Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Чуб у башкир



2 ответов в этой теме

#1 Abdulgani

 
Abdulgani

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 238 сообщений
  • Ырыуым:Дыуан
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 02 Декабрь 2014 - 12:17

Когда я был ребенком помню, что при стрижке наголо у некоторых ребят на темени оставляли клок волос. Специального башкирского слова для прически вроде не было, называли по русски чубчиком. Объяснялось это тем, что челка медленно отрастает и поэтому оставляется чубчик. Эту прическу я видел на Северо-востоке Башкортостана и в Баймакском районе, где гостил у родственников.
Недавно узнал, что аналогичные прически были и других народов. Например, у казахов этот чуб называется кекилом. И по древним верованиям, это делалось от сглаза. Для наглядности фото с прической казахского мальчика (на фото стоит справа).
http://karapuz.kz/photos/646-b.jpg
Вроде бы, эта прическа вышла у башкир из моды?

#2 Timur-Amir

 
Timur-Amir

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 874 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 02 Декабрь 2014 - 10:54

Позволю себе скопировать недавно прочитанные посты с одного форума про чубы и айдары:

По сути мы имеем дело с двумя разными традициями, вторая имхо присуща культуре дальневосточных народов, приамурья, присунгарья:

1. Первые:

- оставляли волосы преимущественно на темени, макушке, отчего он свисал либо вперед, либо к уху;
- не выбритой оставляли небольшой круглый участок (пятачок), отчего косичка была тонкой, т.е. жиденькой;
- была короткой длины;
- зачастую не заплеталась, т.к. не причиняла особых неудобств, заплеталась для красоты.

2. Вторые:

- подобно маньчжурам и китайцам (влияние и знак покорности маньчжурам?) оставляли волосы преимущественно в затылочной части головы;
- не выбритым оставляли больший участок, отчего косичка становилась достаточно толстой косой;
- длиная;
- густота и длина вызывала необходимость обязательного заплетения.

Сравните (тюркские и казацкие приведены достаточно, повторяться надобности думаю нет):

Китаяская «бянь-фа» (辮髪):
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d5/Qinghairstyle.jpg/250px-Qinghairstyle.jpg

Маньчжурская "сончохо":
http://www.epochtimes.ru/images/stories/04/china/qinchao13.jpg

Пример практического применения оселедца - айдара казахами в 1800 году (по путевым запискам Гавердовского (История Казахстана в русских источниках, Т.5, стр.77):

http://s004.radikal.ru/i208/1210/58/600ea4d30a0e.jpg
Подробное описание внешности Наурызбай батыра дано в очерке киргизского историка Б.Салтабаева:
«Наурызбаю около 23-25 лет. Джигит, стройного телосложения и высокого роста. У него было румяное, гладкое лицо продолговатой формы, и черты его были значительно крупнее, чем обычно у казахов. Черно-карие глаза с огненным блеском смотрели спокойно. С макушки свисал опущенный чуб волос (айдар), убранный светящимися бусами жемчуга и опускавшийся на висок. Усов и бороды он еще не носил. В боях он появлялся всегда на белом коне со светлорыжим отливом шерсти. В боевых схватках правую руку он всегда держал свободной, обнажая ее почти до локтя, а рукав спускал под туго затянутый ремень... Наурызбай был грозой своих противников. Ни один киргиз не видел, чтобы он хоть раз действовал пикой двумя руками. Как правило, громадной тяжелой пикой он управлял при всяких условиях только лишь одной рукой, что говорило за его действительно богатырскую силу. На голове он носил пушистый соболий тумак, крытый сверху красным плюшем, носил шубу на сусликовом меху с множеством висящих черных хвостиков и покрытую также сверху темно-синим шелковым плюшем. Воротник, края рукавов и полы шубы были окаймлены кругом мехом кундуза (выдра) темнобурого цвета»
(Наурызбай батыр, род. в 1822 г. - младший брат последнего казахского хана Кенесары Касымова, внук Абылай хана)

Традиция айдара у казахов имеет очень древние корни. В эпосе "Козы Корпеш, Баян Сулу" (который присутствует у ряда тюрских народов) Козы Корпеш носит "алтын айдар" - золотой айдар как символ высочайшего благоволения Тенгри. Автор статьи академик А.Маргулан относит возникновение эпоса ко временам хуннов.

Кстати наличие у казахов 3-х видов мужских причесок (кекіл - чуб; айдар - оселедец; тулым/тулымшак - волосы с двух боков головы) отметил и зарисовал в этнографической экспедиции в 20-х годах 20 века этнограф С.А.Руденко (члены экспедиции: А.Букейханов, А.Маргулан, Ф.А.Фиельструп).
При этом айдар и тулум на зарисовках экспедиции встречаются и заплетенными.

Прически
Кекiл - чуб:
http://promama.info/wp-content/uploads/2011/10/NDVD_7.jpg

Айдар - оселедец (незаплетенный):
http://promama.info/wp-content/uploads/2011/10/NDVD_6.jpg

Айдар - оселедец (заплетенный, косичка):
http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSXEsU6tNGY1aQN3kt2Qnq_SNFSqnWKk2g86NUo0q-n9VSO0ePTpA

дно из первых упоминаний оселедца (айдара) у древнетюркского народа хунну (сюнну) - Н.Я.Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Среднее Азии в древние времена. С.174:
http://s56.radikal.ru/i154/1211/43/3a26bc18d405.jpg

#3 Айле Башkорто

 
Айле Башkорто

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 361 сообщений
  • Город:Москва, Башkортостан
  • Ырыуым:Мырҙалар
  • Ораным:Һандал!
  • Ҡошом:Аҡҡош
  • Ағасым:Тирәк
 

Отправлено 04 Декабрь 2014 - 11:04

Когда я был ребенком помню, что при стрижке наголо у некоторых ребят на темени оставляли клок волос. Специального башкирского слова для прически вроде не было, называли по русски чубчиком. Объяснялось это тем, что челка медленно отрастает и поэтому оставляется чубчик. Эту прическу я видел на Северо-востоке Башкортостана и в Баймакском районе, где гостил у родственников.
Недавно узнал, что аналогичные прически были и других народов. Например, у казахов этот чуб называется кекилом. И по древним верованиям, это делалось от сглаза. Для наглядности фото с прической казахского мальчика (на фото стоит справа).
http://karapuz.kz/photos/646-b.jpg
Вроде бы, эта прическа вышла у башкир из моды?

Ну что касается Сев.-Востока РБ, то лет 25-30 назад это ещё было не просто мода, а в порядке вещей, я и сам носил ))) Байык сасяна не зря называли Байык Айзар сасан! Потому что носил айзар. Об этом пишут и русские путешественники 18 в. Но они писали что айзар-чуб, или подполка могут носит только знатные или за заслуги, типа батыры и мэргены.



Ответить



  


0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM