Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

А.-З.Валидов


  • Please log in to reply

4 ответов в этой теме

#1 Азат

 
Азат

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3 948 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:Мы работаем быстро, качественно, недорого... Выберите ДВА любых пункта и мы заключим с Вами договор.
  • Ырыуым:Мең
  • Ораным:Алаҫ!
  • Ҡошом:Ҡыйғыр
  • Ағасым:Ҡайын
 

Отправлено 02 Сентябрь 2007 - 12:54

"Чтобы ближе познакомить с племенными различиями нашего народа, я должен добавить, что там, где на других тюркских языках обычно применяются звуки «z» и «ch», башкиры обычно применяют звуки «z’» «s’» и этим от других несколько отличаются. Они делятся на четыре группы:

1. Горные башкиры (Бурзян, Усерган, Тамьян),

2. Степные башкиры (Юрматы, Кузей, Гайна, Иректы, Йанай, Танып).
Доказано, что эти две группы башкирских родов с начала христианского летоисчисления живут на Урале. Горные башкиры обычно вместо «s» говорят «h», а степные - «s’». Но значительная часть степных башкир, проживающих в западной и северо-западной части Башкортостана, отатарилась.

3. Третья группа башкир представляет собой части самых разных родов, пришедших с востока и присоединившихся к ним в течении последующих веков: Кипчак, Канлы, Суун, Уран, Кайлы, Катай, Байлар (или Байат), Керей (Керейет), Сураш, Ногай, Киргиз, Меркит и др. Живущие среди горных башкир говорят на чистом башкирском языке; поселившиеся в западной части находятся под влиянием татарского языка. Эти три группы родов в последние хорошо известные истории столетия составляли всю башкирскую орду, и ясак, который они платили России, был одинаковым.

4. Четвёртая группа состоит из беглых татар (иначе тептяр, что означает «занесённый в тетрадь»), буляр (булгар), мишар и чувашей мусульман, вынужденных бежать в Башкортостан из Поволжской Булгарии, казани после того, как русские захватили их земли. Этих беглецов с запада, из Казанского ханства, русские назвали «башкирскими припущенниками», т.е. «новобашкирами, принятыми башкирами на их исконные земли».

Из перечисленных четырёх групп первые три вели полукочевой образ жизни, обитали на своих обширных землях, пастбищах и кочевьях, разделившись на роды, а четвёртая группа издревле занималась хлебопашеством, жила в деревнях, забыв традиционное деление на роды, не помня ни своих сказаний-дастанов, ни давних обычаев.

Мои сородичи Суклыкаи принадлежали к третьей группе башкир. …

… Основной наш род Суклы-Кай, а также близкие нам роды Санаклы-Кай, Юрактау-Кай, Таулы-Кай входят составной частью в род Кай или Кайлы. Часто говорили о том, что этот род до прихода на нынешние земли жил на восточном Урале по Ирендыку…"


(Заки Валиди. Воспоминания, Книга 1, Уфа, Китап, 1994, с. 7-9.)

Из материалов форума:

для меня он велик тем что нашел и перевел труды Ахмет Ибн-Фадлана, "Путешествие в Булгар". Так же он систематизировал и пополнил одну из турецких библиотек.
Востоковед с большой буквы.
Неуверен но кажись один из Университетов Истанбула носит его имя.
Так же я преклоняю голову перед ним из-за того что его дочь Суюнбика-ханым умеет говорить на башкирском. Это очень трудно на чужбине научить своих детей родному языку.



#2 Азат

 
Азат

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3 948 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:Мы работаем быстро, качественно, недорого... Выберите ДВА любых пункта и мы заключим с Вами договор.
  • Ырыуым:Мең
  • Ораным:Алаҫ!
  • Ҡошом:Ҡыйғыр
  • Ағасым:Ҡайын
 

Отправлено 22 Сентябрь 2007 - 05:36

Информация с сайта Suraman.narod.ru (http://suraman2.narod.ru/validi.html) :
Артур Кёстлер и Пауль Эрик Кале о лидере башкирского национального движения начала ХХ века – Ахмед Заки Валиди Тогане
В данной статье приведены высказывания знаменитых учёных Германии Артура Кёстлера и Пауля Кале о Заки Валиди, знавших этого замечательного башкирского учёного лично.

Артур Кёстлер в своей книге “Тринадцатое колено” пишет:

“...Другим учеником Кале[1], человеком с совершенно иными корнями, был Ахмед Заки Валиди Тоган, обнаруживший в Мешхеде рукопись с путевыми записками Ибн Фадлана о путешествии вокруг пределов Хазарии.

Чтобы представить себе эту живописную личность, лучше процитировать воспоминания самого Кале.[2]

“К ... [боннскому] семинару принадлежали видные востоковеды. Среди них я могу упомянуть доктора Заки Валиди, протеже сэра Оурэла Штейна, башкира, учившегося в Казанском университете и занимавшегося научной работой в Петербурской Академии наук ещё до Первой мировой войны. Во время войны и после неё он был лидером Башкирского войска [союзного большевикам], во многом им и созданного. Он состоял в Российской Думе и некоторое время входил в “Комитет Шести” вместе с Лениным, Cталиным и Троцким. Позднее он вступил в конфликт с большевиками и сбежал в Персию. В качестве специалиста-тюрколога – башкирский язык относится к тюркским языкам – он стал в 1924 г., при Мустафе Кемале, советником министерства образования в Анкаре, позже – профессором турецкого языка в Стамбульском университете. Когда спустя 7 лет от Заки Валиди и от других стамбульских профессоров потребовали, чтобы они учили своих студентов, будто вся мировая цивилизация происходит от тюрок, он подал в отставку, переехал в Вену и занялся изучением средневековой истории под руководством Допша. Через два года он блестяще защитил докторскую диссертацию по теме “Путешествие Ибн Фадлана к северным болгарам, тюркам и хазарам”, арабский текст которого сам обнаружил в Мешхеде. Позднее я опубликовал его книгу в журнале “Материалы по Ближнему Востоку”. Я вызвал его из Вены в Бонн на должность лектора, а позже почётного профессора. Это был настоящий учёный, человек обширной эрудиции, всегда готовый учиться, сотрудничество с которым всегда было очень плодотворным. В 1938 г. он вернулся в Турцию и снова стал профессором-тюркологом в Стамбульском университете.” ...”

См. Артур Кёстлер. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и её наследие. Санкт-Петербург, Евразия, с. 214-215

Примечания:

[1] Пауль Эрик Кале (1875-1965) был одним из ведущих европейских востоковедов. Он родился в Восточной Пруссии, стал лютеранским пастором и прослужил 6 лет в этом качестве в Каире. Впоследствии он преподавал в разных университетах Германии и в 1923 г. стал руководителем знаменитого Восточного семинара в Боннском университете – международного научного центра, привлекавшего востоковедов всего мира. “Не вызывает сомнений, - писал Кале (Kahle, P.E. Bonn University in pre-Nazi and Nazi Times: 1923-1939. Experiences of a German Proffessor, privately printed in London, 1945) , - что международный характер семинара, его сотрудники, учёные и гости представляли собой наилучшую защиту от нацисткого влияния и помогли нам спокойно продолжать нашу работу на протяжении шести лет в нацисткой Германии... Несколько лет я был единственным в Германии профессором, имевшим в ассистентах еврея, польского раввина”.

Неудивительно, что Кале, невзирая на его безупречное арийское происхождение, в 1938 г. принудили к эмиграции. Он обосновался в Оксфорде, где получил ещё две докторские степени (по философии и теологии). В 1963 г. он вернулся в свой любимый Бонн, где и скончался в 1965 г. В каталоге Британского музея числится двадцать семь его трудов, в том числе “Каирская Гениза” и “Изучение свитков Мёртвого моря”.

До войны среди студентов Кале в Бонне фигурировал молодой востоковед Данлоп Д. М.

[2] Kahle, P.E. Bonn University in pre-Nazi and Nazi Times: 1923-1939. Experiences of a German Proffessor, privately printed in London (1945), 28.

#3 Азат

 
Азат

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3 948 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:Мы работаем быстро, качественно, недорого... Выберите ДВА любых пункта и мы заключим с Вами договор.
  • Ырыуым:Мең
  • Ораным:Алаҫ!
  • Ҡошом:Ҡыйғыр
  • Ағасым:Ҡайын
 

Отправлено 06 Ноябрь 2007 - 07:42

На I Всероссийском съезде мусульман в Москве в мае 1917 г. разворачивается борьба по вопросу о государственном устройстве тюркских народов в послереволюционной России. Ведущие татарские деятели во главе с членом кадетской партии Садри Максудовым выступают за унитарное государственное устройство России, отрицают необходимость борьбы за территориальную автономную государственность, как татарского народа, так и других мусульман России. Против унитаристов резко выступали федералисты, считавшие, что тюркские народы должны добиться своей территориальной автономной государственности и выступать за федеративное устройство России.
Победу сторонников федерации на I Мусульманском съезде американский историк С.Зеньковский связывает именно с активностью А.-З.Валидова. Высоко оценивая его роль в тюркском движении, американский исследователь отмечает: «Можно без всякого преувеличения сказать, что все башкирское национальное движение 1917-1920 гг. было в основном вызвано усилиями Валидова. Без этого человека национальное движение тюрков Урало-Поволжья приняло бы совсем иной характер и смогло бы избежать острого конфликта башкир с татарами».

15 ноября 1917 г. Башкирское Шуро (Совет), первыми среди тюрко-мусульманских народов России, приняли решение о провозглашении башкирских территорий ряда областей «автономной частью Российской республики». 16 ноября был обнародован «Фарман № 2», нашедший широкий отклик в стране, в том числе на страницах центральных изданий (газета «Правда» от 22 ноября 1917 г. опубликовала сообщение «Автономия Башкирии»). Данным документом было положено начало формирования государственно-правового явления в мировой практике - «советской автономии».
Для окончательного решения вопроса о принципах автономии 8 декабря 1917 г. в Оренбурге был открыт Всебашкирский учредительный съезд (курултай). Форум рассмотрел вопрос об автономии и высказался за утверждение решения Шуро от 15 ноября 1917 г. с оговоркой, что первоначально она будет претворяться в жизнь в пределах Малой Башкирии состоящей из 9 кантонов3. Были выработаны основные положения об общероссийской федерации и отношения к ней Башкортостана. Для управления национально-территориальной автономией съезд образовал ксе-курултай («малый предпарламент») из членов Шуро. На это учреждение возлагалась задача образования правительства. Председателем правительства стал Ю.Бикбов, военное и внутреннее ведомства возглавил А.-З.Валидов, финансовое – И.Мутин, просвещения – Г.Адигамов, сельского хозяйства – Аитбаев.
Важным решением, принятым на съезде, было восстановление Башкирского войскового управления и создание национальной армии. Ахмет-Заки Валидов придавал большое значение наличию своих воинских формирований. Недаром он впоследствии всегда доказывал, что не мыслит существование автономной государственности башкир без собственных вооруженных сил. Так, А.-З.Валидов в ходе одной из встреч с И.В.Сталиным (26 февраля 1919 г.) заявил ему, что «расформирование наших войск – есть уничтожение национальной целостности башкир» и поэтому, - продолжал он, - «мы отказываемся проводить в жизнь Башкирскую Советскую республику, если войска не будет». В этой связи Валеев Д.Ж. отмечает: «Для получения автономии в рамках «единой и неделимой России» нужно иметь серьезный аргумент, в качестве которого в условиях тотального насилия (войны против всех) могла бы быть только военная сила».
С момента объявления автономии все земельные угодья, имущество и прочее, отобранное прежней властью, а также имеющиеся запасы, разного рода капиталы переходили в распоряжение Башкирского правительства и принимались на учет. Все прямые налоги, не исключая собранных за 1917 г., должны были поступать в финансовый отдел правительства.
Таким образом, с момента объявления автономии Башкортостана органы власти осуществляли следующие функции: контроль за общественной безопасностью; сбор и расходование налогов; суд; создание национальной армии; распоряжение народным достоянием, капиталами, землею, недрами, лесами и охрана их; народное образование; содержание милиции; народное продовольствие; кооперация и мелкие кредиты.

Для сравнения:
Туркестанская АССР была провоглашена 30 апр. 1918 на местном съезде Советов в Ташкенте, спустя несколько месяцев после провозглашения автономии Башкурдистана и утверждения ее Всебашкирским Учредительным Курултаем (1917 г.).
Дата же правового ее оформления российским центральным советским правительством - 8 марта 1920 г. (принятие ЦК РКП(б) и ВЦИК РСФСР "Положения об автономии Туркестана"). То есть спустя 1 год после образования Автономной Башкирской Советской Республики.
АО немцев Поволжья
19 октября 1918 г. в г. Саратов учреждена Трудовая коммуна немцев Поволжья. 19 декабря 1923 г. образована Автономная ССР НП.

"Национальное управление" Садри Максуди в начале 1918 года, за несколько дней до роспуска, издало постановление об образовании искусственного "Идель- Уральского" штата с неопределенными границами и с не ясной сущностью, другое название которого _ " Татаро - Башкирская республика" , так как оно намеривалось присоединить Башкурдистан к Казани. Согласно этому постановлению созданные в том же году на башкирских курултаях " Башкирское центральное шуро" и " Башкирское национальное правительство" были объявлены учреждениями, не признанными " Национальным Управлением "№ и поднявшими бунт против общетатарского единства. После того, как " Национальное управление " было распущено татарскими же большевиками, они через представителей своих отделов и агентов на других местах начали интриговать против Башкирского правительства и организации башкирских войск путем доносов русским, и приступили к беспощадной "скрытой борьбе". В начале января 1918 года эту борьбу продолжили путем доносов Оренбургскому губернатору Ахангельскому, назначенному правительством Керенского. Однако , эти интриги против нас оказались недейственными, ничего не добившись, они попытались испортить наши отношения с Оренбургскими русскими казаками, выставляя нас большевиками. ...
Пятнадцать дней спустя, когда город был захвачен большевиками, мы город не покинули. Члены же этого татарского национальног шуро теперь пошли к болшевикам и доносили о нас : " Башкиры - монархисты, буржуи, владеющие землями и имуществом. Чтобы поднять против вас вооруженное восстание, там- то и там- то организуют войска" Воспользовавшись тем, что в тот момент у нас в городе еще не было войск, в полночь вместе с российскими чекистами они окружили наши жилища, арестовали меня и моих единомышленников, в то время находившихся в городе. Их донос был напечатан 2 февраля в газете " Оренбургские Известия ", а их длинный донос на русском языке, написанный Камилом Карими и подписанный Ибрагимом Бикчентаем, был опубликован в газете " Казачья Правда ". В то же время представители " Национального управления" г. Орска, показывая дорогу большевисткому командиру по имени Баранов, неожиданно привели также среди ночи его отряд в селение Баймак, находящийся во внутреннем Башкурдистане, где формировался первый башкирский национальный полк. Русские, пригласив к себе, якобы для переговоров, башкирских офицеров Абдуллу Идельбая и Абдуллу Магаза, арестовали их вместе с несколькими солдатами и в последствии расстреляли. . . .

А. -З. Валиди Тоган "Семнадцать занесенных песком городов и Садри Максуди- бей", Стамбул, 1934.

#4 Азат

 
Азат

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3 948 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:Мы работаем быстро, качественно, недорого... Выберите ДВА любых пункта и мы заключим с Вами договор.
  • Ырыуым:Мең
  • Ораным:Алаҫ!
  • Ҡошом:Ҡыйғыр
  • Ағасым:Ҡайын
 

Отправлено 01 Март 2008 - 09:07

Поскольку З.Валиди сотоварищи с оружием в руках добился признания первой автономной республики в составе России, то многие считают его отцом российского федерализма.

Сегодня Ахмет-Заки Валидов -- "священная корова" в Татарстане, Башкортостане, Казахстане. Его идеи о самостоятельности и единстве мусульманских республик легли в основу государственной политики. А открытие, что Россия должна состоять из больших автономий, не подчиняющихся диктату центра, легло в основу нынешнего федеративного договора.
...Уже через несколько месяцев после Февральской революции на съезде мусульман Туркестана 26-летний Валидов предложил идею федеративного управления Россией. Ни о каком отделении от России и образовании самостоятельного государства речи не шло -- экономические связи сохранялись. Главное, от чего требовал отказаться Валидов,-- имперский диктат. Или диктат центра, по-нашему. А центр больше всего боялся именно национальных окраин....
Тогдашние идеи Валидова очень напоминают федеративный договор от 31 марта 1992 года, по которому сегодня живет РФ. Речь идет о федерации национальных автономий...
Еженедельник Профиль №9(81) от 09.03.1998, Статья ЮРИЯ БОРИСЕНОК, АЛЕКСАНДРА ШИШКОВА "ЗАКИ ВАЛИДОВ. СТЕПНОЙ ВОЛК, ОТЕЦ РУССКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА"

Можно сказать, что если бы не деятельность Валидова ( и Муртазина), то Россия продолжала бы оставаться с губернской(областной) структурой.

ОТчИТЫВАяСЬ О РАБОТЕ ВЦИК И СНК НА ПЕРВОЙ СЕССИИ ВЦИК VII СОЗЫВА, В.И. ЛЕНИН ГОВОРИЛ: «МЫ ДАЛИ АВТОНОМИЮ БАШКИРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. МЫ ДОЛЖНЫ СОЗДАТЬ АВТОНОМНУЮ ТАТАРСКУЮ РЕСПУБЛИКУ И ТУ ЖЕ ПОЛИТИКУ ПРОДОЛЖАТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ КО ВСЕМ ВОСТОчНЫМ НАРОДАМ».[В.И. Ленин, Полное собр. соч., т. 40, стр. 98]



#5 Азат

 
Азат

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3 948 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:Мы работаем быстро, качественно, недорого... Выберите ДВА любых пункта и мы заключим с Вами договор.
  • Ырыуым:Мең
  • Ораным:Алаҫ!
  • Ҡошом:Ҡыйғыр
  • Ағасым:Ҡайын
 

Отправлено 07 Май 2008 - 11:42

Подробно о деятельности Валидова есть статья http://bashforum.net/forums/index.php?showtopic=4856




1 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM