Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Чингизиды-кучумовичи как альтернатива российскому подданству


  • Please log in to reply

86 ответов в этой теме

#1 Abdulgani

 
Abdulgani

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 238 сообщений
  • Ырыуым:Дыуан
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 15 Октябрь 2012 - 02:55

Недавно просматривая 3 том семитомника "История башкирского народа", обнаружил, что некоторые разделы практически не отличаются от История Башкортостана в двух томах выпущенных под редакцией Акманов И.Г. в 2004 году. Особенно раздел башкирские восстания написанный Иреком Гайсеевичем. Так стоило ли тратить бюджетные средства, чтобы перепечатать его же учебник выдавая за новый труд? Здесь практически не представлены альтернативные точки зрения на историю башкир, в частности А.-З. Валиди из монографии "История башкир". Также и другие разделы начиная с золотоордынского периода до башкирских востаний не ушли далеко от взглядов А.Н. Усманова из его капитальной монографии "Добровольное присоединения Башкирии к Русскому государству".
Конечно, И.Г. Акманову было бы очень трудно переписать свои труды, изданные еще в советское время. Тогда было удобно башкирские восстания изучать как антифеодальные движения, особенно после идеологического нажима ЦК КПСС в 1940-х годах, когда башкирские восстания трактовались как реакционные, возглавлявшимися узкой группой феодалов и инспирировавшимися зарубежными государствами.
Одним из малоизученных тем является роль потомков внука Чингиз хана Шибана - Кучумовичей в истории башкир. Например, А.-З. Валиди писал,что на месте Уфы был центр владений шибанидов: "Во времена монголов страна башкир, также как Ибир-Сибир - часть Западной Сибири по течению реки Кама, называемой Чулман, принадлежала наследникам Шибана, одного из потомков Джучи. Эту страну называли Тура, а самих - туринскими ханами. Они правили этой страной до тех пор, пока ее не захватили русские. Однако и золотоордынские ханы, зимние месяцы проводившие в Сарае и Сарайжыке, в летние месяцы находились преимущественно в Уральских горах. Египтянин Ибн Фадлаллах аль-Умари (умер в 1348 году)писал о них, что они зимние месяцы жили в Сарае, а в летние месяцы, как туринские (то есть Тура) ханы, - в Арктаге или Ураке (Урек). По мнению Утемиш хажи, Тура означает Западную Сибирь и Башкурдистан... Эти туринские ханы, хотя и построили в Западной Сибири города, однако их настоящий центра находился в Башкурдистане, вблизи Уфы, особенными важными были местности с названиями "Ханская Орда" или "Мавзолей Тура хана", находящиеся вблизи станции Чишмы и деревни Тирме, а также гора "Тура тауы" рядом со Стерлитамаком, "Хан тубеси" (Ханская гора) рядом с Хажи Мечетью. В этой связи заслуживает внимание утвержение Ибн Фадлаллаха аль-Умари, что "Сибирские города подчинены Башкирии" По свидетельству того же автора, области Сибири и Чулмана очень холодные и там шесть месяце лежит снег. В этот период их горы, дома, города покрыты снегом.
Сыновьям Шибана, управлявшим башкирскими племенами, подчинялись не только Западная Сибирь и долина Чулмана, но и булгары и алатырцы.
В 1577 году русский казак Ермак захватил в Сибири города Кучума. После него его сыновья Али-хан, Ишим султан вели борьбу против усиления русского владычества в средней и восточной части страны башкир. Один из сыновей Ишим султана Абылай султан (умер в 1635 г.) и его брат Абуга султан (известно, что в 1659 г. был еще жив) ради сохранения своей власти вели неприкращающуюся борьбу против русских захватчиков." В этой борьбе как известно участвовали племена табынцев, бикатинцев, катайцев и др., поддерживающие своих законных правителей. И эта борьба началась не с 1662 г. первого башкирского востания, а значительное ранее.
А.-З. Валиди Тоган проследил родословную потомков Кучум-хана, деятельность которых проходила в Башкурдистане: "Согласно записям Утемиш хаджи, хивинца Бабажан Мангыта, каракалпакскому и башкирскому шежере Муниса и Агехи, а также архивам русских по Сибири, каракалпакским и ногайским архивам, родословная потомков Кучум-хана, сыгравших заметную роль в освободительном движении башкир, следующая: Кучум-хан умер 4 августа 1598 года. Из его сыновей известны Али-хан, Ишим султан и Чувак султан. Али-хан умер в 1616 году, его сыновья Арслан султан, Хансувар, Жансувар были взяты в плен русскими и отправлены в Москву. Позже по просьбе крымского хана они были отправлены в Крым. От Хансувара родился известный Ахмет-Гирей султан, он принимал участие в спорах Крыма, Хивы, башкир и каракалпаков.
Второй сын Кучум-хана Ишим султан стал общим ханом, его сын - Абылай султан (Абулхаир, в ногайских преданиях - Аблайыр), его старший сын - Абуга султан, младший сын - известный Кучук султан (другое имя - Каип султан) ездил в Крым и Стамбул, в Дагестане в битве за крепость Терек был ранен и попал в плен к русским, в Астрахани был осужден, тайно доставлен в Казань и там казнен. Другой сын Кучук султана - каракалпакский хан Бушай султан, его сын Ырыс-Мехмет султан был ханом в Бурзяне, Тунгауре и Тамьяне (башкирские волости). Третий сын Кучум-хана - Чувак султан и его сын Давлет-Гирей-хан также снискали известность. С 1661 г. до его смерти Абылай султан и его сыновья Абуга и Кучук султаны этого Давлет-Гирея признавали ханом. Сын Давлет-Гирея "Ишим-Чувек султан" в Ургенче был каракалпакским ханом, его сын Хасан султан оставался у калмыцких ханов, а его сын Байбулат султан ездил в Крым и Стамбул и одновременно был султаном башкир, восставших против России. Чтобы не попасть в руки русских, ездил тайно под различными именами. Одно из этих имен - Карасакал. Его брат Ишим султан и сыновья Ишим султана Шайбак и Убейд (Убейдуллах) султаны был султанами каракалпаков. Байбулат султан был известен своей ученостью и красотой. Убейд султан был султаном племени карат (или карай). В то время, когда Байбулат (Бейбулат) воевал против русских в Башкурдистане, Шайбак хан был ханом у каракалпаков. Во всех отношениях был помощником Байбулата. Его мать Айше хатун была молочной матерью и воспитательнице Байбулата".
(Ахметзаки Валиди Тоган. История башкир, Уфа, 2010, с.37-39,61,62.)

Интересную личность представляет собой Карасакал. Многие все еще продолжают считать простым башкиром Миндигулом Юлаевым из Юрматынской волости. И.Г. Акманову было удобно представлять именно простым башкиром, чтобы не попасть под идеологический пресс. Другие как например историк А. Янгалин считают его проходимцем-авантюристом, провокатором, тайным шпионом князя Урусова и генерала Соймонова. Но на самом деле как доказал кандидат исторических наук Салават Таймасов он был кучумовичем - потомков шибанидов.
Таймасов Салават Усманович К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАРАСАКАЛА//Вестник Академии наук РБ. 2004, № 4, с. 67-70.
Восстание под предводительством Карасакала является заключительным этапом башкирского антиколониального движения 1735-1740 гг. Эти события достаточно исследованы учеными, но остается спорным вопрос о происхождении самого Карасакала. Начиная с члена-корреспондента С.-Петербургской Академии наук П.И. Рычкова, назвавшего Карасакала «подлым башкирцем», было принято считать его простым башкиром - самозванцем Миндигулом Юлаевым. Первым усомнился в версии П.И. Рычкова историк XIX в. РГ. Игнатьев, который высказал предположение об аристократическом происхождении этой личности. Его статья «Карасакал, лжехан Башкирии» содержит ценные сведения, вероятно фольклорного происхождения, но, с позиций современной историографии, она устарела. А.-З. Валиди называет Карасакала потомком сибирского хана Кучума1.
Судя по документам, местные власти впервые узнали о Карасакале 19 ноября 1739 г., когда захваченный в плен башкир Нуруш Кинзекеев показал, что у старшины Айлинской волости Сибирской дороги Алланзиангула всю зиму и лето жил «шпион турченин», который пришел в Башкирию «чрез российские городы прямо, знатно руской язык знает, и шел пешей в черном кафтане и онучи на нем черные ж, в лаптях»2. 13 ноября 1742 г. другой повстанец Ягафар Юлдашев вспоминал утверждение Алланзиангула Кутлугузина о том, что Карасакал «пришел ис Кубани чрез Астрахань один и приехал на Нагайскую дорогу под видом абыза или нищаго, а инде сказывался работником и чрез Нагайскую дорогу перешел на Сибирскую дорогу, сказывая о себе предупоминаемым же образом, також объявлял якобы он Нагайской дороги Юрматинской волости башкирец именем Миндигул»3. Генерал Л.Я. Соймонов, руководивший карательными операциями против восставших, обратил серьезное внимание на полученные сведения и принял меры по поимке Алланзиангула и «турецкого шпиона». 70-летний Алланзиангул был схвачен во время боя 1 апреля 1740 г. На допросе он показал, что у него жил башкир Юрматинской волости Миндигул, у которого на реке Селеук (близ современного г. Стерлитамака) есть мать, два брата, жена и дочь. Эта легенда легла в основу версии, которой до сих пор придерживается подавляющее большинство историков.
Власти установили, что кубанец в 1739 г. неоднократно пересекал Уральский хребет, жил в Зауралье в Кара-Табынской и Барын-Табынской волостях, выезжал к казахам и в начале 1740 г. на съезде в деревне старшины Дуванской волости Мандара Ка-рабаева был провозглашен ханом Султан-Гиреем4. Карасакал показывал свою родословную, говорил, что живет на реке Кубани «токмо природою ногаец, старинные их жительства бывали в Башкирии. И для, того он Гирей-Салтан свои юрты по прежнему взять старается», что у него имеется войско из 82 тыс. чел., которое стоит на реке Эмбе, в том числе 2 тыс. калмыков Лобжи, а брат Искандер с 1500 чел. стоит на реке Караганде. В случае неудачи новоявленный хан предлагал бежать во владения калмыкского хана Доржи Назарова5.
Сохранился любопытный документ, русский перевод письма-воззвания некоего Искандер-султана - сына Асфандияр-султана к Салтан-Гирею-Батырю-султану - сыну Девлет-Гирей-хана и его соратникам Мандару, Аллазиангулу и другим «батырям». Искандер сообщает, что прибыл в марте 1740 г. с 1500 чел., а вслед за ним прибудут султан Мухамет-хан с 25 000 чел., в конце апреля - начале мая Диря-хан по морю с 80 000 чел., что их «... закон ныне усилился, мусульманская сабля поднялась и никто б сему не сумневался...». Кроме Искандера, письмо подписано четырьмя адресантами, в том числе другим братом Салтан-Гирея - Саркиш-Гирей-султаном. Искандер был схвачен вместе с Аллазиангулом, а Саркиш погиб в бою 29 апреля6. При Карасакале постоянно находились аюкинский калмык Мамзи, казахи Кабак и Якшимбет Кулугенев7.
Л.Я. Соймонов направил на поимку «шпиона» несколько отрядов общей численностью свыше 7 тыс. человек. Повстанцы не получили обещанной Карасакалом военной помощи. Возможно, у него были договоренности с Лобжой и кубанцами, но они по каким-то причинам не смогли выполнить свои обещания. Разбитый башкирский хан бежал. Последовавшие за ним 1500 башкирских семей со скотом и имуществом 28 мая при переправе через реку Яик, близ современного г. Магнитогорска, подверглись нападению подполковника Я. Павлуцкого. 4 июня за рекой Тобол Павлуцкий вновь настиг Карасакала. В завязавшемся сражении погибли многие его соратники, в том числе Мандар Карабаев. Около озера Сабарык-куль близ реки Улькиян (вероятно, в документах дано искаженное название озера Сарыкопа близ реки Улькаяк на территории современной Тургайской области Казахстана) приблизительно 26 июня остатки войск Карасакала подверглись нападению казахов. Тяжелораненого Карасакала и сына Мандара - Мавлюта на аркане увели в плен. 10 июля казахский старшина Букенбай докладывал генералу Урусову, что его задание выполнено, и получил приказ немедленно доставить пленника в Оренбург. Однако Карасакалу удалось не только избежать печальной участи, но и добиться достойного положения.
Казахский историк XIX в. Ч. Валиханов пишет, что бежавший Карасакал нашел убежище у Кабан-бая - из рода Кара-Кирей, с его помоощью получил в управление небольшой удел из поколения найманов и принял новое имя - Кара-хан8. Кабан-бий и его старший брат Казбек-бий были влиятельнейшими людьми. Вскоре Карасакал стал ханом Старшего жуза, а в 1748 г. правил всеми 11 родами племени найман и кочевал с ними в верховьях Ишима, на бывшей территории Кучума. 3 сентября 1743 г. Абулхаир сообщал императрице Елизавете, что начальник Оренбургской экспедиции И. Неплюев требует от него Карасакала, который «обретался в Бура-Найманском улусе, ибо он той природы»9.
Карасакал имел яркую внешность. Был высокого роста, широколицый, смуглый, на правой щеке была большая родинка. Носил башкирскую одежду: белый кафтан из сермяжного сукна поверх овчинной шубы, на ногах коты с сермяжными чулками, на голове малахай из красной лисицы. Ходили слухи, что он был наказан: бит кнутом, нос срезан, нет правого мизинца и левого уха. Однако в показаниях лично видевших его людей эти данные отсутствуют. По словам Игнатьева, Карасакал «славно владел конем и оружием, удивлял даже первейших удальцов и наездников. Знание арабского языка давало ему перевес над всеми муллами; никто из них не мог лучше Карасакала толковать Коран; к тому же он бывал в Мекке и Медине, звался хаджи и носил белую чалму...обладал даром говорить умно, увлекательно и всегда доказательно, жизнь вел безукоризненную, религиозным был до фанатизма»10. Он произвел впечатление на ханов Среднего жуза Абулмамбета и Барака. Последний после встречи с ним заявил, что «Карасакал очень красив собою и он, конечно, не калмык и не кубанец, и может быть он ис природы каракалпацких ханов»11.
В казахских степях с нашим героем произошла новая метаморфоза: он объявил себя принцем Шуной, вернувшимся, чтобы наказать тирана и убийцу Галдана. В сентябре 1740 г. он и хан Барак совершили поход в Джунгарию, но потерпели поражение. Теперь за Карасакалом охотилось не только русское правительство, но и джунгарский контайша. Галдан захватил в плен влиятельного султана Аблая и требовал за него Карасакала. Аблай не только не согласился на обмен, но и передал казахам, чтобы они берегли «Шуну» и от джунгар, и от русских и были готовы «при случае за него всем помереть»12. Даже заносчивый и амбициозный Абулхаир-хан проникся уважением к беглецу, а Батыр-султан, сын бывшего хивинского хана Каипа, стал другом Карасакала. Еще большей популярностью Карасакал пользовался у рядовых казахов. Валиханов свидетельствует, что в преданиях казахов, киргизов, джунгар и калмыков имя Карасакала утратилось и существует лишь Шуна.
Российские власти долгое время не оставляли попыток схватить Карасакала. В течение нескольких лет Соймонов, Урусов и Неплюев направляли своих представителей к казахским правителям, засылали в степь шпионов. Заслуживает внимания тот факт, что оренбургские власти не захватили родственников мнимого Миндигула Юлаева, хотя известно, что в то время широко практиковалось заложничество.
Посланный к Карасакалу весной 1742 г. российский агент И. Лапин передал его рассказ о себе. Карасакал утверждал, что является одним из трех сыновей джунгарского контайши. После смерти отца бежал к волжским калмыкам, где женился на сестре местного хана. Спасаясь от убийц, посланных старшим братом, инсценировал смерть и тайно бежал в Башкортостан. И. Лапин отметил, что «сколько ни примечал, но башкирцем ево усмотреть не мог, ибо он более схож на калмыка, лицом смугл и хотя не во всем, токмо калмыков говорить по калмыцки довольно знает»13. В 1745 г. с Карасакалом виделся башкир Тюкан Болтасев, который услышал примерно ту же историю. Тюкан сообщает, что при Карасакале жили братья настоящего Шуны - Кашка и Барга, бежавшие от Галдан-церена. Этосвидетельствует о том, что Карасакал был хорошо осведомлен и довольно удачно играл роль Шуны. Ч. Валиханов: утверждает: «Нет сомнения, что Карасакал Шуна две разные личности, но тем загадочнее этот башкир, успевший своими замыслами привести в испуг Галдан-церена»14.
Умер Карасакал весной 1749 г.. вероятно, в Среднем жузе у своих друзей Кабан-бия и Казбек-бия.
Кем же был в действительности Карасакал? Свет на эту загадку проливает рассказ от 13 ноября 1742 г. башкира Кара-Тавлино кой волости Ягафара Юлдашева, бежавшего с Карасакалом. Следует отметить, что в конце 1742 г. обстановка в Башкортостане резко изменилась. Это было связано с политикой уфимского вице-губернатора П.Д. Аксакова, который остановил волну репрессий в крае и вскрыл вопиющие злоупотребления прежнем оренбургской администрации. При нем тысячи башкир вернулись из Казахстана и Средней Азии. Ягафар заявил П.Д. Аксакову, что Карасакал не является ни Миндигулом, ни Шуной. Из Казахстана Карасакал отправил его с вестью к племяннику - каракалпакскому хану Шайбаку, к которому тот прибыл приблизительно в конце 1741 г. Шайбак поведал, что настоящее имя его дяди - Бай-Булат, которому сейчас 51 год. Когда Бай-Булату было 13 лет, его отец хан Ургенча Хасан вынужден был бежать с сыновьями Ишимом и Бай-Булатом к хану волжских калмыков. Через несколько лет Ишим вернулся и стал каракалпакским ханом. У Ишима было 4 сына: Шайбак, Быбыт-султан, живший вместе с Шайбаком, Убейтулла, хан рода Кунграт, и Каип, хан морских (аральских) каракалпаков. Ягафар предъявил Аксакову родословную, из которой следовало, что Карасакал является потомком хана Кучума и правнуком Девлет-Гирея. Сын Карасакала был ханом городка Аральска15.
Названные Ягафаром родственники Карасакала - реальные лица. В 1740-1750-е годы, действительно, ханом «средних» каракалпаков был Шайбак, сын Ишима16. В 1724 г. каракалпакским ханом был Каип, сын Ишима17 Каракалпакский хан Хасан участвовал в восстании Сеита, в 1683 г. действовал в Зауралье18. В 1742 г. Каип и Убейтулла посылали своих представителей к Неплюеву19. Дед Карасакала Ишим-Суак стал каракалпакским ханом в 1678 г. после гибели Кучука, провозглашенного башкирским ханом в ходе восстания 1662-1664 гг.20 Прадед Карасакала Девлет-Гирей в 1630-1660-е годы воевал в Сибири. В 1663 г. башкиры намеревались провозгласить его своим ханом21. Кучумовичей иногда называли Гиреями22. Возможно, это идет от Девлет-Гирея. Однако не исключено, что полное имя последнего сибирского хана было Кучум-Гирей23. Известно, что его братьев звали Ахмет-Гирей и Джан-Гирей. Вероятно также, что Султан-Гирей - это не столько имя, сколько титул Карасакала, означающий «принц из рода Гиреев». Мы упоминали о письме Искандер-султана к Султан-Гирею. Этот документ является переводом с тюрки на русский язык, где, по нашему мнению, переводчиком была допущена неточность: видимо, слово «бала» было понято как «сын». Таким образом, Карасакал приходится правнуком Девлет-Гирею, а Искандер, по нашему мнению, - потомок хивинского хана шибанида Асфандияра (правил в 1627-1643 гг.). Карасакал не мог быть рядовым башкиром, ибо только потомки Чингисхана имели право на ханский титул. В свое время этот закон не смели нарушить даже Тамерлан и Едигей. Казахские ханы - люди «белой кости» - никогда не признали бы Карасакала равным себе, не будь он чингизидом.
Итак, Карасакал пришел в Башкортостан как мусульманский странник - дервиш. Первое время жил в Юрматинской волости близ горы Тура-тау, где когда-то находилась ставка его предков Тура-ханов. Затем отправился на Сибирскую дорогу, где зарождалось новое восстание. Башкиры, отстаивая право на собственного хана, образно выражаясь, «спели свою песню до конца». Большинство исследователей полагают, что Карасакал назвался сыном джунгарского правителя в Башкортостане. Шуной он стал в Казахстане, вероятно, по совету Барака, который хотел использовать популярность настоящего Шуны в борьбе против Галдана. Впрочем, Карасакал мог руководствоваться и другими мотивами.

Литература
1 Валиди Ахметзаки Туган. История башкир. История тюрков и татар (на баш.яз.). Уфа: Китап, 1994. С.109; Он же. Воспоминания. Кн.1. Уфа: Китап, 1994. 0.13.
2 Материалы по истории Башкортостана. Т. VI. Уфа: Китап, 2002. С. 646.
3 Материалы по истории Башкирской АССР 4.1. М.; Л.: АН СССР, 1936. С. 489.
4 Там же. С. 395-397, 399, 423.
5 Там же. С. 393.
6 Там же. С. 377, 391, 392, 400, 401, 421, 484, 493.
7 Там же. С. 404,437,454; Валиханов Ч.Ч. Шуна-батыр // Собр. соч. в пяти томах. Т. I. Алма-Ата: АНКаз. ССР, 1961. С.435.
8 Валиханов Ч.Ч. Указ. соч. С. 431.
9 Казахско-русские отношения в XVI—XVIII веках. Сб. документов и материалов. Алма-Ата: АН Каз. ССР, 1961. С. 291.
10 Игнатьев Р.Г. Карасакал, лже-хан Башкирии
(Эпизод из истории Оренбургского края XVII столетия) // Труды научн. общества по изуч. быта, истории и культуры башкир при Наркомпросе БССР. Вып. 2. Стерлитамак, 1922. С. 42.
11 Материалы по истории Башкирской АССР.
Ч. I. С. 490-491.
12 Казахско-русские отношения... С.140, 181,
195.
13 Материалы по истории Башкирской АССР.
Ч. I. С. 480.
14 Валиханов Ч.Ч. Указ. соч. С. 435.
15 Материалы по истории Башкирской АССР.
Ч. I. С. 488-492.
16 Казахско-русские отношения... С. 270, 516.
17 Валиди Ахметзаки Туган. Указ. соч. С. 92.
18 Устюгов Н.В. Башкирское восстание 1662-
1664 гг. // Историч. записки. 1947. Т. 24. С. 102,107.
19 Рычков П.И. История Оренбургская. Уфа,
2001. С. 167.
20 Материалы по истории Башкирской АССР
Ч. I. С. 239; Валиди Ахметзаки Туган. Указ. соч.
С. 62.
21 Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. 2. М.; Л., 1941.С. 383,394,407; Устюгов Н.В. Указ. соч. С. 44,63; Валиди Ахметзаки Туган. Указ. соч. С. 43.
22 Материалы по истории Башкирской АССР.
Ч. I. С. 265; Материалы по истории Башкортостана. XVI. С. 658; Башкирские родословные. Уфа: Китап, 2002. С. 218.
23 Материалы по истории Башкирской АССР.
Ч. I. С. 259. 265.

http://ufagen.ru/node/28939
http://ufagen.ru/files/kart1.jpg
После восстания под руководством Карасакала, Кучумовичи больше нигде не упоминаются, в дальнейшем безвестно прерывается и их ханская династия среди каракалпаков.

#2 Timur-Amir

 
Timur-Amir

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 874 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 15 Октябрь 2012 - 08:10

Известные представители князей Сибирских Происшедшее от Али и Абулхайра потомство пресеклось, а род князей Сибирских пошёл от второго сына хана Кучума, царевича Алтаная. У него было два сына, именовавшиеся ещё царевичами: Дост-Салтан (по крещении Пётр) и Иш-Салтан (по крещении Алексей). Оба они, равно как их жёны и дети, погребены в Новоспасском монастыре в Москве, и им придан титул царевичей, который остался и за последующим поколением до конца XVII и начала XVIII века, а именно за детьми царевича Сибирского Алексея Алексеевича: Григорием, Василием и Дмитрием. Они стали последними из царевичей Сибирских[3]. Потомки сибирских ханов не избежали ссылки на родину предков. Василий Алексеевич Сибирский, судя по всему, выступил на стороне царевича Алексея против Петра Первого. В 1718 году он был сослан в Архангельск. Вёл себя там совсем не смирно. Петру I жаловались на него: мол, стрелял по церковным крестам и в разговорах сетовал, что Сибирь ему не принадлежит. Его потомков Пётр лишил титула царевичей, но оставил им титул князей. Жена его Анна Семёновна Грушецкая (умерла в 1711 году) была сестрой Агафьи Семёновны Грушецкой — первой жены царя Фёдора Алексеевича. Внук Василия Алексеевича, князь Василий Фёдорович Сибирский, достиг звания генерала пехоты на службе у Екатерины Великой, но был отправлен в Сибирь её сыном Павлом I. При Александре I он вернулся в Санкт-Петербург и был назначен сенатором. Его сын Александр Васильевич также был генералом, участником войны 1812. Отстранён от службы в Киеве в 1826 году, поскольку во время следствия по делу декабристов дал отличную характеристику служившему под его началом П. И. Пестелю. Умер в 1836 году и похоронен в Аскольдовой могиле. Сын последнего, Александр Александрович Сибирский (1824—1879), также поступил на военную службу и участвовал в Крымской войне. Он получил известность как автор монографии о медалях и монетах Боспорского царства, которые он собственноручно изучал в греческих колониях в Крыму и на Юге России. Весь тираж монографии погиб во время наводнения и сохранилось лишь три экземпляра. В 1859 году Александр Александрович Сибирский был удостоен за этот труд Демидовской премии. Собранная А. А. Сибирским коллекция древних монет после его смерти была передана великому князю Александру Михайловичу.

#3 kara-eget

 
kara-eget

    Башҡорт ханы

  • Егет
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 883 сообщений
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Көҙөй
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Имән
 

Отправлено 15 Октябрь 2012 - 11:43

Если судить по событиям 1735-1740гг, то положительного результата для башкир-участников от иноземных ханов не было.Возможно выдвижение кандидатуры правителя из собственно башкир принесло бы немного другие результаты.Такие намерения были среди части башкир,это свидетельствует о том,что условие происхождения от чингизидов не рассматривалось как обязательное.Вероятно среди некоторых лидеров башкир в то время были представители из знатных родов с шежере еще домонгольских времен,находящихся на Урале задолго до 13 века.

Сообщение изменено: kara-eget (15 Октябрь 2012 - 11:46 )


#4 Abdulgani

 
Abdulgani

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 238 сообщений
  • Ырыуым:Дыуан
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 15 Октябрь 2012 - 01:10

Если судить по событиям 1735-1740гг, то положительного результата для башкир-участников от иноземных ханов не было.Возможно выдвижение кандидатуры правителя из собственно башкир принесло бы немного другие результаты.Такие намерения были среди части башкир,это свидетельствует о том,что условие происхождения от чингизидов не рассматривалось как обязательное.Вероятно среди некоторых лидеров башкир в то время были представители из знатных родов с шежере еще домонгольских времен,находящихся на Урале задолго до 13 века.

Иноземными они были к XVIII веку, а до этого правили Башкортостаном с сер. XIII в. Из истории известно, что монголы уничтожали знать покоренных кочевых племен особенно кипчаков. Так что вряд ли сохранились знатные роды правившие до XIII в. Башкирские беи и старшины не признали бы хана из своей среды, так как каждый считал себя равным другому. Альтернативой были только религиозные деятели таки как Сеит Ягафаров и Батырша Алиев.

#5 Timur-Amir

 
Timur-Amir

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 874 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 15 Октябрь 2012 - 02:16

Из истории известно, что монголы уничтожали знать покоренных кочевых племен особенно кипчаков.

Я помню только об уничтожении Аксак Тимуром ветви булгарских ханов, нельзя ли подробнее об уничтожении кипчакской знати узнать?

#6 Abdulgani

 
Abdulgani

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 238 сообщений
  • Ырыуым:Дыуан
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 15 Октябрь 2012 - 02:53

Я помню только об уничтожении Аксак Тимуром ветви булгарских ханов, нельзя ли подробнее об уничтожении кипчакской знати узнать?

http://www.historylib.org/historybooks/German-Alekseevich-Fedorov-Davydov_Kochevniki-Vostochnoy-Evropy-pod-vlastyu-zolotoordynskikh-khanov/21
Но, к сожалению, относительно Дешт-и-Кыпчака по этому комплексу вопросов источники хранят молчание. Роль половецкой (главным образом кочевой) старой аристократии коренным образом отличается от роли аристократии и старых феодальных династий в оседлых землях: последние были организаторами сбора дани, правителями, хотя и вассальными. Мы знаем их имена. Упоминания о них встречаются в источниках. О половецких князьях, сохранивших под эгидой монголов свою власть над родами и племенами, мы не знаем ничего. Молчание источников говорит, видимо, о почти полном уничтожении этой власти и о замене ее властью монгольских ханов. Местная кочевая аристократия домонгольского периода в Золотой Орде не упоминается (ни местные феодалы, держатели кочевых-владений, ни служилая прослойка при хане). За плотным рядом монгольских кочевых феодалов в Дешт-и-Кыпчаке старая кочевая знать не видна, она утрачивает свое значение.

#7 kara-eget

 
kara-eget

    Башҡорт ханы

  • Егет
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 883 сообщений
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Көҙөй
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Имән
 

Отправлено 15 Октябрь 2012 - 03:01

Иноземными они были к XVIII веку, а до этого правили Башкортостаном с сер. XIII в. Из истории известно, что монголы уничтожали знать покоренных кочевых племен особенно кипчаков. Так что вряд ли сохранились знатные роды правившие до XIII в. Башкирские беи и старшины не признали бы хана из своей среды, так как каждый считал себя равным другому. Альтернативой были только религиозные деятели таки как Сеит Ягафаров и Батырша Алиев.

Часть башкир с Муйтен-бием добровольно вошла в состав державы монголов и располагала некоторой автономией,поэтому у башкир знать сохранилась.В этом кстати отличие от кипчаков.Преемственность поколений и историческая память сохранилась.
Карасакала ханом избрала и признала только часть башкир Сибирской и Ногайской дорог,Казанская и Осинская дороги вовсе не участвовали в его избрании.То,что он был со стороны все равно не обеспечило ему полную поддержку.Вполне могло быть, что группа башкирских старшин избрала бы хана из башкир(особенно если этот кандидат одержал несколько побед в сражениях, что обеспечило бы популярность среди рядовых асаба-вотчинников).Полной поддержки все равно в тех условиях не было бы.Насчет Батырши-большая часть башкирских старшин не пошла за ним.

#8 Timur-Amir

 
Timur-Amir

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 874 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 15 Октябрь 2012 - 07:02

Читал, что «раздача тамг и оранов Чингизханом» на самом деле было признанием племенной знати и подтверждением их регалий.

#9 Айле Башkорто

 
Айле Башkорто

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 361 сообщений
  • Город:Москва, Башkортостан
  • Ырыуым:Мырҙалар
  • Ораным:Һандал!
  • Ҡошом:Аҡҡош
  • Ағасым:Тирәк
 

Отправлено 16 Октябрь 2012 - 07:20

Часть башкир с Муйтен-бием добровольно вошла в состав державы монголов и располагала некоторой автономией,поэтому у башкир знать сохранилась.В этом кстати отличие от кипчаков.Преемственность поколений и историческая память сохранилась.

Именно поэтому башкиры сохранили своё самосознание, самоназвание, и всё остальное, ведь не было бы элиты, всё остальное не сохранилось бы. Именно поэтому мы знаем в составе каждого тюркского народа племена канглы и кыпсак, но не знаем "половцев" и "печенегов". Зато есть казахи, ногайцы, каракалпаки, а ещё раньше были кочевые узбеки. Исключение башкиры, киргизы и туркмены. Потому что у них сохранилась элита, которая сохраняла и идеологически опиралась на свои древние эпосы "Урал и Шулген", "Огуз хан" и "Манас". В идеологии, в эпических произведениях казахов, каракалпаков и ногаев в основном это "Чингиз наме", такой тюркизированный монголизм, и времена Тохтамыш хана, Едигея и Тимура или Жанибек и Гирей. Или казанские татары например, тоже собранного урывками и компиляциями "Едеге" дальше не пошли. Где у них эпос о сотворении мира, о возникновении народа и булгарского государства, Кубрат хан например. Или УлугМухаммед хан или Махмуд хан, историки до сих пор не пришли к единому мнению о времени и основателе независимого Казанского ханства. Что у булгар, что у казанцев элита была вырезана, после их заменили мишарские мурзы из бывшего Касимского ханства. А беи Аргынов, Ширинов, Барынов, Кыпсаков и Мангытов были вырезаны или бежали в "Ногайстан", откуда они и пришли за 100 лет до этого.

#10 Abdulgani

 
Abdulgani

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 238 сообщений
  • Ырыуым:Дыуан
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 17 Октябрь 2012 - 09:14

А.З-Валиди считал Уфу центром владений шибанидов. На реке белой была возвышенность Тура тау, на которой была построена крепость. Т.е. речь идет о городе, существовавшем на месте современного города Уфы. Тура также означала крепость по аналогии например с другими городами Сибирского ханства: Чинги-тура, Касим-тура, Ялу-тура, Кызыл-тура. Я предполагаю, что город был разорен войсками Тимура как и другие города Сибири и Поволжья, а впоследствии не смог восстановиться.

#11 Timur-Amir

 
Timur-Amir

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 874 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 17 Октябрь 2012 - 11:22

Тура также означала крепость по аналогии например с другими городами Сибирского ханства

Хм... А «турахан» случайно не «хан туры»? То есть хан города-государства, то есть отдельного юрта?

#12 Айле Башkорто

 
Айле Башkорто

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 361 сообщений
  • Город:Москва, Башkортостан
  • Ырыуым:Мырҙалар
  • Ораным:Һандал!
  • Ҡошом:Аҡҡош
  • Ағасым:Тирәк
 

Отправлено 17 Октябрь 2012 - 04:30

Читал, что «раздача тамг и оранов Чингизханом» на самом деле было признанием племенной знати и подтверждением их регалий.

Так же как и потом русскими царями, они тоже нас "жаловали" и "раздовали" много чем. Это такой дипломатический монарший язык.

#13 Abdulgani

 
Abdulgani

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 238 сообщений
  • Ырыуым:Дыуан
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 17 Октябрь 2012 - 08:46

Зато есть казахи, ногайцы, каракалпаки, а ещё раньше были кочевые узбеки.

Башкиры когда-то входили в государство кочевых узбеков. Статья молодого ученого Ш. Исянгулова о башкирах и кочевых узбеках.http://isangul.blogspot.com/2012/03/xv-xvi.html

Также статья А.-З. Валиди Тогана о просхождении этнонимов узбеков и казахов.
http://vlib.iue.it/carrie/cec/ozkaz.shtml

#14 Timur-Amir

 
Timur-Amir

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 874 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 17 Октябрь 2012 - 09:46

Башкиры когда-то входили в государство кочевых узбеков. Статья молодого ученого Ш. Исянгулова о башкирах и кочевых узбеках

Статья спорная:
1)«государство кочевых узбеков, оформившимся в 1420-е гг. в восточной части улуса Джучи» — всё-таки Зауралье, похоже.
2)«восточная часть улуса Джучи именовалась узбекским улусом (дийар-и узбек или вилайат-и узбек)».
Смотрим информацию об узбекском улусе (Узбекском ханстве):

Узбе́кское ха́нство (Ханство Абу-л-хайра, Орда Абу-л-хайра, Узбекская Орда, Узбекский улус, «Государство кочевых узбеков») — государство тюрков и монголов, образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории современных Казахстана и России в 1420-х годах... Во время кратковременного расцвета включало территорию современного южного Казахстана вдоль реки Сыр-Дарья. Однако геополитически занимало пространство между Ногайской Ордой на западе и Могулистаном на востоке, Сибирским ханством на севере и государством Тимуридов на юге... Этнический состав населения Узбекского ханства был в основном идентичен населению Ак-Орды и Ногайской Орды и состояли из родственных племен — канглы, коныраты, кыпчаки, мангыты, уйсуны, аргыны и карлуки и др. Кроме них источники называют племена и роды буркутов, утарчи, чимбасов, кенегасов, дурманов, карлаутов, таймасов, шадбаклы, маджаров и др. Многие из этих племен ныне известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов. Другая часть на рубеже XV—XVI вв. ушла в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек»

То, что:

В дальнейшем в составе узбекских племен упоминаются такие роды, как минг, йуз, кырк, джалаир, кунгурат, кыбчак, калмак, хытай, канглы, джалджиут, кераит, меркит, табын, уйшун, тама, тилау и другие [8, с. 29–33, 40–44]. По мнению Р.Г. Кузеева, среднеазиатские корни среди башкирских племен и родов имеют такие, как мин, тамьян, айле, кошсы, дуван, катай, табын и т. д.

не означает, что они были узбеками, более того, утверждение:

Реальной силы у него не было, нередко число сторонников М. Шейбани не превышало 200–400 человек. Например, когда он оказался под покровительством астраханского правителя Касима в 1472 г., то с молодым царевичем было всего 40 человек, из них половину составляли представители рода кушчи [9, с. 20]. Среди племен и родов, оставшихся верными М. Шейбани во время его скитаний были следующие: аргун, ас, башгырд, джуркун, ички, ички-байри, йети-минг, конграт, кушчи, маджар, мангыт, найман, салор, татар, тили-минг, тубай, туман, уйгур, уйсун, хытай

— таи и поименно можно было назвать сторонников. Но вернёмся к «открытию» (ниже выделено мною):

В эти годы в составе войска хана перечисляются следующие роды: джалаир, сихиут, тама, сулдуз, адгу, адлу-оглы, мекрит, калмак, барин

Так можно сказать, что башкиры были русскими, поскольку входили в войска русских правителей в войне 1812 года или Великой отечественной, к примеру. То, что в составе войска узбеков были башкиры не делает башкир узбеками!
Утверждение, непрокоментированное никак автором, то есть выдающееся за научное и верное:

Тура – это имя кунгуратского хана. На вершине этой горы, чтобы было безопаснее, он построил крепость. Поэтому назвали ее Тура-тау.

дает нам миф, что в Башкортостане и Татарстане были толпы Турей, Торей и Трей, в честь которых названы горы Туратау, Торатау и Тратау (посмотрите количество топонимов и поймеёте «научность» цитаты).
Нижеследующее утверждение вообще попахивает идиотизмом:

города, существовавшие на территории Башкирии еще задолго до 1552 г. оказались заброшенными. Очевидно, что жители этих городищ не были башкирами, а в них проживало население, тяготевшее к городской жизни, желающее прочно осесть.

То есть «население, тяготевшее к городской жизни, желающее прочно осесть» не может быть башкирским. Господин Исянгулов, городская прописка, юрт или становище лишает башкира права называть себя башкиром?!!!

Выводы более чем «гениальны» (без «воды» приведу дословно смысл): «в летописях упомянут исход ногаев, но можно утверждать, что помимо ногаев переселялись и другие народы, в том числе башкиры». ГЕНИАЛЬНО! То, что вместе с ногаями Ногайской Орды, расположенной на территории Ногайской дороги (юг Башкортостана и часть Оренбургской области) переселились не только ногаи, но и бышкиры — «ошеломляют» «неожиданностью»! При любой миграции мигрируют разнородными группами, а именование их в ту пору «ногаями» было по названию Ногайской Орды, более того, в источниках того времени термины «ногай» и «башкорт» смешивались, в отличии от этнонима «иштяк» (т.е. западных башкир, т.е. башкир с территории, входившей тогда в состав Казанского ханства, что упомянуто даже у татарских историков).

В общем совет — читать больше исторических книг и первоисточников, а не заниматься компиляцией чужих трактовок (в упомянутой литературен статьи — чужие книги и не одного первоисточника, то есть автор «надёргал» трактовок, цитат и фактов из чужих работ и «скомпилировал» свою статью, единственный первоисточник статьи — сборник «Башкирские шежере»). Будь я историком, то поставил бы «неуд».

#15 Abdulgani

 
Abdulgani

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 238 сообщений
  • Ырыуым:Дыуан
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 17 Октябрь 2012 - 10:01

В общем совет — читать больше исторических книг и первоисточников, а не заниматься компиляцией чужих трактовок (в упомянутой литературен статьи — чужие книги и не одного первоисточника, то есть автор «надёргал» трактовок, цитат и фактов из чужих работ и «скомпилировал» свою статью, единственный первоисточник статьи — сборник «Башкирские шежере»). Будь я историком, то поставил бы «неуд».

Я бы не стал доверять википедии в этом вопросе.
В том то и дело, что вы не историк. В списке литературы приведены источники.
Также повнимательнее прочитайте статью. А.-З. Валиди Тогана.

#16 Timur-Amir

 
Timur-Amir

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 874 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 17 Октябрь 2012 - 10:10

Читаю Заки Валиди:

В общей для узбеков старого Джучиева улуса(т.е. для тогдашних узбеков, казахов, мангыт-ногаев и башкир)

То есть под «узбеками» он понимает «тогдашних узбеков, казахов, мангыт-ногаев и башкир», что не делает башкир узбеками.
Приведу пример: «Великая Отечественная война — Сталинградская битва... Благодаря героизму русских воинов план немецкого командования по быстрому захвату Сталинграда был сорван. Для координации дальнейших действий русских войск был направлен заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков». «Русскими войсками» здесь является весь многонациональный народ СССР, в том числе и башкиры, что не делает башкир в составе «русских войск» русскими, это обобщение. Таким же обобщением и являются упомянутые «узбеки» и «узбекские войска» с башкирами в составе данного обобщения. Так яснее излагаемая мною мысль и аналогия?

#17 Abdulgani

 
Abdulgani

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 238 сообщений
  • Ырыуым:Дыуан
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 17 Октябрь 2012 - 10:32

Читаю Заки Валиди:

То есть под «узбеками» он понимает «тогдашних узбеков, казахов, мангыт-ногаев и башкир», что не делает башкир узбеками.
Приведу пример: «Великая Отечественная война — Сталинградская битва... Благодаря героизму русских воинов план немецкого командования по быстрому захвату Сталинграда был сорван. Для координации дальнейших действий русских войск был направлен заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков». «Русскими войсками» здесь является весь многонациональный народ СССР, в том числе и башкиры, что не делает башкир в составе «русских войск» русскими, это обобщение. Таким же обобщением и являются упомянутые «узбеки» и «узбекские войска» с башкирами в составе данного обобщения. Так яснее излагаемая мною мысль и аналогия?

В принципе правильно.
Этничность - категория относительная и подвижная. В разных обстоятельствах человек (в том числе средневековый) ощущал себя принадлежащим к разным общностям. Возьмем табынца, который жил на территории Башкортостан в 16 веке. Его самоощущение (так называемая идентичность) проявлялось не одинаково. При встрече с человеком из другого табынского племени он называет свое племя: "Я - кальсер". При встрече с катайцем он назовет племенной союз: "Я - табын". При встрече с ногайцем или казахом он должен назвать себя так, чтобы тот понял, откуда он; поэтому: "Я - башкир".
Такую многослойную идентичность мы встретим на протяжении всей истории – и современной тоже. В современный период - последовательно - башкиром, русским (Russian при выезде за границу), европейцем, землянином. К тому же в разных ситуациях он может рекомендоваться еще как горожанин (перед сельским жителем), мусульманин (перед христианином) и т.д. (Цитата не моя :) )

#18 Timur-Amir

 
Timur-Amir

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 874 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 17 Октябрь 2012 - 11:26

Abdulgani, рад, что мы поняли друг друга :)

#19 kara-eget

 
kara-eget

    Башҡорт ханы

  • Егет
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 883 сообщений
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Көҙөй
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Имән
 

Отправлено 18 Октябрь 2012 - 02:12


То есть «население, тяготевшее к городской жизни, желающее прочно осесть» не может быть башкирским. Господин Исянгулов, городская прописка, юрт или становище лишает башкира права называть себя башкиром?!!!

Да,это очень спорный тезис в статье Исянгулова.Узбеки желающие прочно осесть тем не менее переехали из городов на территории исторического Башкортостана на сотни км на юг в Хорезм. Логическое несоответствие.Что касается городов, то у башкир они несомненно были.На мой взгляд население их в основном занимались металлургией.Ведь отмечено к примеру что до 1736 в некоторых башкирских аулах было много кузниц.При некоторых условиях вполне возможно появление городов для выплавки руды и т.д, металлургия сама по себе требует концентрации производительных сил.Многими упускается момент, что башкиры занимались не только полукочевым скотоводством но и металлургией.А известно что-нибудь о развитии металлургии у кочевых узбеков? И еще момент: откуда получали сырье кузницы Казанского и Сибирского ханств? Известно, что было (особенно у Казанского ханства) много воинов в доспехах.

Сообщение изменено: kara-eget (18 Октябрь 2012 - 02:19 )


#20 Artyr

 
Artyr

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 387 сообщений
  • Ырыуым:Теләү
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 18 Октябрь 2012 - 04:51

В принципе правильно.
Этничность - категория относительная и подвижная. В разных обстоятельствах человек (в том числе средневековый) ощущал себя принадлежащим к разным общностям. Возьмем табынца, который жил на территории Башкортостан в 16 веке. Его самоощущение (так называемая идентичность) проявлялось не одинаково. При встрече с человеком из другого табынского племени он называет свое племя: "Я - кальсер". При встрече с катайцем он назовет племенной союз: "Я - табын". При встрече с ногайцем или казахом он должен назвать себя так, чтобы тот понял, откуда он; поэтому: "Я - башкир".
Такую многослойную идентичность мы встретим на протяжении всей истории – и современной тоже. В современный период - последовательно - башкиром, русским (Russian при выезде за границу), европейцем, землянином. К тому же в разных ситуациях он может рекомендоваться еще как горожанин (перед сельским жителем), мусульманин (перед христианином) и т.д. (Цитата не моя :) )


Отлищна разъяснил. Плюс стопицот.




0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM