Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Семейные традиции башкир



7 ответов в этой теме

#1 miraj

 
miraj

    Аҡһаҡал

  • kыҙ
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 404 сообщений
  • Ырыуым:Ҡатай
  • Ораным:Тайлаҡ!
  • Ҡошом:Ҡауҙы
  • Ағасым:Артыш
 

Отправлено 28 Январь 2012 - 03:59

Эта статья была написана мною несколько лет назад. Но остается актуальной и сегодня. Поэтому предлагаю вашему вниманию
Какие национальные традиции, обычаи способствуют сохранению семьи? Ответить однозначно на этот вопрос, наверно, нельзя, потому что очень много факторов, сохраняющих и укрепляющих институт семьи. Одним из них, безусловно, являются религиозные традиции. Основное население нашей республики относит себя к мусульманам, и поэтому исламские семейные традиции, хоть и очень слабо, но сохранились, несмотря на многолетний прессинг атеизма, а сейчас понемногу и возрождаются.
Не секрет, что в основу законодательства России положен евроцентризм, поэтому зачастую не принимается во внимание отношение к правам человека у народов, исповедующих иную религию, чем христианство. Я имею ввиду ислам, который существует на территории нынешней России уже много столетий, а в некоторой части даже чуть больше тысячелетия. Эта религия не привнесена в Россию поветрием последних лет, когда стало модно быть верующим. Башкиры окончательно приняли мусульманство еще в Х1Ув. при хане Узбеке. И хотя не отличались фанатизмом, что дружно отмечали все русские ученые прошлых лет, изучавшие обычаи башкир, эта религия сильно повлияла на традиции нации, духовно-этическую культуру. Изучение ислама необходимо не только с точки зрения религии. В течение многих веков это учение формировало мировоззрение, стало неотъемлемой частью истории, духовной культуры, нравственных ценностей народов Урало-Поволжья.
Если нас сегодня одолевают болезни общества, развивается кризис семьи, скорее всего это последствия воинствующего атеизма, утери связи с прошлым, с духовными истоками. Ведь и наркомания, и алкоголизм, и преступность и другие безнравственные явления - болезни духовные, и в первую очередь они закладываются в семье. В борьбе с ними должны использоваться все законные способы, в том числе и религия.
С первых лет советской власти началось наступление на религии, и вместе с внедрением воинствующего атеизма стали разрушаться вековые семейные традиции.
Шариат - религиозные каноны Ислама, как и нынешнее законодательство, требовало постоянного изучения и самообразования. А потому больше полагались на традиции и неписанные законы, которые находили отражение в метких поговорках и пословицах. Живуч миф о том, что Ислам ограничивает права женщин. По этому поводу я хотела бы привести высказывание великого ученого-теолога, философа и просветителя конца Х1Х - начала ХХ века Ризаитдина Фахретдинова. В своем объемном научном труде «Жавамигуль калим шархе», выпущенном в 1917 году в Оренбурге он писал: «У нас, у мусульман, к сожалению, сложились отношения между мужем и женой как отношения хозяина и служанки. А ведь по шариату муж должен относиться к жене как к равной личности, а в свое отсутствие как к главе семьи, и давать полную свободу в ведении хозяйства. Воспитывающийся между хозяином и рабой ребенок не может стать полноценной личностью».
В том же труде ученый приводит высказывание пророка Мухамамада: «Не отлучайте женщин от мечети». При жизни Пророка женщины наряду с мужчинами ходили слушать его проповеди и даже задавали вопросы. Однако после его кончины, под предлогом, что изменились времена, и женщины способствуют смуте и нарушению нравственности, им стали запрещать появление в мечети. Потому они становились все невежественнее, и как раз вот это и приводит к ослаблению веры, крушению нравов, сетует Риза Фахретдинов. Ведь невежественная мать не в состоянии давать достойное воспитание своим детям.
Незнание канонов шариата привело к тому, что действительно мусульманки оказались во многом в роли служанок и даже рабынь, и лозунги большевиков о равноправии не могли их не привлечь. В результате мусульманки советской страны почти полностью отвернулись от религии, а значит от многих ценностей, которые формировали нравственные начала того или иного народа, его внутреннюю культуру.
***************************************************************************

#2 miraj

 
miraj

    Аҡһаҡал

  • kыҙ
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 404 сообщений
  • Ырыуым:Ҡатай
  • Ораным:Тайлаҡ!
  • Ҡошом:Ҡауҙы
  • Ағасым:Артыш
 

Отправлено 30 Январь 2012 - 09:07

(Продолжение)
Ислам считает, что брак - это благословенный договор между мужчиной и женщиной, и семья - крепкий надежный кирпичик, на основе которого строится общество. Как сказал благородный посланник: «Жизнь - это радость и наслаждение, а самая большая радость - праведная жена».

В «моду» вошли так называемые пробные семьи. Где уж говорить о сохранении девичьей чести, что всегда считалось честью не только ее, но и ее рода, честью нации - ведь это было залогом и нравственной чистоты, и залогом здоровья будущего потомства. Сейчас, меняя партнеров, молодые люди зарабатывают нехорошие болезни, нередко девушки вынуждены прерывать беременность, все это приводит к бесплодию, к подрыву иммунитета, к рождению нездоровых детей. Возрастает «синдром нежеланного ребенка», количество так называемых «отказников». Разрушается материнский инстинкт, материнская любовь.
Общество громко кричит, что снижается порог вступления во «взрослую» жизнь, иногда школьницы становятся мамашами, едва переступив свой десятилетний «юбилей». Это и должно быть ожидаемо, когда дети целыми днями предоставлены сами себе, и зачастую единственным «воспитателем» становится телевидение, с экранов которого на ребенка обрушивается пошлость, разнузданность, порнография.
В Исламе совершеннолетие определяется по физиологическим признакам, а не по годам, определенным законодательством. Конечно, по современным меркам это очень рано, однако завышение брачного возраста тоже не приводит ни к чему хорошему. Поэтому лучше бы снизить брачный возраст хотя бы для девушек. Если девушка созрела для семейной жизни и хочет создать семью, зачем ее сдерживать?
Ислам дает право самой выбирать себе мужа. Однако это не означает, что она единолично решает свою судьбу - без совета своих родителей, их разумных, мудрых наставлений, которые исходят из огромного жизненного опыта, знания жизни и людей, девушка может совершить непоправимую ошибку.
Нынче же молодые люди часто ставят родителей перед свершившимся фактом, что тоже вносит свой вклад в семейный кризис, выражающийся в большом количестве разводов.
Если в башкирском обществе вплоть до 80-х годов прошлого века считался постыдным развод, как для женщины, так и для мужчины, то сейчас с этим явлением вроде даже и смирились. А начало этому кризису было заложено сразу после принятия советского семейного законодательства. При новом режиме на законодательном уровне расторжение брака возвели в ранг нормы, заставляя разводиться тех мужчин, кто еще до революции успел завести несколько жен. В основном, это были те, кто после смерти своего брата, по обычаям, женился на своей снохе.
По условиям норм шариата многоженство разрешено, однако оно оговорено почти невыполнимыми условиями, что сводит такое явление к минимуму в мирные годы. После Великой Отечественной войны, когда в башкирских селах на 26 женщин приходился всего 1 мужчина, многие девушки были вынуждены остаться незамужними, коротать жизнь без семьи, в одиночестве. Появилось впервые понятие «тыума» - незаконнорожденный ребенок. Сколько страданий испытывала одинокая мать, а сколько ее ребенок, который даже не имел возможности указывать свое отчество в документе! Женщина попала в унизительное положение из-за того, что не могла вступить в законный брак с отцом своего ребенка, хотя такие общности обыкновенно скрепляли религиозным бракосочетанием - никахом. Но никаких прав и обязанностей сторон с точки зрения светского законодательства не возникало.
У мужской половины все больше терялось чувство ответственности за свою семью, за детей, которых он произвел на свет. А у женщин появилось оправдание своим поступкам: что же мне - остаться одной, без ребенка, если демографическая ситуация неблагоприятна для создания семьи? Так мы приблизились к сегодняшнему положению.
Светские законы запрещают многоженство, однако никак не регламентируют гражданские браки. И женщина, и мужчина бесконечное количество раз могут создавать новые общности, называемые семьей, не ограничиваются разводы, что фактически тоже приводит к многоженству. Есть такие модели семьи - мужчина состоит в законном браке с одной женой, ну а сожительствует с другими без ограничений. И при этом не наступает равной ответственности перед детьми, появляющимися от сожительниц. И сами сожительницы, да и мужчина не защищены в правовом плане, не наступает у них и ответственности друг перед другом, или же приходится во многих случаях отстаивать свои права через суд.
Статистика показывает, что женщин в репродуктивном возрасте на несколько миллионов больше, чем мужчин. И куда же деваться тем, кому не досталась пара? Вот и едут наши женщины в поисках счастья в чужие, неведомые страны, нередко попадая в сексуальное рабство. Или вынуждены мириться ролью любовницы, матери-одиночки. Или жить в пожизненном одиночестве. Повторяю, их миллионы по стране. Законодательство, наверное, должно учитывать их проблемы. Но как только поднимается вопрос об узаконивании браков с несколькими женщинами, вмешиваются в дискуссию религиозные деятели и разговор сходит на нет. Мы ведь живем в светском государстве, и проблема одинокой женщины – не вопрос религии. Речь идет о том, что в тех или иных ситуациях можно использовать уже опробованные веками традиции.
От такого положения женщин прежде всего страдают дети. Европейская модель семьи, декларирующая моногамию, а на деле потворствующая полигамии самого низшего типа, приводит к распущенности, к росту разводов, неуклонно приближая человечество к ликвидации института семьи, где есть место и мужчине, и женщине, и главное - ребенку. Ведь основная функция семьи - это продолжение рода, то есть, она создается именно с этой святой целью - дать жизнь человеку, создать условия для воспитания в родной полной семье.
Модель семьи «мужчина и несколько жен» существует в России независимо от вероисповедания и национальности. К тому же, уголовная ответственность за многоженство не наступает, соответствующая статья давно уже отменена, а по сути, в нашей стране что не запрещено, то разрешено. Потому такое явление стало почти массовым. И при этом женщины прекрасно осведомлены о существовании соперницы, что не мешает им сожительствовать в этой общности. Не хватает одного - официально признать их семьей и определить ответственности и права сторон.

#3 miraj

 
miraj

    Аҡһаҡал

  • kыҙ
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 404 сообщений
  • Ырыуым:Ҡатай
  • Ораным:Тайлаҡ!
  • Ҡошом:Ҡауҙы
  • Ағасым:Артыш
 

Отправлено 31 Январь 2012 - 10:08

Я отнюдь не сторонница многоженства, однако, оно существует, значит, вопрос должен быть отражен в законодательстве. Или же давайте официально запретим это явление и определим наказание. Но последнее мы уже проходили...
Женщина превратилась в товар, в сексуальную рабыню - где ни реклама, голое тело женщины, процветает древняя профессия, средства массовой информации пестрят откровенными объявлениями и порнографией. Не стыдясь, так называемые звезды и некоторые политики демонстрируют свою анормальную сексуальную ориентацию, да так агрессивно, что уже нормальные семьи начинают казаться нетрадиционными. Хотя такое явление с точки зрения любой исторической религии, существовавшей на территории России, всегда считалось смертным грехом.
Агрессивна и демонстрация голого женского тела, постельных сцен, что уже дает свои плачевные результаты - немало людей становится маньяками, женщина теряет свою привлекательность для мужчины, он уже становится неспособным создать нормальную семью из-за пресыщенности информацией, из-за психологических отклонений, из-за превращения отношений полов до голой физиологии, низменных побуждений.
Под видом устранения дискриминации женщин дискриминации повергается ее святое право на материнство, сорваны все покрова великого таинства.
«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» - так гласит Конституция Российской Федерации, а точнее, пункт 1-ый ее 38-ой статьи. Дальше, правда, упоминаются родители...
Все мы понимаем, что понятие «семья» отнюдь не предполагает наличие отца. Таким образом, в Российском законодательстве изначально заложено отсутствие в семье отца, снижен статус отцовства, размыты грани ответственности отца за семью. Мы живем в многонациональной, многоконфессиональной стране - в нашей большой семье. Живем в мире и согласии, и дай Бог и дальше нам сохранить такие отношения. Считаю, что законодательство страны также должно учитывать нравственные ценности всех народов, населяющих Россию.
Чтоб общество выздоровело, нужно поднять статус семьи, отцовства и материнства. Только так мы сможем защитить будущее нашего общества. Как гласит башкирская пословица: плохие родители - плохие дети, плохие дети - плохое будущее.(Ата-инәһе ямандың - балаһы яман, балаһы ямандың – (киләсәктә) алаһы яман)

#4 Bahatur

 
Bahatur

    Аҡһаҡал

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 1 078 сообщений
  • Город:г.Уфа
  • Интересы:культура
  • Ырыуым:Ҡатай
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 31 Январь 2012 - 10:55

Я бы не стал так пугаться, нормальных людей и нормальных семей больше, чем вся это поп-клика. А индустрия она вся держится на инстинктах, потому что это сильные эмоции и за это мы раскошеливаемся. Короче круговорот бабла в природе. Но подчеркну, что хороших семей, сплошь и рядом, даже наш форум взять, сколько здесь образцовых семей. А вот эпизоды из жизни одного башкира ;) :)

Миниатюры

  • y_05abdf39.jpg
  • z_13b67e73.jpg
  • z_ef5f9f1a.jpg


#5 Азамат

 
Азамат

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 513 сообщений
  • Город:Алматы
  • Интересы:история право политика экономика
  • Ырыуым:Түңгәүер
  • Ораным:Ҡуңғырат!
  • Ҡошом:Һайыҫҡан
  • Ағасым:Ерек
 

Отправлено 31 Январь 2012 - 11:49

Я отнюдь не сторонница многоженства, однако, оно существует, значит, вопрос должен быть отражен в законодательстве..

Апай, чем дальше так называемое законодательство от регулирования семейных отношений - тем лучше для общества.. Жить надо не по закону, а по совести.. Ни один супер-пупер-президент не даст гарантий по семейным отношениям, кроме демагогии, преследующей целью нажить социальный капитал болтологией на авторитетных ценностях, да поспекулировать на реальных проблемах.
К Вам прислушиваются на форуме и не только. Помогите людям оставить упования на государство, раз уж оно (гос-во) не оставляет людей в покое даже в семейной жизни. Все также морочит голову. Вы подняли правильную тему. Семейные традиции башкир не предполагают законодательного регулирования. Пора избавляться от дурной привычки возлагать ответственность на государство.

#6 Юрматы егет

 
Юрматы егет

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 109 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
 

Отправлено 01 Февраль 2012 - 03:48

Хорошая статья! Мирай-апай афарин! Всегда поражала жестокость у своих отцов-дедов по отношению к женам. Не знаю, как у кого, у нас в Ишимбайском районе это сплошь и рядом было. Жен часто били и обращались грубо. Бывали,конечно, исключения, но в целом хорошего мало. Интересно,как было у башкир в этом плане до революции, когда были соблюдающими мусульманами и не пили. Мне кажется, жестокое отношение к женам - это все-таки явление 2-й половины 20 века. Слышал,что массово башкиры на фронтах ВОВ приучились пить, вернувшиеся с фронта начали рукоприкладствовать под этим делом.

#7 юлбарс74

 
юлбарс74

    Хан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 281 сообщений
  • Город:Караидель
  • Интересы:охота,рыбалка,холодное клинковое оружие,история,военное дело
  • Ырыуым:Суннарсы
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Артыш
 

Отправлено 15 Март 2012 - 09:23

Хорошая статья! Мирай-апай афарин!
Всегда поражала жестокость у своих отцов-дедов по отношению к женам. Не знаю, как у кого, у нас в Ишимбайском районе это сплошь и рядом было. Жен часто били и обращались грубо. Бывали,конечно, исключения, но в целом хорошего мало. Интересно,как было у башкир в этом плане до революции, когда были соблюдающими мусульманами и не пили. Мне кажется, жестокое отношение к женам - это все-таки явление 2-й половины 20 века. Слышал,что массово башкиры на фронтах ВОВ приучились пить, вернувшиеся с фронта начали рукоприкладствовать под этим делом.

а мне питьё среди татар и башкир объяснили по тругому-дореволюция,3 лавки сапожничьи(на пальцах)-русстар,татардар,башкортар.всё чин-чинарём-прибыль есть,но налог с татаров и башкир власти дерут больше.те к властям-мол почему?а власти и молвят-вы магометяне,водку не пьёте,следовательно файды казне от вас -0,знать налог более.

#8 юлбарс74

 
юлбарс74

    Хан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 281 сообщений
  • Город:Караидель
  • Интересы:охота,рыбалка,холодное клинковое оружие,история,военное дело
  • Ырыуым:Суннарсы
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Артыш
 

Отправлено 15 Март 2012 - 09:41

Хорошая статья! Мирай-апай афарин!
Всегда поражала жестокость у своих отцов-дедов по отношению к женам. Не знаю, как у кого, у нас в Ишимбайском районе это сплошь и рядом было. Жен часто били и обращались грубо. Бывали,конечно, исключения, но в целом хорошего мало. Интересно,как было у башкир в этом плане до революции, когда были соблюдающими мусульманами и не пили. Мне кажется, жестокое отношение к женам - это все-таки явление 2-й половины 20 века. Слышал,что массово башкиры на фронтах ВОВ приучились пить, вернувшиеся с фронта начали рукоприкладствовать под этим делом.

я по другому,Мирай-апай,было дело связался с полу марьюшкой-полутатаркой..и она у своей подружки -татарки спросила,кто такие башкиры?та чекмагушская татарка и сказала-никогда башкир свою семью, (мол развод у башкиров-ужасная редкость),своё хозяйство,свою сторону не бросит.значит нас со стороны видят,наши традиции знают и понимают.Р.S.за наглядный пример извините,дела давно минувших дней,ну кровь захватчиков играет B)



Ответить



  


1 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM