Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Билет в театр никому не нужен


  • Please log in to reply

28 ответов в этой теме

#21 Kарима

 
Kарима

    Сәләм!

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 1 014 сообщений
  • Город:Ер
  • Интересы:Кейез
  • Ырыуым:Бөрйән
  • Ораным:Тарауыл!
  • Ҡошом:Ҡарсыға
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 14 Январь 2008 - 11:42

Ғәфү, Самрау, утрировать итергә ныҡ яратаһығыҙ, ивет :) Татарстандағылар ҙа беҙҙең режиссер-яҙыусы-драматургтар әҫәрҙәре буйынса әсе теллелектә кемуҙарҙан ярыша микән.. - үҙе юҡтың күҙе юҡ, рәхәт ;) Тәнҡит һүҙе булыуы шәп, афарин. Әрләүгә ҡарағанда, маҡтау ҡурҡынысыраҡ. Әйткәнегеҙ менән килешкән урындар ҙа юҡ түгел. Шулай ҙа төп мәғәнәһе арҡаһында төрлө"лубочный" ваҡ-төйәктәрҙе ихлас кисеререлек. ...Тик ябай тамашасы ҡарашынан сығып яҙылмаған был. Әлеге лә баяғы "ниңәлер кеше күңеленә ятҡан" әҫәрҙе (вәт наҙандар :D) утрировать итеп күрһәтер өсөн генә яҙылған. Гурыт-мурытта ғына көн иткәс ни, ысынында ла ундай күренеш күп булыуын ҡайҙан белергә - килмешәкте өнәмәү, һалынып та буш торған мәсет и т.д. IMHO Һәм был режиссерҙың римейктар яратыуы тураһында ла яр һалыу әле иртәрәк.

#22 Самрау

 
Самрау

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 181 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
  • Ораным:Айтайлаҡ!
  • Ҡошом:Әтәлге
  • Ағасым:Өйәңке
 

Отправлено 19 Январь 2008 - 12:22

Татары хвалят наивное искусство башкир

http://tatar-inform.ru/news/2008/01/19/92849/

19 Января 2008 г., 09:42
(Казань, 19 января, «Татар-информ», Сергей Саввин). Второй гастрольный спектакль Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури в столице Татарстана – «Кодаса» («Полснохи – меньшому брату…») имел небывалый успех у публики.

Казанцы, безусловно, знали, что их ждет веселый и профессионально крепкий спектакль: соседи из Уфы довольно частые гости в Татарстане, приезжают на гастроли как минимум раз в 3 года и всегда показывают настоящее искусство театра, будь то эпос или драма, лирические пьесы или музыкальные комедии, классика или новые опыты. Удивительным теплом отношений, принятым публикой, был наполнен первый спектакль текущих гастролей – театральный концерт-бенефис «Вернемся в молодость!..». И вот – еще один большой успех дорогих гостей: перед закрытием занавеса, на поклонах актеров, казанцы, пожалуй, отбили себе ладони – от души благодаря труппу аплодисментами за изумительный спектакль.

Музыкальная комедия «Кодаса» («Свояченица») написана крупнейшим башкирским композитором Загиром Исмагиловым (1917 – 2003) на либретто известного поэта, драматурга, прозаика и публициста Баязита Бикбая (1909 – 1968) в хороший для страны период – в 1959 году. Может, потому в замысловатой и вместе с тем достаточно простой «бытовой» истории так много добра и света – надежды на счастье, которое придет в каждый дом, и начало воплощения этих надежд. Все в этой веселой сказке-были хотят жениться-выйти замуж: молодые и старые, холостые и разведенные, незамужние и овдовевшие, миряне и муллы, хозяева и батраки. И зритель соглашается с каждым персонажем, поскольку в этой тяге к созданию семьи, пусть даже в ней будет не одна жена, а несколько, – извечный инстинкт к сохранению и продолжению рода, и все хорошее, что сопутствует этому инстинкту: доброта, великодушие, щедрость, умение посмеяться над собой, любовь, наконец!

Художественное оформление спектакля (сценограф – Дмитрий Хильченко) возвращает нас в стилистику времен создания этой музыкальной комедии: разумный минимализм, подчеркнутая условность некоторых декораций, натуральные материалы, ясная и «чистая» цветовая палитра. Инструментальный ансамбль на сцене, возле первой кулисы, – флейта, две скрипки, курай, домра, баян, клавишные (электрофортепиано), ударные – поддерживают актеров живой музыкой. А поют в Башкирском театре на славу: не будет преувеличением сказать, что некоторые исполнители могли бы достойно выступать в профильном музыкальном театре, а замечательный смешанный хор и вовсе напомнил оперный театр. И танцуют-пляшут гости прекрасно: где нужно – нежно и трогательно, где необходимо – ярко и задорно, с элементами акробатики, был даже степ – это в лаптях-то! (музыкальный руководитель постановки – лауреат Молодежной премии РБ Урал Идельбаев, педагог по вокалу – заслуженная артистка РБ Ляля Муллабаева, балетмейстер – заслуженная артистка РБ Сулпан Аскарова, хормейстер – заслуженный работник культуры РБ Афраим Акчурин).

Трудно выделить кого-то из актеров: каждый из этого драматического ансамбля – от корифеев сцены, народных и заслуженных артистов республики, лауреатов высоких премий, до студентов Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова, от исполнителей главных ролей до исполнителей эпизодов (зрителей очень тронул не вполне вменяемый, но чрезвычайно обаятельный молодой человек с ромашкой-«зонтиком», особенно в эпизоде в зрительном зале, когда публика угощалась самогоном и закуской от действующих лиц спектакля) – с полной самоотдачей вливается в общее действо.

Постановщик комедии-оперетты главный режиссер театра Айрат Абушахманов объединил в воплощении своих идей маститых и совсем юных актеров – Алмаса Амирова, Арслана Янбекова, Алсу Бахтиеву, Рафизу Динмухаметову, Ильфата Булатова, Загира Валитова, Ильсияр Газетдинову, Хакима Муртазина и остальных – и все дружно пришли к великолепному художественному результату (премьера в Уфе состоялась в феврале прошлого года).

«Наивное искусство», – возможно, скажут пропагандисты режиссерских изысков и вывертов. Нет, наивно полагать, что классика народа, душевная и динамичная, облеченная в простые и ясные, пусть даже исключительно традиционные театральные формы, может «морально устареть». Нам, татарстанцам, такое искусство – позитивное и гуманистическое, открытое, честное, – близко и понятно. А в хорошем, сочном и в то же время изящном исполнении, как это случилось вчера в стенах Камаловского театра, – близко вдвойне. Это и подтвердили долгие аплодисменты в финале.

#23 Самрау

 
Самрау

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 181 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
  • Ораным:Айтайлаҡ!
  • Ҡошом:Әтәлге
  • Ағасым:Өйәңке
 

Отправлено 20 Январь 2008 - 02:26

И снова про несовершенное искусство башкир

http://tatar-inform.ru/news/2008/01/20/92934/

Культура
Гастроли Башкирского театра драмы: обыкновенная мечта

20 Января 2008 г., 11:24
(Казань, 20 января, «Татар-информ», Сергей Саввин). В столице Татарстана продолжаются гастроли Башкирского театра драмы: вчера казанцы увидели мелодраму Флорида Булякова «Голубушки мои», сегодня гости дают 2 представления – ретрофантазию «В песнях молодость наша» и драму «Жизнь еще впереди».

«Часто задают вопрос — счастлив ли ты, что такое счастье и так далее. Вот хорошая притча на эту тему. Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали свои желания, а счастье, естественно, выполняло их. Но вот к яме подошел молодой парень. Он посмотрел на счастье, но не стал ничего требовать, а спросил: «Тебе-то, Счастье, чего хочется?». «Выбраться отсюда», – ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошел своей дорогой. А счастье... побежало за ним» – заметка «Счастье» из дневника драматурга Флорида Булякова приведена в программке спектакля «Голубушки мои». Конечно – не случайно:

«Фатима. Признавайся по-хорошему: с какой целью прибыл в наше заведение?
Абдулла. Прибыл с целью жениться.
Фатима. Вот с какими зловещими планами ты проник в нашу девичью обитель!
Абдулла. Какие уж планы! Обыкновенная мечта!»

Четыре одинокие женщины – Аклима, Фатима, Салима, Хана, доживают свой век в доме престарелых. Тоска и скука. И мало света. И вид из оконца на бетонную стену. Обитательницы рассказывают друг другу свои сны, напевают, танцуют, пишут стихи, вспоминают мужей – в общем, убивают безрадостное для них время. И – мечтают о счастье. О счастье мечтает и старик Абдулла, то ли монтер по хозяйству, то ли новый постоялец. С парой новых женских туфель пришел он в женскую палату: кому подойдут светлые туфельки, ту и уведет он в свою лесную избу – так решил старик. В итоге все четыре женщины, ожившие душой, становятся если уж не невестами героя, то самыми нежными и верными подругами. И впятером отправляются они – как в какой-нибудь старинной сказке – в маленькую и вместе с тем бескрайнюю и вечную страну счастья.

«Мы с тобой, страдалица, в лес выйдем. Рядышком он, лес-то. Большой лес, светлый. Птиц та-ам! Птицы, они умеют слушать песни... душа ты моя... цветок моего гарема...», – говорит одной из своих женщин Абдулла, а уж подруги его - совсем как птицы: высоко, далеко, в неземном отсвете сказочных звезд…

Очень просто и убедительно воплощена гостями эта не новая (1990 год) комедия известного автора (режиссер – заслуженный артист РБ, лауреат Молодежной премии РБ Азат Зиганшин, художник – Радик Сафин, балетмейстер – заслуженная артистка РБ Рамиза Мухаметшина, композитор – лауреат Молодежной премии РБ Урал Идельбаев, художественный руководитель спектакля – главный режиссер театра Айрат Абушахманов). Ничего лишнего – ни на сцене, ни в словах героев, ни в движениях. Не за внешней броскостью пошли постановщики – за человеком, за правдой жизни, пусть даже пьеса весьма условна и не вполне совершенна как произведение для театра. И очередной спектакль, уже третий, из гастрольной афиши соседей, проводит единую для столь разных произведений тему: стремление людей – независимо от возраста – к «простому человеческому счастью».

Оказалось, не все пришедшие в театр приняли скупую внешне и богатую по душевному наполнению палитру спектакля: некоторые казанцы уходили из зала во время действа. «К сожалению, не все зрители еще понимают законы драмы, им непривычны такие отношения на сцене, – сказал по этому поводу корреспонденту ИА «Татар-информ» актер Татарского академического театра имени Галиаскара Камала лауреат Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая, народный артист России и Татарстана Азгар Шакиров, преподнесший исполнителю роли Абдуллы цветы. – Я хорошо знаю это произведение – когда-то я играл Абдуллу. Спектакль мне очень понравился, в этом театре прекрасные актеры, я рад за них».

Ну, а сегодня – концерт «В песнях молодость наша» с участием поющих актеров, а в Башкирском театре таких немало, и вечером – драма Урала Галеева «Жизнь еще впереди», о человеке, вернувшемся в родную деревню, где его никто не ждет.

#24 Самрау

 
Самрау

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 181 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
  • Ораным:Айтайлаҡ!
  • Ҡошом:Әтәлге
  • Ағасым:Өйәңке
 

Отправлено 24 Январь 2008 - 02:18

Одержимый


В театре Камала – премьера, «Одержимый», пьеса Туфана Миннуллина. Давно ожидаемая. Со всеми надеждами и страхами. Публики – полный зал. Я в принципе театрал, но, естественно, не театральный критик. То есть классический любитель, так что не обессудьте.

Посмотрел «Одержимого», очень рад, что в зале присутствовал Шаймиев с женой. Он любит театр Камала и сопереживает ему, ходит на каждую новую постановку. То, что президент театрал, вызывает уважение. Много ли чиновников сегодня на самом верху – театралов? Им в основном подавай спорт. Я бы, кстати, включил в число 60 индикаторов, оценивающих работу губернаторов и такой – сколько раз в квартал был в театре. Театр – это особое состояние души, это словно прожитая жизнь. Не зря греки писали, что трагедия вызывает потрясение и катарсис. В принципе, чтобы любить театр, нужно иметь дар сопереживания. Для Шаймиева интуитивизм характерен в политике, видно, что театр развивает у него это чувство, он благодарный зритель. Да и театр в Татарстане больше, чем театр, он символ национально-освободительной борьбы народа. Именно в театре чувствуешь, что татарская нация живая и находится на подъеме. Как говорит профессор Заки Зайнуллин, в татарском театре огромное количество талантливейших актеров, у них там переконцентрация талантов.

Видимо, необходимо создавать еще один театр, равный по мощи камаловскому, чтобы они конкурировали. Как говорит Фарид Бикчантаев, в миллионном европейском городе примерно до 70 театров, трупп. Необходимо признать, что камаловский театр – один из лучших театров России, а следовательно, и мира, так как российская театральная школа – сильнейшая в мире. Не зря театр Льва Додина (Петербург) считается одним из лучших театров мира, он недавно благодаря Зиле Валеевой гастролировал в Казани. Так вот, пусть простят меня театральные критики, но лично мне «Немая кукушка», «Черная бурка», «Одержимый» нравятся больше, чем знаменитый «Московский хор» театра Льва Додина. Наш Казанский тюз, кстати, тоже мне кажется сильнее театра Додина. Мы просто не ценим то, что имеем. Но для того чтобы театрам творчески расти, необходима среда, необходимы разнообразные режиссерские школы. Иначе мы не станем третьей столицей. Останемся третьесортным провинциальным центром.

Для камаловского театра характерен татарский романтизм, волшебный сплав классического реализма МХАТа Станиславского начала века и лирики человеческих отношений, теплоты татарской деревни. Это и дает при всем кажущемся переигрывании наигрыше татарской актерской школы жизненную силу, искренность, проступающую внутреннюю глубину. Мне кажется, что камаловский театр только лишь продвигается к отражению татарского национального характера, но он его подает еще методами русской чеховской театральной школы, и поэтому часто возникает элемент непопадания, «русификации» татарского характера, который не укладывается в прокрустово ложе московского реализма. То есть это не ошибка режиссера, а неизбежный стратегический изъян традиционного подхода. Культурный барьер, который нуждается в преодолении. Для татарского театра мне кажется более органичной сказка, чудо, так как всегда в душе татарского народа жила надежда на чудо, мечта о свободе. Мне кажется, сила Казанского тюза еще и в том, что там вот эта «сказочность» является центром режиссерского видения. Есть еще и трагическая изломанность татарского характера, который все время чувствует себя обиженным. Народу пора осознать себя хозяином положения, перестать «обижаться».

И здесь у Туфана Миннуллина есть в его новой пьесе большая правда, которую он и сам еще, возможно, не совсем для себя выразил. У него конфликт пьесы (мне кажется) построен на «западническом» городе, на Казанском университете, в котором формируется «татарский Ленин». Это марево, искус, обман татарского студента («золотого медалиста» играет Искандер Хайруллин, прекрасный актер, но с которым нужно еще работать, чтобы он не внешне, а внутренне стал центром революционной энергии, чтобы страсть к Ленину казалась подлинной, а не формально-карикатурной, возможно, этот характер должен быть трагичнее выписан на сцене, это не клоунада), реальное спасение которого идет через любовь к деревенской красавице, фактически русалке Айсылу (Гульчечек Гайфетдинова). Ну она играет просто великолепно. Когда она появляется на сцене со своей непосредственностью, в которой схвачена золотая середина, убеждаешься, что ее можно поставить даже выше, чем знаменитая Чулпан Хаматова. Эта Айсылу – сама любовь. Туфан Миннуллин со всей страстью обнял ее после спектакля, и его можно понять.

Туфан Миннулин, видимо, убежден, что татарский народ спасут татарские женщины, а не раздерганные, умствующие мужики. Противопоставление деревни и города все-таки кажется несколько схематичным. В жизни часто все наоборот. Хотелось бы наконец увидеть реальную татарскую деревню. Возможно, мешает внутренняя цензура, которая уже даже и не замечается.

Совершенно потрясает Нажиба Ихсани. Не очень большая роль, но что значит огромный опыт и природный дар. Несколько коротких, но очень точных слов, и видишь великую актрису, без больших усилий, просто создающую на сцене чудо. Как говорится, от правды на сцене испытываешь эстетическое потрясение. Часто бываю в Москве в «Современнике» и в «Ленкоме», но такое стопроцентное попадание в нерв, как у госпожи Ихсани, очень редко можно встретить. А ведь всего несколько слов. Ну почти Смоктуновский в юбке.

Ринат Тазетдин – крупнейший татарский актер. Без сомнения, глыба. Но вот хотелось бы видеть не несколько приевшегося деревенского мудреца-острослова, а философа, которого сама природа наградила «оком Бога». Мне кажется, схема роли ниже человеческого характера самого Тазетдина. И он очень много энергии теряет на несколько схематичные, суетливые движения. Он выше роли. Он вообще мне кажется актером-трагиком, Ульяновым, Спартаком Кирка Дугласа, Жаном Габеном. А его забивают в нишу деревенского клоуна. Парадокс - актер с феноменальной энергетикой, заслуженный-перезаслуженный, но вот, мне кажется, настолько сильный, что он не сыграл еще свою звездную роль.

Пьеса удалась. Спасибо Фариду Бикчантаеву. Кажется, татарский театр на пороге нового взлета, такого, какой был у татарской культуры в начале прошлого века. Камаловский театр дает татарскому народу крылья.

Рашит АХМЕТОВ

http://tatpolit.ru/category/zvezda/2008-01-23/612

#25 Самрау

 
Самрау

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 181 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
  • Ораным:Айтайлаҡ!
  • Ҡошом:Әтәлге
  • Ағасым:Өйәңке
 

Отправлено 24 Январь 2008 - 04:32

У казахов деньги уходят на поддержку чужого искусства.

http://sarimov.livejournal.com/134142.html?style=mine#cutid1

Имидж – все! А остальное?

Одним из громких событий прошлой недели стал скандал вокруг Уральского международного конкурса скрипачей и его организатора – известного музыканта Марата Бисенгалиева. Скандал, надо сказать, получился нешуточным. Как это часто бывает, каждая сторона конфликта абсолютно убеждена в своей «правоте», проводит пресс-конференции и обвиняет противную сторону во всех «смертных грехах». Однако, более или менее внимательное рассмотрение истории конфликта покажет, что «правых» там нет. А в проигравших, как это часто бывает в наше время, оказалось только все наше общество…

Начнем с самого начала. Несколько лет назад Марат Бисенгалиев обратился к акиму Западно-Казахстанской области Крымбеку Кушербаеву с предложением создать в Уральске филармонический оркестр мирового уровня, в котором будут представлены «лучшие» музыканты мира. О мотивах создания оркестра скажем ниже. Как бы там ни было, благодаря стараниям маэстро был создан оркестр из 25 музыкантов, на его финансирование из бюджета выделялись немалые, надо полагать, средства. Наверняка речь шла и о том, что ему оказывалась немалая спонсорская поддержка (компании региона считали за честь оказывать такую поддержку оркестру, о чем они с гордостью писали в прессе). Идея получила развитие, и на свет родился указанный выше международный конкурс, который, если верить словам г-на Бисенгалиева, полностью финансировался за счет его личных средств. По крайней мере, на своей пресс-конференции он сказал: «…нельзя все время думать о деньгах, нельзя видеть только материальную сторону дела. Главное в жизни - построение храмов. Еще хочу сказать, что те деньги, которые выделяются филармонии для проведения конкурса, это капля в море. Международный конкурс скрипачей финансируется на мои средства. Я много теряю материально, но иду на это ради будущего».

Конечно, любой казахстанец, который хоть сколько-нибудь следит за развитием событий в сфере культуры, такому порядку вещей не удивится. Скажет, эка невидаль, обычная история: мол «тупые чиновники, которые ничего не понимают в искусстве, начали гонения на всемирно известного музыканта» и так далее. Справедливо или нет, но многие коллеги-журналисты склонны симпатизировать в данном конфликте именно музыкантам. И, наверное, отчасти правы. Газета «Экспресс-К» на прошлой неделе опубликовала статью «Литавры раздора», в которой есть строки: «…следует заметить, что недоразумения у маэстро с областным управлением культуры начались еще четыре года назад, с того самого момента, когда при местной филармонии был создан оркестр, призванный в кратчайшие сроки достичь мирового уровня и стать визитной карточкой не только Приуралья, но и всего Казахстана. Просто у музыканта и чиновников были разные взгляды на вещи, вполне объяснимые сентенцией "в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань". Иными словами, у Бисенгалиева путеводной звездой было творчество, у его оппонентов – бухгалтерия».

Уверен в своей правоте и сам маэстро Бисенгалиев. Цитируем: «К сожалению, люди, принимающие решения, не являются любителями высокого искусства, это вообще не интеллигентные люди. Они даже в ладоши хлопают, когда хлопает аким. Часто я слышал от чиновников: "Зачем нужен такой оркестр?". А он задуман как визитная карточка страны. Это эксклюзивный творческий коллектив высшего класса, созданный для имиджа страны. Даже в России нет таких контрактов, как у нас. Акимы приходят и уходят, а культура остается». Боясь утомить читателя, рискну все же привести еще одну пространную цитату: «Они не хотят платить зарплату оркестру, в котором, как они говорят, «сидят не казахи». Какой-то примитивно националистический уклон принимает отношение. Они не понимают: чтобы получать контракты и играть в престижных мировых залах, нужны исполнители высочайшего класса. Сама идея конкурса - побеждать не через проталкивание, а через конкуренцию. Если мы хотим стать великой нацией, а не Боратостаном, нам необходимо учиться. Ни одной бюджетной тиынки на гастроли не тратится. Оркестр выживает, потому что я нахожу контракты. А с зарплатами управления культуры оркестр можно растерять».

Продолжим, но для начала зафиксируем слова «визитная карточка» и «имидж страны», к которым все время апеллирует и сам маэстро, и его симпатизанты. Мы были бы в высшей степени неправы, если бы не представили мнение и другой стороны конфликта – акимата и управления культуры Западно-Казахстанской области. В той же газете «Экспресс-К» опубликованы слова нового акима региона Бахыткожи Измухамбетова. Он утверждает следующее: «Да, оркестр и конкурс, безусловно, играют на имидж региона. Но, кроме имиджа, мы должны иметь нечто более существенное в плане отдачи. Я во время последней встречи открыто спросил: "Маэстро, почему за пять лет существования оркестра в составе нет не только казаха, но и вообще казахстанского музыканта?". Он тогда сказал, что, мол, высокое искусство не всем подвластно. В моем понимании, если в регионе существует музыкальный коллектив, причем на деньги налогоплательщиков конкретно данного региона, то среди артистов по определению должны быть хотя бы несколько его представителей. Тех, кто, набравшись опыта, завтра может продолжить эту работу. А если, не дай Бог, музыканты по тем или иным причинам разбегутся по своим странам? Каков тогда результат от этих финансовых вложений. Ежегодно на содержание оркестра выделяется 24 млн. тенге. А в 2008 году к этой сумме планируется добавить еще 36 млн. на ремонт здания, где занимается оркестр. Сумма, как видите, немалая. Нет, я не отказываюсь от финансирования. Просто маэстро последний раз потребовал от меня еще 150 тысяч долларов на проведение следующего международного конкурса и плюс 83 тысячи долларов на премии победителям. При всем своем уважении к нему я не могу такие суммы переключать на эти цели. Для удовлетворения его условий, больше похожих, извините, на рэкет, я буду вынужден нарушать закон, искать сомнительные ходы, напрягать кого-то. Я не хочу этого. Я хочу, чтобы все было прозрачно и честно! В бюджете нет лишних денег, а если они и появятся, то, по мне, эти средства лучше направить на поддержку пенсионеров и малоимущих».

Полагаю, что позиция акимата предельно понятна и не нуждается в дополнительных комментариях. Зафиксируем теперь лишь слова «имидж региона».

Спустя некоторое время акимат в различных средствах массовой информации опубликовал специальное заявление, в котором помимо всего прочего указывается, что «в течение пяти лет на финансирование оркестра, улучшение его материально-технической базы, покупку квартир и проведение международных конкурсов было выделено 269 миллионов тенге или 2 миллиона 108 тысяч долларов США». По словам руководства областного управления культуры, этих средств хватило бы на то, чтобы в течение пяти лет финансировать областной казахский театр (штат которого состоит 145 сотрудников). Этих средств с лихвой хватило бы русскому драматическому театру имени Островского (штат 104 сотрудника) на 6,5 лет, а той же областной филармонии имени Г.Курмангалиева (штат 178 сотрудников) на 4,5 лет! Резюмируя, областные чиновники сетуют на то, что известный музыкант не провел ни одного занятия в местных музыкальных учебных заведениях, а «его любовь к Родине и патриотизм скорее направлены на обогащение за счет государства».

Вот такая вот грустная история. Соглашаясь со многими оценками маэстро относительно личных качеств нашего чиновничества, я в данном случае более склонен верить сотрудникам акимата Западно-Казахстанской области. Конечно, стране нужны амбициозные проекты, но они должны осуществляться для искусства, для зрителей, а не быть «визитной карточкой», работающей на «имидж». Пусть даже речь идет об имидже страны или ее области. Как всегда у нас бывает, у нас «великие» строят «храмы», а о простом человеке думать некому. Особенно если учесть, что их строительство осуществляется за счет налогов этих самых простых людей. Я сильно сомневаюсь в том, что когда бывший аким Кушербаев давал «добро» на создание «супероркестра» под руководством «суперзвезды», он спрашивал мнения и совета у рядовых жителей Западного Казахстана. Я сильно сомневаюсь также и в том, что работники областных учреждений культуры области были в восторге от «суперимиджевого» проекта М.Бисенгалиева. Скорее даже наоборот. Жаль только чиновники от культуры вспомнили о пенсиях, театрах, местных исполнителях лишь после того, как сменился аким области! Вообще, надо сказать, наши чиновники начинают хорошо считать, когда нужно отбиться от обвинений…

На самом деле мне ничуть не жалко маэстро Бисенгалиева, поскольку сомневаюсь в его «путеводной звезде». Ему не следует переводить свой «имиджевый вопрос» в сферу мнимого «национализма». Нашим чиновникам до национализма, до осознания Нации еще очень далеко. Скорее речь должна идти об этномазохизме чиновников (по меткому определению моего друга Талгата Ешенулы). И вообще я не думаю, что маэстро пропадет. Наверняка, он сможет прожить и без своего «западно-казахстанского детища», особенно если учесть, что это только один из многих его разбросанных по миру проектов. Он сможет спокойно зарабатывать себе на хлеб, переезжая из Лондона в Мумбаи, а из Мумбаи - в Новую Зеландию. Хотя, скорее всего, найдутся еще и другие сердобольные чиновники, которые ради «имиджа страны» бюджета не пожалеют, а ради «имиджа елбасы» последнюю рубашку с налогоплательщика снимут...

Обидно другое. По свидетельству экспертов и ценителей искусства в Казахстане есть немало действительно талантливых, а то и уникальных скрипачей, которые остаются без государственной поддержки. Взять того же молодого скрипача Ахана Меирбекова, который не уступая Бисенгалиеву в своем исполнительском мастерстве, не может похвалиться ни государственной поддержкой, ни четырьмя скрипками от щедрых спонсоров (он и обещанной-то не дождался). Быть может нашим акимам и спонсорам следует обратить внимание не на «именитых» музыкантов, которые умеют себя «продвигать», пользуясь тщеславием наших чиновников умело, просто мастерски «пробивают» свои проекты, а на молодые дарования! Может лучше делать ставку на молодых талантов, которые, не обладая аппетитами маэстро и не претендуя на «строительство храмов», завтра могут составить конкуренцию не только Бисенгалиеву, но и первым скрипкам мира!

С другой стороны, на примере Марата Бисенгалиева и его оркестра мы сталкиваемся с уродливыми образчиками того, к чему ведут страну авторитарные методы управления. В чем заключается главная ошибка авторитаризма и всякого рода теорий об «эффективном лидерстве»? Ошибка заключается в том, что авторитарные лидеры, их окружение, а также наивные массы, слепо верящие в такие теории, полагают, что «эффективный лидер» способен «смикшировать» все негативные последствия и риски развитя, подбирая и расставляя технократические кадры, вовремя выделяя из «толпы» наиболее талантливых, одаренных. На самом деле это обман и что хуже - самообман. Авторитарный правитель (любого уровня) никогда не согласится с тем, что рядом с ним может существовать альтернативное, независимое мнение. Болезненная уверенность в своей правоте будет приводить и приводит к тому, что все сколько-нибудь независимые, талантливые личности будут выжиматься отовсюду. В первую очередь из государственного аппарата, потом из науки и искусства, а потом и из вузов и школ. Авторитарная власть не может смириться с тем, что наиболее ценными и важными кадрами являются те люди, которые обладают интеллектуальной независимостью. А любой подлинный талант – это интеллектуальная независимость. Ибо там, где все ходят строем, талантов и гениев не бывает. Там нужны только верные, стопроцентно лояльные служаки. Других не держат…

Не верите, можете взглянуть на любую сферу духовно-интеллектуальной и культурной жизни страны. Несмотря на победные реляции и бравурные отчеты правительства, Казахстан все больше и больше скатывается в третий мир. Духовно-интеллектуальный кризис, который уже никем не отрицается, все больше и больше погружает страну в архаику и безвременье. Можно нанять хоть две сотни «говорящих голов» вроде Роя Медведева и иже с ним, но их «бешбармачные» слова о потрясающем «интеллектуальном прорыве страны» не прикроют нищету и убогость отечественных академических институтов и системы высшего образования. За последние годы Казахстан не добился сколько-нибудь выдающихся результатов ни в искусстве, ни в науке, ни в сфере образования. Дальше будет только хуже. А пока что создавшейся ситуацией активно пользуются только чиновники и всякого рода «деловые люди», которые попросту выкачивают и пилят бюджетные деньги. Вместо высокого искусства и фундаментальной науки мы видим лишь «имиджевые проекты» и «визитки». И пусть никого не обманывают слова о том, что бюджетное финансирование культуры, образования и науки ежегодно растет! Можно довести финансирование этих сфер хоть до пятнадцати процентов ВВП, но без свободы и конкуренции они развиваться не будут, зачахнут. Опыт сталинских «шараг» и «почтовых ящиков» не в счет. Тогда был «культ личности»: был культ, конечно, но были и личности…

Айдос Саримов

Газета «Свобода слова», 17 января 2008 год

#26 Самрау

 
Самрау

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 181 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
  • Ораным:Айтайлаҡ!
  • Ҡошом:Әтәлге
  • Ағасым:Өйәңке
 

Отправлено 06 Март 2008 - 05:01

татары про наш театр

http://tatpolit.ru/category/zvezda/2008-03-06/673


В Казани с успехом прошли гастроли Башкирского академического театра им. М. Гафури. Теперь мы можем сравнить театр татарский и башкирский. Ну что ж, объективно можно отметить, что татарский театр опережает башкирский лет на двадцать. Башкирский театр еще слишком советский. Актерская труппа башкир великолепная, но зажата. Видимо, сама система управления Башкортостана слишком жестко директивна, и даже добротная пьеса башкир «Пролетая над гнездом кукушки» (она номинируется на «Золотую маску»), которая могла бы стать откровением, гимном человеческой свободе, но так им и не стала ввиду того, что и сам театр, и режиссер не создали трагедию, пошли на поводу у внутреннего цензора, испугались слишком явных аналогий в современном российском и башкирском обществе. Потенциал был, но явно испугались самих себя, испугались правды. Получилась полуправда. Неудачно играет диктатор-медсестра. Может, и могла бы сыграть, но внутренне боится, вдруг этот диктатор станет узнаваем. Актер, играющий Макмерфи, большого дарования, но снижает свой накал, показывая только простоватого рубаху-парня, а не мечту о свободе. Трагедийность спектакля снижена сумбуром, вероятно, сознательным, как бы чего не вышло, как бы чего не подумали, чтобы человеческая мысль не вырвалась на свободу, путем опасных аналогий. Актер, играющий Хардинга, наиболее органичен, колеблющийся интеллигент, он и сыграл-то хорошо, потому что это сама суть башкирского театра, метания. Все они знают, только сказать боятся. Но театр словно распахнут вширь, там отличный художник, сцена продумана, черно-белая, холодная, с холодным блеском металла. Башкирский театр более гражданственный, чем наш татарский романтический театр. Основа татарского театра – притча, суфийская притча, иносказание, интуиция, многозначность. Поэтому удалась «Черная бурка», в «Одержимом», жаль, притчи меньше, это соединение гражданской иронии и притчи, но там стоит усилить религиозный элемент. Татарский театр - все-таки больше театр Достоевского и Гоголя, глубин подсознания в человеке. Татары бессознательно боятся прямого протеста. Башкирский театр – театр Толстого, широкий, мощный, но пока более поверхностный. Вот хотелось бы, чтобы камаловцы поставили «Бесов» - наверное, интересно бы получилось.

#27 admin

 
admin

    Бэтман!!! =)

  • Admin
  • 4 802 сообщений
  • Город:Уфа
  • Ырыуым:Үҫәргән
  • Ораным:Туҡсаба!
  • Ҡошом:Торна
  • Ағасым:Миләш
 

Отправлено 06 Март 2008 - 07:09

Пипец! Везде политика у татар, так и хочется добавить, у татаров... :(

#28 Азат

 
Азат

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3 948 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:Мы работаем быстро, качественно, недорого... Выберите ДВА любых пункта и мы заключим с Вами договор.
  • Ырыуым:Мең
  • Ораным:Алаҫ!
  • Ҡошом:Ҡыйғыр
  • Ағасым:Ҡайын
 

Отправлено 06 Март 2008 - 07:50

...Татары бессознательно боятся прямого протеста...

Просмотреть сообщение

Это - правда. И даже исторически подтверждается. Хотя больше относится к теме "Менталитет".

#29 Самрау

 
Самрау

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 181 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
  • Ораным:Айтайлаҡ!
  • Ҡошом:Әтәлге
  • Ағасым:Өйәңке
 

Отправлено 21 Апрель 2009 - 01:26

Уфа, 21 апреля, "Башинформ", Альфия Аглиуллина.
23-24 апреля в Национальном молодежном театре РБ имени Мустая Карима (НМТ) состоится премьера. Башкирская труппа представит свою новую работу - трагикомедию "Люстра" по одноименной пьесе молодого татарского драматурга Ильгиза Зайниева.

http://www.bashinform.ru/index.php?id=79363

В Уфе теперь постоянно ставят либо Туфана Минуллина, либо другого татарского драматурга ;) .




1 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM