Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Чем должна отличаться Частная башкирская школа


  • Please log in to reply

21 ответов в этой теме

#21 Timur-Amir

 
Timur-Amir

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 874 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 04 Декабрь 2012 - 01:40

....Азамат угрюмо расплатился с кондуктором и вновь провалился в сладкую дремоту. С тех пор как он вернулся в Башкурдистан, ему всегда снился один и тот же сон:

Снимите ролик для ютюба или фильм по данной фантазии :)

#22 Salawat

 
Salawat

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 17 Январь 2013 - 10:18

Зависит от программы, учебников и учителей. Если так, как преподавали у меня школе — откажусь.

Вообще программу башкирского компонента для небашкирских классов нужно перерабатывать. Причем главная претензия на самом деле не к башкирскому языку, а именно к предмету «Культура Башкортостана».

Сейчас расскажу подробно что, как и почему (я учился в трех школах, в том числе башкирском классе) важно в программе башкирского языка и откуда в моем понимани взялась башкирофобия.
Учился я в Уфе.
1-3 класс. школа №32 (вальфдорфская). Пытались в открытую пропагандировать сектанское христианство и читать молитву солнцу каждое утро. Игнорировал. Но не об этом.
Культура Башкортостана — проходили башкирский эпос: «Урал батыр», «Акбузат». Нам выразительно читали вслух, на стене класса были сцены из эпоса. Рассказывали о Салавате Юлаеве. Задавали вопросы по материалу, писали сочинения-пересказы или устно опрашивали. Красиво, нравилось. У всех были положительные впечатления.
Школа №119. Учебники отсутствовали, механически (с 5 по середину 9) проходили из года в год одни и те же темы. Задания сводились к зубрению глав, составлению кроссвордов «на вольную тему про башкир». Классу к 7 или 8 всем надоело и дети начали прогуливать уроки, стали задавать вопросы почему о русских и о татарах не рассказывают, началась «башкирофобия».
Один год даже была методичка, а другой год — учебник. Одна учительница, автор методички по которой учились, на уроке грызла семечки. Кстати, именно в методичке вначале были сарматы, гунны, а потом «на эти земли пришли кочевые башкиры, не имевшие собственной культуры кроме племенных тамг, которые были буквами». На вопрос какой был алфавит у башкир (я точно помню свой вопрос и как вырисовывал те несчастные несколько тамг и пытался понять почему так мало букв и что они значат) мне затруднились ответить.
Башкиры стали стыдиться называть себя башкирами, потому что начались подтрунивания над башкирами (дети — чертовски жестоки) в классе, и стали называть себя татарами, дети из смешанных семей (по отцу башкиры) стали называть себя татарами, а чистокровные башкиры — что их «записали в башкиры, но они татары». Иногда на национальной почве школьники били башкир. То есть несовершенство учебной программы привело к утрате самосознания.
В 9 классе в этой школе детей заставляли зубрить биографию Салавата Юлаева по датам (даты плохо запонимал всегда), не знавших башкирский язык и не знавших башкирский язык заставляли наизусть учить башкирские стихи Салавата Юлаева. Из-за конфликтов с одноклассниками в 9 классе перешел в другую школу.
Башкирский класс, 5 лицей. Большинство в классе отлично знало язык (у других классах в школе с 5 класса было 2 часа с 5 класса башкирского языка). Писались диктанты на башкирском. Атмосфера здоровая, учительница незнающим языка детям давала программу для 1 класса башкирских школ.
Здесь же преподавалась «География Башкортостана». Претензий нет — отличный предмет.
«История Башкортостана». Наконец-то нормальные учебники истории о башкирах! Но, к сожалению, программа на один год всего учебника — длись уроки хотя бы два года — проходили бы вновь «по кругу» историю. Все башкирские восстания уместились в одну главу (!!!).
«Культура Башкортостана» (9-10 классы). В 10 классе башкир был целый один человек. К приезду комиссии класс выставляли в встречать гостей города. Одевали детей в «дружбу народов»: русская в национальной одежде (девочка русская была), татарин — мальчик татарин, башкир — посмотрели по журналу, нашли башкира — сказали «непохож» и выбрали татарина с монголоидными чертами.
Возвращясь к предмету — учительница была истинной патриоткой, честно. Даже слишком. И она не умела отвечать на вопросы: любые вопросы по уроку, особенно то, что вопросов накопилось много, особенно из-за некоторых нестыковок в учебниках (со мной в классе учились ещё двое со 119 школы из того же класса) она воспринимала как оскорбление всему народу. Самый простой пример: идет быстрая и длинная диктовка всех музеев на территории Башкортостана, пишем на огромной скорости фамилии, дважды не повторяет, диктует быстро. Иногда переспрашивали фамилии. Один человек не расслышал и недопонял фамилию Худайбердина и искренне спросил: «Как, [всавляет лишнюю полугласную из-зачего фамилия звучит нецензурно] или Худайбердин?». Чей-то смешок, учительница думает что спросил один и ставит ему двойку (местный хулиган), хулиган и нерасслышавший доказывают, что говорил нерасслышавший, нерасслышавшему ставят двойку, а хулигану не исправляет двойку, мотивируя «ты тоже так мог сказать». Любила повторять оскорбительную фразу Ибн Фадлана о славянах и называла татар оккупантами при классе.

Вывод: нужна полноценная программа «Культуры Башкортостана» с 1 или 2 класса по 9 или 11, без повторений, интересная все года обучения, также нужно рассказывать и о других народах Башкортостана, иначе у учащихся возникает башкирофобия. В учебник культтуры включать некоторые слова на башкирском, немного, но так будет лучше после перехода к урокам башкирского языка.
Башкирский лучше начинать с 4 или пятого, иначе дети начнут путать в русской и башкирской кириллице (с 1 по 3 класс изучал немецкий и английский и одинаково плохо знал оба, с переходом на один иностранный понимать английский стал лучше).

pS Извините, если оффтоп или оскорбил кого-то, просто считаю важным переработать региональный компонент — обычно его противники и сторонники мало обращают внимание о содержании, форме подачи и учителях — а это самое главное.

Дельно написал, в министерство образования отправь.




2 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM