Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Национальная политика в Челябинской области


  • Please log in to reply

8 ответов в этой теме

#1 Ishtak

 
Ishtak

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 280 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 20 Август 2011 - 11:17

Помню, в конце прошлого века в Аргаяшском районе ходил анекдот-быль о том, как первый секретарь обкома сделал изумлённые глаза, когда ему сказали что в области существуют места компактного проживания башкир и татар. На что он воскликнул: "А что у нас ещё и башкиры живут что-ли?"

Очень вовремя принята эта Концепция. А то с самой Великой октябрьской городские головы ломали голову как отличить национальности друг от друга. Ещё десятка-два годков и пришлось бы завозить национальности из соседних регионов, как вымерших мамонтов и сумчатых волков.

Челябинским Заксобранием одобрена Концепция реализации нацполитики на 2012-2015 гг.
Члены комитета по социальной политике, культуре и спорту Законодетельного Чобрания Челябинской области одобрили Концепцию реализации государственной национальной политики на 2011-15 гг. Об этом 19 августа сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Законодательного Собрания Челябинской области.

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области в решении задач, возникающих при регулировании процессов в сфере межнациональных отношений и взаимодействия с национально-культурными общественными объединениями. Концепция направлена на сохранение и развитие исторических традиций, решение общенациональных задач государства, укрепление гражданской идентичности и обеспечение прав граждан на удовлетворение их этнокультурных, языковых и религиозных запросов.

Депутаты Законодательного Собрания рекомендовали правительству Челябинской области разработать и принять программу по реализации положений концепции.


Хотел бы я поглядеть, какой "шедевр" в области национальной политики состряпали современные знатоки "тефтелек".

#2 Scorpio

 
Scorpio

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 253 сообщений
  • Интересы:всяка-разна
  • Ырыуым:Белмәйем
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 06 Апрель 2012 - 08:58

Помню, в конце прошлого века в Аргаяшском районе ходил анекдот-быль о том, как первый секретарь обкома сделал изумлённые глаза, когда ему сказали что в области существуют места компактного проживания башкир и татар. На что он воскликнул: "А что у нас ещё и башкиры живут что-ли?"

Журналисты БСТ снимают серию репортажей о деятельности башкирского курултая Челябинской области
автор: Сергей Захаров
5 апреля съемочная группа Башкирского спутникового телевидения прибыла в Челябинск. В столице Южного Урала журналисты намерены снять серию репортажей о деятельности Челябинской областной общественной организации «Башкирский Курултай» и жизни местного башкирского населения.
В составе творческой бригады — корреспондент службы новостей Лилия Тунасова, оператор Артур Ханов, техник ТЖК Булат Закирьянов и водитель Ильнур Гильманов.
По словам Лилии Тунасовой, они приехали с одной единственной целью — рассказать и показать то, как башкирам в Челябинской области, а их в этом регионе проживает более двухсот тысяч человек, удается сохранять свой язык, традиции и культуру.
Телевизионщики из Башкортостана уже побывали в поселке Тактыбаево Сосновского района, где посетили школу, детский сад и пообщались с местными жителями.
Репортаж о деятельности организации «Башкирский Курултай» выйдет в эфир БСТ 8 апреля в 12.30 в программе «Итоги недели» на башкирском языке. Кроме того, сюжет будет показан в «Новостях» на русском языке. Материалы также будут доступны на сайте телекомпании www.tv-rb.ru.
Очередные визиты тележурналистов БСТ в соседнюю область планируются в мае и июне.

#3 kara-eget

 
kara-eget

    Башҡорт ханы

  • Егет
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 883 сообщений
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Көҙөй
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Имән
 

Отправлено 23 Июль 2012 - 12:23

http://ukn.oblast74.ru/news/society/2012/06/07/doc42665 ""Не зря великие мыслители считали национальный вопрос краеугольным камнем как в политике, так и в быту. Много бед на этой почве случалось от невежества. Смотрю американские фильмы и в каждом — рядом с белым чёрный, пардон, афроамериканец, и не только в кино, даже в мультяшках. И постоянно мелькают на экранах полинезийцы, китайцы, индейцы — видно, работают чиновники, думают о будущем государства. Мы же, как всегда, медленно запрягаем — наш Путин только к третьему президентскому сроку обозначил круг задач в этом важнейшем вопросе. Устькатавцы живут на границе с Башкирией, и по статистике на каждую сотню жителей приходится четверо татар и семеро башкир. Века и века живём мы бок о бок, пересекаясь, смешиваясь в именах, в фамилиях, в семьях… «Татары — народ не рядом с нами, они внутри нас, они в нашей крови, нашей истории, нашем языке, нашем мироощущении» — так сказал историк Лев Гумилёв. Думаю, на Урале так можно сказать и о башкирах. Воля случая или нет — в моём опросе большинство татар, но почти в каждой семье есть башкирская кровь. Автор темы —АЛЕКСАНДР РЕМЕЗОВ Не Лида, а Халида — Так получилось, что здесь родилась, росла среди русских, подруги все русские — и в садике, и в школе звали Лидой. А в последнее время думаю: плохо сделала, что не настояла на том, чтобы звали Халидой. Всё-таки своё имя роднее, оно дано родителями и должно охранять тебя. Например, родился Арслан — красивое башкирское имя, а его по-русски зовут Алик. У меня дочь Лейсан, а её пытаются звать Олесей — так легче запомнить. До сих пор в театре меня называют Лидой, но я не Лида, а Халида. И раз я родилась мусульманкой, хочу умереть мусульманкой. В восемьдесят девятом году мы организовали татаро-башкирский культурный центр «Дуслык». Часто собирались, репетировали, ездили в Челябинск и даже два раза проводили здесь Сабантуй. Вы бы видели, какие красивые танцы у нас были! Случались периоды, когда культурный центр прекращал свою работу. А потребность в душе у всех росла, друзья, родственники спрашивали: где наш «Дуслык»? Сейчас всё возрождаем, ездим на фестивали. В июне, в пятницу 15-го, на Паранино впервые проводим Шажере-байрам — праздник родословных. Горжусь, что башкирка, знаю свой язык, могу спеть, станцевать, люблю смотреть башкирские спектакли. Надо детей учить родному языку. Представляете, если бы все говорили только на русском, были одного цвета кожи? А так — разная внешность, разные песни, разные танцы — это же интересно! ХАЛИДА ФАХРЕТДИНОВА, руководитель татаро-башкирского культурного центра «Дуслык» Мы пришли в мир татарами — Я не башкирка, я татарка, и у нас в городе нет деления. И культурный центр «Дуслык» — для татар и башкир. Вера одна — ислам, культурные ценности близки, мне кажется, многие и не знают: Муса Джалиль — татарский поэт или башкирский. Хотелось бы чаще видеть выступления в Усть-Катаве татарских и башкирских артистов. Когда поют, например, соседи по дому (и так хорошо поют!) на родном языке или танцуют, это вызывает огромное уважение. Начинаю сама проговаривать какие-то вещи. Родной язык в любом случае очень нужен, нужны и обряды, которым в своё время нас учили родители. Для чего-то мы пришли в этот мир именно в такой национальности. И чем старше становлюсь, тем отчётливее понимаю, что несу ответственность за то, чтобы мои дети и внуки понимали, что у них бабушка и дедушка любили и знали язык, культуру своего татарского народа. ФАНИЯ ЯРОВАЯ, руководитель отделения «Альфастрахование» Думать о людях — Сейчас на пенсии, учусь в духовном университете города Копейска, исповедую ислам. Моё мнение: в России законы сделаны против человека, везде какие-то барьеры, препятствия, человек больше мучается, чем живёт. Я председатель Попечительского совета и являюсь ответственным за строительство мечети. Что касается строящейся мечети, дела идут, хотя не так быстро, как хотелось бы. Строить будем на пятачке рядом с горгазом, проектная документация и смета готовы. Дело за малым: остаётся получить разрешение на строительные работы. Сейчас большая брешь образовалась — мечети нет ни в Юрюзани, ни в Катав-Ивановске. В своё время я работал в снабжении Якуталмаза, пришлось объездить всю Россию, два раза был в служебных командировках за границей. Очень хочу, чтобы у нас люди лучше жили и процветали. По моему мнению, раньше в городе было чище, это меня радовало, может, потому и приехал сюда. Сейчас живу в частном секторе, где даже мусор не вывозят. А по соседней Башкирии едешь — чистота, двадцать домов, однако есть телефон, вода и газ в каждом доме. В своё время губернатор Челябинской области весь упор сделал на металлургию и, видимо, где-то просчитался. Человек таких масштабов должен не только глобальные задачи решать, но и помнить о людях, которые в деревнях живут. САЛАВАТ ШАРАФУТДИНОВ, студент исламского духовного университета Отец — татарин, мать — башкирка — По родословной я татарин, но вырос в башкирской деревне Алькино. У нас как? Если в башкирской деревне татарин появился, над ним насмехаются, и наоборот, в татарской деревне над башкиром насмехаются. Иногда от русских тоже можно услышать: «Ух, башкир!» А я им говорю: «Мы, глупые башкиры, научились по-русски говорить, а вы, умные русские, почему не умеете разговаривать по-нашему?» По крови я татарин, но горжусь, что в Башкирии вырос, и прославляю её. У меня жена татарка, а у неё отец башкирин, мать татарка. Башкиры очень добродушные и спокойные, татары — подвижные, хитроватые. Говорят же: когда татарин родился, еврей заплакал. Насчёт объединений и землячеств так скажу: искусственно ничего не сделаешь. Наш татаро-башкирский центр то затухнет, то возродится, но устойчивого развития нет. Собрались мечеть строить, но каждый имам приходит и начинает свою линию гнуть. Один только Магафур нас немножко в ислам вовлекал. Сейчас у лошадей, у собак родословная есть, а мы стесняемся своего рода, своей нации. Почему я разговариваю по-башкирски? Очень колоритный язык, по-русски так не скажешь. РАИС ТАГИРОВ, житель Новостройки Мечеть и церковь рядом — Наполовину я татарин, наполовину башкир. Родился в Яхино, потом родители переехали в Усть-Катав. Язык как татарский, так и башкирский знаю — родители разговаривали. В армии меня вообще все принимали за хохла. В части было много узбеков, и как-то слышу: они на своём языке говорят, что надо меня проучить. А я всё понимаю, потому что языки родственные. Соответственно, приготовился к встрече, зашёл — и начал их сам метелить. А через год меня старшиной поставили, потому что со всеми мог разговаривать — и с чеченами, и с узбеками. Жена у меня русская, христианка. Кстати, у нас церковь и мечеть рядом, жена идёт в церковь, я в мечеть. Живём нормально, разногласий по вере никаких нет. Конечно, надо изучать башкирский, татарский языки, преподавать их детям по желанию в школах. ИЛЬДАР МУЛЮКОВ, заместитель директора СОКа Часовню можно, мечеть нельзя — У меня папа и мама татары, родом мы из-под Казани. Мне было полтора года, когда родители переехали в Усть-Катав. Отец работал в леспромхозе, мы долго жили в разъезде Минка, росли среди русских детей, учились в русской школе. В разговорной речи использую только русский язык, потому что на нём очень быстро думаю и говорю. На татарском лишь понимаю, что говорят, потому что с нами жила бабушка, которая разговаривала только на татарском. Я всегда была общительной и какого-то давления и дискомфорта, как лицо другой национальности, на себе не испытывала. Общаюсь близко с Валентиной Васильевной Губайдуллиной, её сын Женя погиб в Чечне. А я его учила и хорошо знала, в день памяти нас всегда приглашают на поминки. Валентина украинка, а отец Жени — татарин, так у них дома Коран лежит рядом с Библией. Когда Женя погиб, Валентина Васильевна сказала: «Он солдат, и мы устроим гражданскую панихиду». А когда муж умер, она похоронила его по мусульманским обычаям. Считаю, что переделывать человека по вере не надо, здесь должен быть личный выбор каждого. Я была на городском Собрании депутатов, когда обсуждался вопрос о строительстве мечети. Предлагались разные варианты, но как только определялись с местом, так сразу слышалось: «Нет! Нельзя здесь! Не хотим!» Говорили о месте рядом с парком Победы, там же свободная территория. Но вот часовню можно поставить, а мечеть нельзя. ДАНИЯ БУРЕНКОВА, директор школы На курае не получилось — У меня мама башкирка, папа татарин. Получилось так, что когда я был ребёнком, родители не разговаривали на родном языке, поэтому я его и не знаю. И хотя потом учился в Уфе четыре года по классу саксофона, и один раз в неделю у нас был башкирский язык, но так и не осилил его. Если говорить о музыке, то любому народу нравится выделять своё. Допустим, русская музыка распевная, и размеры довольно сложные. В башкирских, татарских мелодиях присутствует милизматика — более тонкие напевные рисунки. Но башкиры и татары по-своему трактуют пентатонику, получается разный колорит. У башкир, мне кажется, мелодия мягче и язык тоже помягче, чем татарский. Человек может быть любой национальности, главное — оставаться человеком. Но каждый должен быть со своими истоками. Очень важно знать язык и культуру своего народа, этого требует наша генетика. На курае не получилось научиться играть, да я всегда к саксофону стремился. В Уфе дружил с ребятами- кураистами. В их деревнях не преподавали саксофон, только народные инструменты. В Башкирии сейчас возрождение, развитие идёт только в национальном плане. Саксофонисты не были востребованы, но кураисты подходили и говорили: «Ох, как нам нравится саксофон». НАТАН СИБАГАТУЛЛИН, музыкант"" От себя можно добавить что на БСТ практически не бывают передачи о башкирах западной части Чел.области(Ашинского,Катав-Ивановского районов,Усть-Катава).Чаще покажут сюжеты о башкирах из Латвии,к примеру.А ведь к Уфе близко очень эти районы...

Сообщение изменено: kara-eget (23 Июль 2012 - 12:27 )


#4 Ishtak

 
Ishtak

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 280 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 24 Июль 2012 - 09:00

http://ukn.oblast74.ru/news/society/2012/06/07/doc42665
(только ссылка не срабатывает)

"Не зря великие мыслители считали национальный вопрос краеугольным камнем как в политике, так и в быту. Много бед на этой почве случалось от невежества. ... Мы же, как всегда, медленно запрягаем — наш Путин только к третьему президентскому сроку обозначил круг задач в этом важнейшем вопросе."

Отличная и очень актуальная тема! Спасибо всем кто поднимает этот вопрос.

#5 kara-eget

 
kara-eget

    Башҡорт ханы

  • Егет
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 883 сообщений
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Көҙөй
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Имән
 

Отправлено 24 Июль 2012 - 10:58

Отличная и очень актуальная тема! Спасибо всем кто поднимает этот вопрос.

Вчера открывалось по ссылке а сегодня на сайте газеты Усть-Катавская неделя ее нет.Видимо вышел новый номер газеты,а архив старых номеров не работает.
"Четыре татарина и семеро башкир на сотню русских..." Автор: Александр Ремезов.Есть на других источниках.

#6 kara-eget

 
kara-eget

    Башҡорт ханы

  • Егет
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 883 сообщений
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Көҙөй
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Имән
 

Отправлено 10 Сентябрь 2012 - 12:54

http://chel.mk.ru/interview/2012/09/03/743602-ya-bashkir-i-tem-gorzhus.html ""“Башкирский Курултай” поздравляет челябинцев с Днем города! Сфера деятельности Челябинской областной общественной организации “Башкирский Курултай” обширна, она охватывает работу огромной армии энтузиастов, людей, искренне желающих возрождения башкирской культуры и языка на благо всей многонациональной Челябинской области. И в их числе Морис Юсупов — сын легендарного южноуральского чемпиона и основателя уральской школы дзюдо Хариса Юсупова. Материальная поддержка Мориса и Марселя Юсуповых и их вклад в руководство позволили вывести работу курултая башкир Челябинской области на качественно новый уровень. Об основных направлениях работы современного курултая*, который в следующем году отметит свое 20-летие, мы беседуем лично с Морисом Харисовичем и его коллегами Флюзой Фаткулловной Гайсиной и Тимуром Ураловичем Сафиуллиным. — У нашего народа богатое и красивое прошлое, — начал разговор председатель исполкома ЧООО “Башкирский Курултай”. — Для того чтобы наше с вами будущее было стабильным и благополучным, необходимо поддерживать нашу молодежь, активнее привлекать их к мероприятиям, посвященным развитию национальной культуры, родного языка и традиций, к занятиям спортом и физической культурой. Вот на это и направлена основная работа нашей организации. — Морис Харисович, а много ли башкир на Южном Урале? — Не секрет, что территориально Челябинская область является исконной родиной башкир. Здесь они жили веками, вот почему названия населенных пунктов, горных хребтов и озер имеют башкирское происхождение. Поэтому численность башкирского населения на Южном Урале весьма значительна и по переписи 2002 года составляет 167 тысяч человек. Исконно башкирскими считаются Аргаяшский и Кунашакский районы. Вообще, в мире насчитывается около двух миллионов башкир. Около 80 процентов из них живут на территории России. — Как зародилось ваше движение? — Самосознание башкир всегда было на высоком уровне, поэтому в начале 90-х годов группой инициативных людей, заслуженных деятелей национальной культуры и искусства, решено было создать движение. У истоков организации стояли мой отец Харис Мунасипович Юсупов, Урал Кофеевич Сафиуллин, Зиннат Тухватович Бикбулатов, Талгат Гайнетдинович Хаиров, Гадель Камилович Валеев, Марат Рафкатович Камалов и многие другие. Вначале возникла идея поддержать и объединить башкир. Был создан башкирский культурный центр, в котором талантливые башкиры имели возможность себя проявить, был избран председатель, и началась работа. Решались и до сих пор решаются насущные проблемы по башкирскому образованию, организации концертов и гастролей коллективов Южного Урала и Башкортостана. Со временем, когда Челябинский областной курултай стал учредителем Всемирного курултая, его границы расширились. Всемирным курултаем и развитием башкирского самосознания на территории всей России руководит теперь мой родной брат Марсель Юсупов. Так же как мы переняли бразды правления курултаем от отца, надеемся, что сможем заинтересовать этим делом и своих детей. “Башкирский Курултай”, кстати сказать, одна из первых национальных организаций, которые впервые возникли не только на территории Челябинской области, но и во всей России. Сейчас по области 20 наших региональных отделений. Программа мероприятий всегда очень насыщенна. В следующем году совместно с президентом Башкортостана и губернатором Челябинской области мы проведем Дни Республики Башкортостан на территории нашей области. Подобное мероприятие уже проводилось на территории Башкирии пять лет назад. Концерты и научные пресс-конференции в рамках Дней национальной культуры всегда вызывают горячий интерес. С Башкортостаном у нас очень хорошие, тесные взаимосвязи. Министерство образования РБ обесепечивает наши учебные заведения учебниками и пособиями на башкирском языке, организуются гастроли филармонических и театральных коллективов. Конечно же, ни одна общественная организация не может функционировать без материальной поддержки своих спонсоров. “Башкирский Курултай” признателен за спонсорскую помощь ООО “Регион сеть АЗС Башнефть” на территории Челябинской области и лично руководителю Татьяне Владимировне Гугановой, без помощи которой мы не смогли бы осуществить многие свои идеи. — Как изучается родной язык? — Существует определенная проблема в том, что люди перестали общаться на башкирском языке дома. Учить язык в школе — это как с английским. Многие из вас его знают по окончании школы? Секрет в том, что если родители не разговаривают на этом языке, то уроки бесполезны. Понимать будешь, а говорить — нет. Нужна практика на уровне семьи. И никаким законом это не навязать. — Сегодня башкирский язык централизованно изучается в 31 школе Челябин¬ской области. — рассказывает заместитель председателя исполкома ЧООО “Башкирский Курултай”, член совета по национальным вопросам при Законодательном собрании Флюза Фаткулловна ГАЙСИНА. — Из них 29 заведений — это школы Аргаяшского и Кунашакского района. Еще одна школа расположена в Сосновском районе, другая — в Металлургическом районе Челябинска. Наши активисты стараются помогать преподавателям, которые ведут уроки башкирского, но, к сожалению, с каждым годом учеников становится все меньше, финансирование школ сокращается, и многие учебные заведения переходят на пятидневную форму обучения. В связи с чем количество часов изучения башкирского языка сокращается. Морис Юсупов: — Я часто езжу на спортивные соревнования, и не раз замечал, что представители кавказских национальностей или татары разговаривают между собой только на родном языке. У них прививают родной язык сызмальства и гордятся этим. Это твои корни, и если их потеряешь, закончится и твой род. Если ты по рождению башкир, но не ощущаешь себя таковым, это приведет к тому, что твои дети уже и вовсе не будут башкирами. Сейчас популярна тема изучения родословной. Для башкир поиск своих предков особенно важный элемент самосознания. Когда-то у нас существовало множество родов, которые объединяли язык, культура и вера. К счастью, сегодня интерес к родословной возрождается во многих деревнях. Мне важно, чтобы мы ощущали себя потомками своих предков, и не имеет значения, какой именно национальности. Главное, чтобы мы передали своим детям гордость за своих праотцов и за свой народ. Мы хотим, чтобы наши ребята возвращались в села в качестве врачей и учителей и несли свои знания и опыт, заводили семьи и рожали детей здесь, на южноуральской земле. И с этой целью мы возобновили работу Землячества в Уфе, которое в свою очередь и будет помогать нам налаживать связи со студентами, выходцами из Челябинской области.""

#7 Кудесник

 
Кудесник

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 512 сообщений
  • Интересы:РЫбалка,охота,история.
  • Ырыуым:Мырҙалар
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 10 Сентябрь 2012 - 01:31

http://chel.mk.ru/interview/2012/09/03/743602-ya-bashkir-i-tem-gorzhus.html

""“Башкирский Курултай” поздравляет челябинцев с Днем города!

Харис Юсупов настоящий мужик,прославленный спортсмен и тренер ну для меня как занимающегося раньше дзю-до,точчно.Да к тому же он земляк мне, мурзаларец. :)

#8 ҠунаҡvanyaaOa_*

 
ҠунаҡvanyaaOa_*
  • kунаҡ
 

Отправлено 20 Декабрь 2014 - 09:58

Еще сегодня по радио повторяли про то что бакланы и пеликаны прниосят вред рыбному хозяйству области и что будет рассматриваться вопрос об их массовом уничтожении.

#9 беркут

 
беркут

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 646 сообщений
  • Ырыуым:Үҫәргән
 

Отправлено 20 Декабрь 2014 - 10:26

Еще сегодня по радио повторяли про то что бакланы и пеликаны прниосят вред рыбному хозяйству области и что будет рассматриваться вопрос об их массовом уничтожении.

Появилось "ачывидна неочивидное мныние", что ымынно "бакланы" точно "прниосят" вред коррупции очень "грыбному" хозяйству области. Очаровательных пэлеканов нэ пэлить!!!




1 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM