данный образ у пастушеских племен индоевропейцев от небесных богов в предшествовавших им земледельческих культурах. Впоследствии, Бога Ясного Неба "заслонили" другие образы, что вызвало даже появление специальных объяснительных мифов, таких как миф о "падении Дьяуса" в Индии и кельто-германский сюжет о потере богом неба руки и невозможности по этой причине выполнять функции "царя богов". Такая ситуация была характерна для народов Варварской Европы (кельтов, германо-скандинавов, балтов, славян, фракийцев) и индо-иранцев, однако в Средиземноморье развитие мифологии пошло иным путем. У греков, этрусков и италиков Зевс , Тин и Юпитер представляют слияние образов богов Ясного Неба и Грома.»
Источник: http://www.greek.h11.ru/pantheon1.htm

Таким образом приведенный текст дает нам возможность предположить, что функционал Божества Ясного Неба у башкир восходит к Тенгри, а Божеством Громовержцем является Худай, но само «смещение» Тенгри с верховного божества до божества закона (основываясь на приведенных материалах сравнительного религиоведения) и заимствованием части его функций Худаем имело место.
То есть Тенгри в мифологии скорее всего занимал место аналогичное этому:
«Тевтат - кельтский вариант Бога Ясного Неба. Его оружие - меч, священное животное - кабан. Бог Ясного Неба, покровитель племенного коллектива и воинского права широко присутствует в индоевропейской системе. Тевтат аналогичен Тиу/Тюру германской и скандинавской мифологий; Зевсу и Юпитеру греческой и италийской мифологий; Дию и Диевасу славянской и балтской мифологий. Под именем Тин он также известен в этрусской мифологии; как Дьяуса его знает индийская мифология.»

А Худай аналогичен индоевропейским громовержцам:
«Донар (Тор), по-видимому, тождествен кельтскому громовнику Таранису. По своей основной функции, отражённой в имени, Донар (Тор) – типичный индоевропейский громовник, сопоставимый с индийским Индрой. [/quote]
[quote](Перун принадлежит к типу громовержца, широко распространенного в индоевропейских мифологиях (Перкунас - балтская мифология, Парджанья - индийская мифология, Тор - скандинавская мифология, Донар - германская мифология, Таранис - кельтская мифология, Тархунт - хеттская мифология). Священный день недели громовержца - четверг, священная птица - орел, священное дерево - дуб, священное оружие - молот или топор.»

#18 Timur-Amir

 
Timur-Amir

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 874 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 16 Сентябрь 2012 - 09:43

Интересно: поговорил с мамой, у дюртюлинцев (смеси татар и башкир) устойчивый эпитет Аллаха «Ходай Тәгәлә», у башкир «Хоҙай Тәғәлә». Погуглил: выяснилось, что «Ходай Тәгәлә» употребляется помимо северо-запада Башкортостана на территории бавшего Мензелинского уезда, т.е. некогда башкирских районах Татарстана. То есть «Хоҙай Тәғәлә» это отголосок древнего башкирского политеизма (включаю сюда и «татар» башкирских районов РТ)?

#19 Янбердин Ирек

 
Янбердин Ирек

    Дәрүиш

  • Форум ағзаһы
  • Pip
  • 4 сообщений
  • Ырыуым:Списокта юк
 

Отправлено 15 Май 2013 - 12:02

А Хозай? Откуда слово произошло?


Правильно пишут, что слово Хоҙай означает Господь. Можно даже таким лингвистическим методом понять. Раньше не было гласных. Значит остается согласные Хд, а -ай это окончание. Например, в Коране встречается слово Ахад (сура Ихлас). Тоже код этого слова ХД. Уверен, слово на арабском Ахад и башкирское Ходай близки по значению.

#20 Янбердин Ирек

 
Янбердин Ирек

    Дәрүиш

  • Форум ағзаһы
  • Pip
  • 4 сообщений
  • Ырыуым:Списокта юк
 

Отправлено 15 Май 2013 - 12:31

Я уверен, даже не уверен, а знаю, что не могло появиться на Земле, просто так, как альтернатива, какая-нибудь религия (дин), кроме той, которую ниспослал нам Аллах через пророков, начиная от Адама. Все остальные религии, похожие на монотеистические, всего лишь, грубо говоря, "пародия" ее (Религии Аллаха). Теперь в наше время столько пародий, что люди вообще не верят в божественное происхождение человека - для них она смех. Тенгрианство, зарастризм и т.д. - это религии, поражденные, образно говоря, Иблисом. Их видоизменили люди, которые не захотели идти по прямой. Эти религии были созданы, чтобы люди поклонялись (поклонялись - значит отдавать свое время) Иблису, а не Аллаху. Сафаргул, Карагай - афарин! Якшы фекерләйһегеҙ. Сразу видно, знакомы с с Кораном.




0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM