Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Новые подходы к изучению истории башкир


  • Please log in to reply

86 ответов в этой теме

#1 Карайган

 
Карайган

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 196 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
 

Отправлено 05 Май 2013 - 02:45

Перечитывал старые ветки, но похожей не нашел. Открываю новую, лично для меня актуальную тему. Надеюсь будет конструктивное обсуждение.

Думаю,всем кто увлекается историей башкир понятно,что в настоящий момент наша история изучена весьма однобоко. Я говорю про досоветский период. В советское время по этому периоду Акманов И.Г., Мажитов Н.А. и другие наши историки придерживались марксистской методологии - феодальный период, классовая борьба, восстания интерпретировались как борьба с царизмом,феодализмом. Ну это и понятно,их так учили. Хотя даже элементарные факты разваливают эту схему - ну какие феодалы у башкир, где угнетенный класс? Башкирское общество больше походило на коллективы периода т.н. "военной демократии". Да, были богатые и бедные, но было омо(нет плагина с баш.шрифтом), были йыйыны и тд. В общем понятно, что формационный подход к истории кочевых и полукочевых народов малоэффективен. В постсоветское время башкирские историки попытались как-то уйти от этих шаблонов, но объективно не очень это у них получилось . Поэтому в современных многотомных изданиях Истории Башкортостана мы видим практически тоже самое,что в советских монографиях, с уклоном в "национально-освободительную борьбу" . Хотя во многих восстаниях башкиры и не провозглашали отделение от Российской империи , да и термин "национальный" по отношению к башкирам 17-18 вв. мне кажется малоуместным.

Помимо методологии другой проблемой нашей историографии была однобокость, ограниченность источников - по истории 16-19 вв. ,например, это в основном материалы российской администрации, очень мало непосредственно башкирских, тюркоязычных источников. Ну представьте,если бы историю Великой Отечественной войны писали бы по немецким архивам, что бы вышло? По периоду 9-15 вв источников тоже маловато,все ограничивается стандартным набором - Ибн Фадлан, Рашид ад Дин и тп.
В общем, сейчас всем понятно необходимость нового подхода к изучению башкир, ведь даже те крохи новых материалов(источниковедческих и археологических),что появились в печати в последнее 10-летие, демонстрируют,что мы практически НЕ ЗНАЕМ свою историю 9-18 вв. Раскопки Уфы, тюркоязычные материалы по восстаниям, описания османских путешественников рисуют нам совершенно других башкир, отличных от лубка советского периода. У башкир долгое время существовали города, были свои ханы, они делали устращающие набеги и брали ясырей, торговали невольниками, ездили к халифу правоверных за поддержкой в джихаде, писали русскому губернатору письма, где диктовали свои условия и устанавливали границы и многое другое. Лично для меня это все было откровением.

Но самое грустное,что я и мои друзья-родичи,кто увлекается историей, ждем новых книг с новыми фактами,подходами, источниками по истории башкир - а их нет! Все,что можно назвать действительно новым - это недавно изданная "История башкир" А-З. Валиди, книга С. Таймасова "Башкиро-казахские отношения", монография Ю. Юсупова "История Башкортостану 15-16 вв" и некоторые его публикации, вот Карагай еще посоветовал книгу Азнабаева Б.А. "Интеграция Башкирии в административную структуру Российского государства"(буду искать). И это все??? Я регулярно захожу в "Китап" и не вижу там новых нужных книг по истории :angry: . Или может работы есть , но их не публикуют? Где новые подходы в истории башкир, ведь помимо формационного,есть и цивилизационный,культурологический подходы? Где новые источники, ведь масса неопубликованного и непереведенного?
Предлагаю делиться ссылками на новые книги,статьи, если они есть, новые концепции и подходы,мнениями и теориями. Ведь есть куча историков в БГУ,БГПУ, АН РБ, ИГИ АН РБ - что-то же они пишут, исследуют. Я не историк, пишу без цитат, просто, поэтому прошу делать на это скидку. Хотелось бы здесь конструктивного обсуждения именно нашей истории 9-18 вв., а не отвлеченных споров или фолькхистори . НА БФ мною замечено минимум 2-3 историка, поэтому надеюсь ни их участие. Для начала хотелось бы задать вопрос - какие статьи, книги, диссертации вы бы рекомендовали из новых по периоду 9-18 вв . ? Карагай вот написал про монографию Булата Азнабаева,а может быть еще что-то есть известное только узким кругам ?

#2 Karagai

 
Karagai

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 986 сообщений
  • Ырыуым:Ҡарағай-Ҡыпсаҡ
  • Ораным:Туҡсаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарағай
 

Отправлено 05 Май 2013 - 10:56

Надо пополнять http://www.bashforum.net/index.php?/forum/39-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8/.

Спрошу у Булата Ахмеровича, если он не против, добавим его упомянутую "Интеграцию..." - у меня есть, а в продаже ее больше нет.
Пока вот его статьи: http://rb21vek.com/clio/593-lingvisticheskiy-i-formulyarnyy-analiz-dokumentov-o-bashkirah-xvii-xviii-vv.html
http://rb21vek.com/clio/572-status-plennyh-v-bashkirskih-obschinah-xviii-veka.html
http://rb21vek.com/clio/164-zhalovannaya-gramota-xvi-veka-bashkiru-uranskoj.html
http://rb21vek.com/clio/242-fenomen-kochevoj-paradigmy.html

Вот там спец по с/х периода столыпинских реформ в Башкирии, Урал Каримов http://rb21vek.com/clio/368-zemelnyj-vopros-v-bashkirii-nachala-xx-v-zapal.html
Юлдаш Юсупов и Азат Бердин http://rb21vek.com/clio/469-bashkiriya-v-sisteme-imperiy.html

Порекламирую родной ИГИ РБ :) (оно теперь без АН, просто ИГИ РБ): http://www.igianrb.ru/publications/biblioteka

http://www.igianrb.ru/publications

К сожалению, оказывается, там нет новых вышедших работ Ю.Юсупова и Р.Асылгужина по истории западных башкир :angry: . Ищите в магазинах либо ИГИ РБ.

По посту. Про города и ханов Вы несколько поспешили, Карайган. :) Это вопросы остро дискуссионные. А во многом остальном солидарен, приходилось писать об этом еще в 2006: http://atberdin.narod.ru/koncepcii.htm

#3 Hamzat1214

 
Hamzat1214

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 307 сообщений
  • Ырыуым:Күбәләк
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 06 Май 2013 - 12:40

Хотя даже элементарные факты разваливают эту схему - ну какие феодалы у башкир, где угнетенный класс? Башкирское общество больше походило на коллективы периода т.н. "военной демократии". Да, были богатые и бедные, но было омо(нет плагина с баш.шрифтом),

То есть там где было явление "ПОМОЧИ", то есть өмә - не было феодалов, по вашему? Я так понял вы из-за бугра пишите? Неужели там нельзя установить баш. шрифт? Или хозяева компа не разрешают?

да и термин "национальный" по отношению к башкирам 17-18 вв. мне кажется малоуместным.

Вот оно как)))) Может быть башкир вообще нет? Есть только муслимы...

Помимо методологии другой проблемой нашей историографии была однобокость, ограниченность источников - по истории 16-19 вв. ,например, это в основном материалы российской администрации, очень мало непосредственно башкирских, тюркоязычных источников. Ну представьте,если бы историю Великой Отечественной войны писали бы по немецким архивам, что бы вышло?

То есть что урыҫтар, что немцы - одинаково? Я правильно вас понимаю? Азамат, это вы?

В общем, сейчас всем понятно необходимость нового подхода к изучению башкир,

Не нужно за всех говорить, говорите, пожалуйста, за себя.

ездили к халифу правоверных за поддержкой в джихаде,

Серьезно? Для меня это тоже откровение. Откуда информация, если не тайна?

#4 Карайган

 
Карайган

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 196 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
 

Отправлено 06 Май 2013 - 10:25

То есть там где было явление "ПОМОЧИ", то есть өмә - не было феодалов, по вашему? Я так понял вы из-за бугра пишите? Неужели там нельзя установить баш. шрифт? Или хозяева компа не разрешают?

Вот оно как)))) Может быть башкир вообще нет? Есть только муслимы...

То есть что урыҫтар, что немцы - одинаково? Я правильно вас понимаю? Азамат, это вы?

Не нужно за всех говорить, говорите, пожалуйста, за себя.

Серьезно? Для меня это тоже откровение. Откуда информация, если не тайна?

Как топикстартер я хочу, чтобы тема развивалась конструктивно, иначе все съедет в непролазный флуд. Детсадовских наездов в стиле " а ты кто такой" в ветке "Дин" хватает. Если вы не научились нормально общаться , я вас учить не намерен, я вам не отец . Отвечу один раз, без повторов - на подобные посты отвечать не буду принципиально. Если вас устраивают старые шаблоны и методология - будьте счастливы.

#5 Карайган

 
Карайган

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 196 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
 

Отправлено 06 Май 2013 - 10:39

Надо пополнять http://www.bashforum.net/index.php?/forum/39-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8/.

Спрошу у Булата Ахмеровича, если он не против, добавим его упомянутую "Интеграцию..." - у меня есть, а в продаже ее больше нет.
Пока вот его статьи: http://rb21vek.com/clio/593-lingvisticheskiy-i-formulyarnyy-analiz-dokumentov-o-bashkirah-xvii-xviii-vv.html
http://rb21vek.com/clio/572-status-plennyh-v-bashkirskih-obschinah-xviii-veka.html
http://rb21vek.com/clio/164-zhalovannaya-gramota-xvi-veka-bashkiru-uranskoj.html
http://rb21vek.com/clio/242-fenomen-kochevoj-paradigmy.html

Вот там спец по с/х периода столыпинских реформ в Башкирии, Урал Каримов http://rb21vek.com/clio/368-zemelnyj-vopros-v-bashkirii-nachala-xx-v-zapal.html
Юлдаш Юсупов и Азат Бердин http://rb21vek.com/clio/469-bashkiriya-v-sisteme-imperiy.html

Порекламирую родной ИГИ РБ :)/> (оно теперь без АН, просто ИГИ РБ): http://www.igianrb.ru/publications/biblioteka

http://www.igianrb.ru/publications

К сожалению, оказывается, там нет новых вышедших работ Ю.Юсупова и Р.Асылгужина по истории западных башкир :angry:/> . Ищите в магазинах либо ИГИ РБ.

По посту. Про города и ханов Вы несколько поспешили, Карайган. :)/> Это вопросы остро дискуссионные. А во многом остальном солидарен, приходилось писать об этом еще в 2006: http://atberdin.narod.ru/koncepcii.htm


"Интеграцию" я нашел в сети, буду читать :rolleyes: Если кому еще надо ,могу скинуть ссылку в личку. Кстати по разделу Библиотека на сайте ИГИ - ссылки на ваши работы, Юсупова Ю. и ряда других - дохлые , надо исправить. Все,что хотел скачать - ничего нет.

Зато на сайте ИГИ есть еще журнал "Панорама Евразии" http://www.igianrb.ru/journal
В №1 есть хорошая статья Азнабаева "Теория "кочевого феодализма" , в которой он по пунктам доказывает,что практически никаких признаков феодального строя у башкир и не было. Правда статья производит впечатление незаконченной,как будто на полуслове обрывается. А продолжения в других номерах нет.

За остальные ссылки больше спасибо , буду изучать,кое-что правда уже читал. Понятно,что вопросы дискуссионные, но ведь дискуссии идут в ваших кругах, неплохо если бы мы, люди далекие от науки, имели тоже возможность с ними ознакомиться, сейчас же можно выкладывать видео круглых столов и тп. У вас хороший сайт, но материалы больше заточены под современные актуальные проблемы(Кара-мурза,Малинецкий и тд.). Лично мне хотелось бы побольше материалов именно по истории 9-18 вв.

#6 Karagai

 
Karagai

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 986 сообщений
  • Ырыуым:Ҡарағай-Ҡыпсаҡ
  • Ораным:Туҡсаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарағай
 

Отправлено 06 Май 2013 - 10:52

Тема настолько касается того, о чем говорит уже седьмой год наша команда, что позволю себе вмешаться в Ваш разговор.

То есть там где было явление "ПОМОЧИ", то есть өмә - не было феодалов, по вашему?

нет. Там, где нет ренты. А ее у башкир не было.

Я так понял вы из-за бугра пишите? Неужели там нельзя установить баш. шрифт? Или хозяева компа не разрешают?

простите, похоже на детски националистическую истерику.

Вот оно как)))) Может быть башкир вообще нет? Есть только муслимы...

почему нет? ведь восставали не все муслимы, а преимущественно именно башкиры. Но я Вам открою страшную вещь6 применительно к этому времени и о русской нации говорить малоуместно. И о немецкой.

То есть что урыҫтар, что немцы - одинаково? Я правильно вас понимаю?

простите, что вмешиваюсь, уважаемый, но мне вот в голову не пришло такое толкование слов уважаемого Карайгана. Нет, немцы, русские, папуасы, китайцы - безусловно, разные народы. Но его мысль от этого не становится неверной. Иное дело, что я бы не стал сравнивать именно с ВОВ, потому как немцы в ВОВ имеют для нас символическую функцию абсолютного зла. А мысль его была не об этом.

Азамат, это вы?

я вот понятия не имею, кто есть Карайган, но одного взгляда на стиль достаточно, чтобы понять, что это не Азамат. На форуме под благосклонное одобрение нашего доброго модератора лепит себе один ник за другим, как правило, другой человек, страдающей некоторой исламофобией.

Не нужно за всех говорить, говорите, пожалуйста, за себя.

знаете, мысль о новых подходах разделяет почти все новое поколение историков Башкортостана. Хотя как сказать "новое": Азнабаеву, Рахимову, Таймасову за 50. Игорь Кучумов и Ильдар Габдрафиков стали башкирофобами, осужденными за разжигание межнациональной розни, прослыли фриками и изгоями в том числе по причине этого кризиса парадигм и поколений (хотя вины это с них. конечно, не снимает). Молодые - это Азамат Буранчин, Юлдаш Юсупов, Рафиль Асылгужин, Гульназ Азаматова, Урал Каримов, Шамиль Исянгулов и др. Обществоведы, социологи, культурологи, философы ее тоже разделяют (Закирьян Аминев, Рустем Вахитов или я, например). В АН РБ начали разделять настолько, что посвятили целую неделю круглых столов - закончившихся, однако, дешевым скандалом: именно показавшим, насколько смена методологий у нас болезненна, назрела и перезрела. Это вовсе не означает, что нужно крушить старое - нет, наследие того же Ирека Гайсиевича Акманова - почитаемый и ценный вклад в науку. Но горячий тон Карайгана отражает настроения ожидания, царящие в среде интересующейся историей Отечества общественности (а таких у башкир - почти весь их образованный слой).

Серьезно? Для меня это тоже откровение. Откуда информация, если не тайна?

бывало, а что, нельзя? Информация из вполне открытых источников. Вспомните хотя бы посольство Султана Мурата в 1707 г. Рыться лень, на форуме было, как и по 17 веку. Напомню лишь великого русского историка: Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. — М, 1989. С.542-543. Должность халифа тогда выполнял турецкий султан.

#7 Hamzat1214

 
Hamzat1214

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 307 сообщений
  • Ырыуым:Күбәләк
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 06 Май 2013 - 06:17

Тема настолько касается того, о чем говорит уже седьмой год наша команда, что позволю себе вмешаться в Ваш разговор.нет. Там, где нет ренты. А ее у башкир не было.

Пожалуйста. Какой именно ренты не было? Или вообще никакой не было?

простите, похоже на детски националистическую истерику.

Возможно. Но автор сказал что у него клавиатура то ли с турецким, то ли еще с каким уклоном. У меня на клавиатуре нет никаких уклонов, а у Вас?

почему нет? ведь восставали не все муслимы, а преимущественно именно башкиры.

А может быть так: "восставали не муслимы, а башкиры"?

Но я Вам открою страшную вещь6 применительно к этому времени и о русской нации говорить малоуместно.

Не уходим от темы, уважаемый, не уходим.

И о немецкой.простите, что вмешиваюсь, уважаемый, но мне вот в голову не пришло такое толкование слов уважаемого Карайгана. Нет, немцы, русские, папуасы, китайцы - безусловно, разные народы. Но его мысль от этого не становится неверной.

Так вы же уже вмешались, ничего страшного. Простите и вы меня, но в мою скромную голову пришло именно такое толкование. Еще раз цитирую "Ну представьте,если бы историю Великой Отечественной войны писали бы по немецким архивам, что бы вышло?" Автор клонит к тому что историю "башкирских джихадов" пишут по архивам русским и это его волнует, ему хочется чтобы историю писали по другим архивам. Я считаю что это прекрасно.

Иное дело, что я бы не стал сравнивать именно с ВОВ, потому как немцы в ВОВ имеют для нас символическую функцию абсолютного зла.

Ну это ваше личное дело, приказывать я Вам не имею права. Но лично я стал бы. Большая просьба: не говорите за всех. Для меня, например, если Вам интересно, немцы не абсолютное зло. Просто зло. Есть и другие виды зла, кроме немцев.

А мысль его была не об этом.я вот понятия не имею, кто есть Карайган, но одного взгляда на стиль достаточно, чтобы понять, что это не Азамат.

То есть, Вы считаете, что свой стиль человек поменять не может? (на время) На мой скромный взгляд тема очень удобна для Азамата: новый подход на изучение "джихада" как раз по "архивам" "не немцев"

На форуме под благосклонное одобрение нашего доброго модератора лепит себе один ник за другим, как правило, другой человек, страдающей некоторой исламофобией.

Во первых, уважаемый модератор не такой уж и добрый. Во вторых, какое отношение имеет наш разговор к исламу? И какое отношение имеете вы и ваши товарищи к исламу? В данной теме точно такое же отношение что к буддизму или другим религиям.

знаете, мысль о новых подходах разделяет почти все новое поколение историков Башкортостана. Хотя как сказать "новое": Азнабаеву, Рахимову, Таймасову за 50. Игорь Кучумов и Ильдар Габдрафиков стали башкирофобами, осужденными за разжигание межнациональной розни, прослыли фриками и изгоями в том числе по причине этого кризиса парадигм и поколений (хотя вины это с них. конечно, не снимает). Молодые - это Азамат Буранчин, Юлдаш Юсупов, Рафиль Асылгужин, Гульназ Азаматова, Урал Каримов, Шамиль Исянгулов и др. Обществоведы, социологи, культурологи, философы ее тоже разделяют (Закирьян Аминев, Рустем Вахитов или я, например).

Нет, не знаю. Вынужден признать пробелы в знаниях в данной области. Но автор в начале темы рассказал про вещи которые стали для меня откровением. Если не сложно, пусть автор ссылается на источники, а то как-то не научно получается.

бывало, а что, нельзя? Информация из вполне открытых источников.

Прямо так и написано в этих источниках: "за поддержкой в джихаде"?

#8 Karagai

 
Karagai

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 986 сообщений
  • Ырыуым:Ҡарағай-Ҡыпсаҡ
  • Ораным:Туҡсаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарағай
 

Отправлено 06 Май 2013 - 07:20

Иптяш модератор. Уберите тролля хоть отсюда, а?
Всю ветку Дин загадили, теперь за другие принялись. Нам мало, что Башфорум покинуло столько народу, скоро кроме клонов-троллей никого не останется.

#9 ҠунаҡИбатулла Воркутагин_*

 
ҠунаҡИбатулла Воркутагин_*
  • kунаҡ
 

Отправлено 07 Май 2013 - 03:11

Не знаю куда приткнутся с этой темой уважаемый Карагай. Попробую здесь. В одной из веток вы указали что в Мусульманской умме Башкортостана есть положительная динамика роста численности и в первую очередь за счет молодежи. При этом сослались на материалы ЦСКМ и личные наблюдения. К сожалению по вашим ссылкам мне не удалось найти материалы по динамике роста численности за последние скажем 20 лет, ее темпам и качественным составом уммы. Какие социальные слой пополняют ее, уровень их образованности и прочее. Так же было бы интересно ознакомится со структурой самого духовенства и ее динамикой. Не подскажете где бы это почитать? Относительно ваших личных наблюдении если не секрет то можно ли подробней? И главное, вы сами верующий?

#10 Karagai

 
Karagai

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 986 сообщений
  • Ырыуым:Ҡарағай-Ҡыпсаҡ
  • Ораным:Туҡсаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарағай
 

Отправлено 07 Май 2013 - 07:45

Не знаю куда приткнутся с этой темой уважаемый Карагай. Попробую здесь.

Здесь не в тему, совершенно. Предлаю сюда, отвечать буду там же: http://www.bashforum.net/index.php?/topic/11754-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80/

#11 ҠунаҡИбатулла Воркутагин_*

 
ҠунаҡИбатулла Воркутагин_*
  • kунаҡ
 

Отправлено 07 Май 2013 - 08:51

Здесь не в тему, совершенно. Предлаю сюда, отвечать буду там же: http://www.bashforum.net/index.php?/topic/11754-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80/

Внял вашему предложение теперь это там...

#12 ҠунаҡИбатулла Воркутагин_*

 
ҠунаҡИбатулла Воркутагин_*
  • kунаҡ
 

Отправлено 07 Май 2013 - 09:01

Тема мне кажется мало продуктивная. Сперва бы разобраться в терминах. Понятие феодальный строй, феодализм как я понимаю очень такое аморфное. Различные исторические школы по разному это определяют. Поэтому можно будет спорить как бы об одном но подразумевать очень разное. Есть исторические школы вообще отрицающие это явление. Итак что же уважаемые есть феодализм? Говоря о причинах восстания некоторые говорят о гнете непомерном, другие о нарушениях прав. Если понятие право как то можно определится потму что это в моем понятие примерно так: Право есть юридические нормы установленные каким либо актом и есть соответственно гарант этих прав и если права попрали а гарант не хочет и шевелить рогом это одно. То есть не работают институты государства и народ берется за оружие. Но понятие гнет каким образом расшифровать? Я как понимаю это больше обязанности чем права, при чем эти обязанности как законные так и не законные. Так можно ли уважаемый Карагай гнет и права рассматривать отдельно в чистом виде без совокупности прав и обязанностей и точно также ущемленные права?

#13 kara-eget

 
kara-eget

    Башҡорт ханы

  • Егет
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 883 сообщений
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Көҙөй
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Имән
 

Отправлено 08 Май 2013 - 09:31

http://un.csu.ru/paper/node/2042
""В Челябинском государственном университете состоялась презентация новой книги известного историка и публициста, кандидата исторических наук, доцента ЧелГУ Рашида Хакимова «Красная звезда против полумесяца: противостояние десятилетий» об исламе и партийно-государственной власти на Урале в советский период.

Автор книги впервые рассмотрел проблему взаимоотношений между мусульманским сообществом и партийно-советской властью на протяжении XX века, используя богатый фактический материал. Он ввел в научный оборот многие архивные источники, свидетельства религиозных деятелей и верующих.

Советский период в истории ислама, считает ученый, является одним из наиболее сложных и даже трагических, так как религия в СССР была запрещена, а религиозные деятели подвергались гонениям. «Религия в атеистическом государстве оставалась единственным островком инакомыслия и поэтому с ней велась постоянная и непримиримая борьба», – отмечает доцент ЧелГУ Рашид Хакимов. В монографии раскрыты формы полуподпольной религиозной жизни мусульман на Урале. Автору пришлось проделать большую работу, чтобы собрать и обобщить материал. В книге более 700 страниц, 600 географических названий и 885 имен. Наряду с известными общественными и религиозными деятелями, как муфтий Г. Расулев, З. Рахманкулов, семья Хусаиновых, присутствуют и малоизвестные уральские священнослужители и верующие, которые сохраняли на Урале верность исламской вере.

«Приложенные таблицы, иллюстрации, фотографии, документы, статистика по количеству религиозных общин в уральских областях, исполнению обрядов, биографические данные священнослужителей, уполномоченных Совета по делам религиозных культов – все это делает работу Рашида Хакимова исключительно нужной и важной в научном, социальном и общественно-политическом плане», – считает директор Института этнологических исследований имени Раиля Кузеева Уфимского научного центра РАН Айслу Юнусова.

Книга будет интересна историкам, краеведам, специалистам в области реализации принципов свободы совести, религиозной и национальной политики и всем, кто интересуется историей родного края.""

#14 Karagai

 
Karagai

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 986 сообщений
  • Ырыуым:Ҡарағай-Ҡыпсаҡ
  • Ораным:Туҡсаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарағай
 

Отправлено 08 Май 2013 - 11:09

уважаемый Ибатулла Воркутагин. Чтобы не засорять ветку, ответил, соответственно по исследованиям уммы: http://www.bashforum.net/index.php?/topic/11754-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA-%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80/page__pid__165411__st__0&#entry165411

по башкирским восстаниям: http://www.bashforum.net/index.php?/topic/55-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D1%8B-%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%8C-%D0%BA-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC-%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81/page__st__60__gopid__165410&#entry165410

#15 Un citoyen

 
Un citoyen

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 229 сообщений
  • Город:AqBulat-RysAi-SismeAul
  • Интересы:History, Ethnology, Anthropology
  • Ырыуым:Белмәйем
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ҡарға
  • Ағасым:Тал
 

Отправлено 08 Май 2013 - 02:38

Kara-eget, бик яҡшы бәхәсте дөрөҫ юлға борҙоң, афарин, ысын егетһең!
Книга Р.Ш. Хакимова, несомненно, достойный вклад в научную историю башкир. Рашид Шавкатович недавно принял участие в научной конференции, посвящённой 85-летию видного историка и этнополитолога, моего учителя (скромно отмечу в скобках), Билала Хамитовича Юлдашбаева, под весьма характерным названием "Национализм: лозунги, идеи, идеологи". Его выступление на пленарном заседании было для меня лично самое замечательное всех. Он, возможно, впервые в истории изучения истории Башкортостана и России первым сказал историческую правду: (дословно попытаюсь передать) - В Башкортостане именно в нашем, Аргаяшском, крае проявилось наиболее чёткое разделение башкирского движения на три направления: монархическое (Мухаммад Габедлхай Курбангалиев), провалидовское (Нуриагзам Тагиров) и пробольшевистское (Хафиз Кушаев).
Книгу Рашида Хакимова начал читать. Действительно, это попытка объективно разобраться в антагонизмах прошлого. Мне это по душе.Во введении он пишет: "... С конца 1980-х годов произошли резкие перемены в воззрениях на события, связанные с советским периодом развития общества, впервые появилась возможность объективного и беспристрастного рассмотрения исторических явлений. Результатом этого стали глубокие и интересные по содержанию научные исследования. Но в то же время, ярко проявилась тенденция идеализирования истории и роли церкви в рассматриваемый период. В многочисленных публикациях стали трактоваться многие аспекты взаимоотношений церкви и государства с других позиций: отношения советских органов к религиозным конфессиям отражались в крайне негативном свете, резко очернялась политика по реализации принципов свободы совести как грубая, примитивная, разрушавшая нравственные и гуманистические идеалы народа" (Хакимов Р.Ш. Красная звезда против полумесяца: противостояние десятилетий. Челябинск, 2013. С. 19). Вот именно.

#16 Азамат

 
Азамат

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 513 сообщений
  • Город:Алматы
  • Интересы:история право политика экономика
  • Ырыуым:Түңгәүер
  • Ораным:Ҡуңғырат!
  • Ҡошом:Һайыҫҡан
  • Ағасым:Ерек
 

Отправлено 10 Май 2013 - 04:22

Взглянул ветку.. печально.
Формационный подход в сознании подавляющего большинства до сих пор, если не отождествляется, то как минимум ассоциируется - с пресловутой пятичленкой замшелого исторического материализма (в духе Бахофена подредактирванного Энгельсом для нужд коммунистического движа).
В интересах восполнения лакун и возможности быть правильно понятым (для читающей публики) рекомендую поискать в сети книжку В.Вильчек "Алгоритмы истории". Прочитал ее в 90 г. в "Неве", позднее была опубликована отдельно. На мой взгляд очень удачная стыковка Броделя и Берталанфи (в самых общих чертах). Очень полезно для выветривания совкового истмата - общей теорией информации и управления.

#17 Карайган

 
Карайган

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 196 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
 

Отправлено 12 Май 2013 - 03:27

В интересах восполнения лакун и возможности быть правильно понятым (для читающей публики) рекомендую поискать в сети книжку В.Вильчек "Алгоритмы истории". На мой взгляд очень удачная стыковка Броделя и Берталанфи (в самых общих чертах).

Вот ссылочка http://samlib.ru/w/wanjukow_a/algoritmy.shtml
Броделя читал, но как-то тяжело пошло, все эти бытовые мелочи средневековья, скучно в общем. Надо перечитать, конечно. С Берталанфи вообще пробел, надо восполнять.

#18 kara-eget

 
kara-eget

    Башҡорт ханы

  • Егет
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 883 сообщений
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Көҙөй
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Имән
 

Отправлено 12 Май 2013 - 05:35

Бродель очень интересно пишет про экономические связи в Средиземоморье,имхо.Были бы подобного уровня исследования про Башкирию и Булгарию..

#19 Karagai

 
Karagai

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 986 сообщений
  • Ырыуым:Ҡарағай-Ҡыпсаҡ
  • Ораным:Туҡсаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарағай
 

Отправлено 12 Май 2013 - 07:52

Бродель очень интересно пишет про экономические связи в Средиземоморье,имхо.Были бы подобного уровня исследования про Башкирию и Булгарию.

источников очень мало, сравнивать нельзя.
Про связи Анатолии и Южного Урала интересно у Е.А.Круглова.

#20 Азамат

 
Азамат

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 513 сообщений
  • Город:Алматы
  • Интересы:история право политика экономика
  • Ырыуым:Түңгәүер
  • Ораным:Ҡуңғырат!
  • Ҡошом:Һайыҫҡан
  • Ағасым:Ерек
 

Отправлено 12 Май 2013 - 09:44

Вот ссылочка http://samlib.ru/w/wanjukow_a/algoritmy.shtml
Броделя читал, но как-то тяжело пошло, все эти бытовые мелочи средневековья, скучно в общем. Надо перечитать, конечно. С Берталанфи вообще пробел, надо восполнять.

Рэхмэт и респект за ссылку. Насчет Броделя и Берталанфи утомляться не к спеху. Речь ло концептуальной критике пятичленки.
Этого достаточно. Рекомендации на Берталанфи привел потому что это к 90 годам общая теория информации и управления уже давно была разработана (Эшби, Пригожин) и вопрос о состыковке исторических и информационных концепций был, как говорится, на слуху и витал в воздухе. В СССР по понятным идеологическим причинам это произошло только с конца 80-х.
Насчет Броделя, Февра, школы анналов, привел рекомендацию потому что внешне утлый, убогий позитивизм, методологически также состыковывается с информационными теориями - если признать системную природу и различие таксономических уровней организации социума.
Просто "документализм" фиксирует его как бы фактографический уровень, что необходимо для проверяемости гипотез.
Концепции работают и там и тут. Просто разные аспекты.




0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM