Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Башкирская генетика


  • Please log in to reply

2612 ответов в этой теме

#2581 NAZAR

 
NAZAR

    Мосафир

  • Форум ағзаһы
  • Pip
  • 19 сообщений
  • Ырыуым:Ҡыпсаҡ
  • Ораным:Туҡһаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарама
 

Отправлено 27 Декабрь 2015 - 06:31

Мин дә башҡорттарҙың N1b-ырыулығы тураһында гел дә ишетмәгәйнем, тик N1c-ырыулығы тураһында...

Думаю, что количество N1b будет необходимо увеличиваться. В частности,есть основания предполагать, что некоторое количество N1b есть среди Туркмен-Кара-Кипчакских башкир в Кугарчинском р-не. На сегодня, представителями N1b (тюрко-монгольская ветвь) среди башкир являются:
1) потомки сотников и старшин Кара-Кипчакской волости (д.Назарово Зианчуринского р-на);
2) потомки старшин Кыр-Еланской волости (с.Исламбахты Ермекеевского р-на);
3) потомки рода Суклыкай (род Заки Валиди) (с.Кузяново Ишимбайского р-на).

#2582 ҠунаҡpSovenok_*

 
ҠунаҡpSovenok_*
  • kунаҡ
 

Отправлено 30 Декабрь 2015 - 03:39

Для изучения башкирского языка используем словарь башкирского языка. В Интернете их много. Буду здесь давать башкирские тексты.

#2583 din_sariph

 
din_sariph

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 657 сообщений
  • Город:Ҡыштым
  • Интересы:Балаларым. Хәрби сәнғәттәр, генетика (ДНК-генеалогия), телдәр, башкорт мәҙәниәт.
  • Ырыуым:Бәкәтин
  • Ораным:Туҡһаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарама
 

Отправлено 30 Декабрь 2015 - 04:29

Для изучения башкирского языка используем словарь башкирского языка. В Интернете их много. Буду здесь давать башкирские тексты.

Был темаға түгел, икенсегә яҙ әле!... Ирмәк, ниңә Лобов уның диссертацияһында бер нәмә лә Т1и-ырыулығы тураһында яҙмаған - әллә анау ваҡытта шундай бирелмәләр булманы, әллә йәшергәндәр...

#2584 salbabay

 
salbabay

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Ырыуым:Үҫәргән
 

Отправлено 30 Декабрь 2015 - 04:29


Артур Идельбаев
3 ч ·
ИРЛАНДСКИЕ УЧЕНЫЕ СДЕЛАЛИ НОВОЕ ОТКРЫТИЕ О МИГРАЦИЯХ ДРЕВНИХ НАРОДОВ. РОССИЙСКИЕ ДУРНАЛИСТВ В СВОЁМ ПЕРЕСКАЗЕ ДОБАВИЛИ СВОЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ. ХОТЕЛОСЬ БЫ УСЛЫШАТЬ МНЕНИЕ НАШЕГО УЧЕНОГО.
Амир Абдуллин, попроси Булата Муратова прокомментировать это. А то он до сих пор не ответил на мой запрос. Если речь идёт о гаплогруппе R1b, носителями которого являются большинство современных ирландцев, то такое ощущение, что журналисты-пересказатели опять кое-что припутали, кое-что добавили от себя )).

Генетики: часть ДНК ирландцев происходит из степей на юге России
Ирландские генетики проанализировали структуру ДНК древних жителей "изумрудного острова" и пришли к выводу, что их прародителями были…
RIA.RU

Уважаемый Van! На фейсбуке попросили обратиться к вам с вопросом, указанным выше. вы не могли бы профессионально прокомментировать?

#2585 ajdaha

 
ajdaha

    Хан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 173 сообщений
  • Ырыуым:Һартай
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 30 Декабрь 2015 - 06:43

Бына топ макала (бер йыл инде тиззан асышка):
h ttp://ww w.nature.co m/nature/journal/v522/n7555/full/na ture14317. ht ml

Русса ангама:
h tt p://xn--c1acc6aafa1c.xn- -p1ai/?page_id=984

Бында R1b шажарахе (Z2108 - борйандарзе тап шул Райх тикшерган "сокорсо"ларзын тура токомдары иканен куреп була):
h t tps://w ww.familytreedna.c om/groups/ht-3-5new/about/background

Бында ин боронго R1b-лар курхателган:
h t tps://ww w .dropbox.c om/s/j04q5ivx7iah9h4/R1b%20Y-DNA%20tree.pdf?dl=0

Ихтибар итхагез, шуларзын арахында бер Акъяр башкорты ла бар.

Гомуман, R1b хам R1a ата-баба булган R* 24 мен элек Алтайза йашаган бер малайза табылган:
h t tps://ru.wikipedia. or g/wik i/%D0%93%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0_R_(Y-%D0%94%D0%9D%D0%9A)

Шулай итеп, беззен ата-бабалар Урал тирахенда шул Шулганташка тошоролган хураттар заманынан йашайзар тип расларга була.

Телга иха килганса, Европа галимдары шул ук "сокорсо" кешеларен хинд-европа телдаренда хойлашкандар тип исбатларга ынтылалар.

Амма быны бер гена булган дорос караш тип уйлауы хата буласак.

Минемса, боронго R1b хам R1a-лар торко-урал телдаренда хойлашкандар. Шунан инде, Европага, йа Кафтауыны ынтылыу бирле башка телдарга кускандар.

#2586 urman99

 
urman99

    Юлдаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPip
  • 38 сообщений
  • Ырыуым:Әйле
 

Отправлено 30 Декабрь 2015 - 07:05

Бына топ макала (бер йыл инде тиззан асышка):
h ttp://ww w.nature.co m/nature/journal/v522/n7555/full/na ture14317. ht ml

Русса ангама:
h tt p://xn--c1acc6aafa1c.xn- -p1ai/?page_id=984

Бында R1b шажарахе (Z2108 - борйандарзе тап шул Райх тикшерган "сокорсо"ларзын тура токомдары иканен куреп була):
h t tps://w ww.familytreedna.c om/groups/ht-3-5new/about/background

Бында ин боронго R1b-лар курхателган:
h t tps://ww w .dropbox.c om/s/j04q5ivx7iah9h4/R1b%20Y-DNA%20tree.pdf?dl=0

Ихтибар итхагез, шуларзын арахында бер Акъяр башкорты ла бар.

Гомуман, R1b хам R1a ата-баба булган R* 24 мен элек Алтайза йашаган бер малайза табылган:
h t tps://ru.wikipedia. or g/wik i/%D0%93%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0_R_(Y-%D0%94%D0%9D%D0%9A)

Шулай итеп, беззен ата-бабалар Урал тирахенда шул Шулганташка тошоролган хураттар заманынан йашайзар тип расларга була.

Телга иха килганса, Европа галимдары шул ук "сокорсо" кешеларен хинд-европа телдаренда хойлашкандар тип исбатларга ынтылалар.

Амма быны бер гена булган дорос караш тип уйлауы хата буласак.

Минемса, боронго R1b хам R1a-лар торко-урал телдаренда хойлашкандар. Шунан инде, Европага, йа Кафтауыны ынтылыу бирле башка телдарга кускандар.

Башҡортса яҙ .башҡорт телен интектермә .Башҡорт шрифтары ҡулланыр өсөн программа бар

#2587 salbabay

 
salbabay

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Ырыуым:Үҫәргән
 

Отправлено 31 Декабрь 2015 - 01:45

Башҡортса яҙ .башҡорт телен интектермә .Башҡорт шрифтары ҡулланыр өсөн программа бар

Мин дэ башkорт шруфтын kуллана белмэйем.

#2588 Ilgiz

 
Ilgiz

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 594 сообщений
  • Ырыуым:Ырыуһыҙмын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 31 Декабрь 2015 - 01:37

ht tp://radikal.ru/fp/2f65a10bb49746c39f956bca41bcab61

Южноуральский компонент (18.6, рис. 4.5.Е). Другой – южноуральский предковый компонент – доминирует у башкир и составляет около трети генофондов татар и чувашей.

(Олег Балановский. "Структура генофонда Европы в зеркале полногеномных маркеров". ht tp://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=6491)

Вероятно был поток генов от башкир в сторону татар и чувашей. Если с татарами более понятно, поскольку были и есть отатаренные башкиры, и таким образом этот компонент проник в среду этого народа.

Может с чувашами наличие у них этого компонента объясняет сходство в материальной культуре чувашей и башкир (схожая женская одежда, накосники, монеты, головной убор)?

#2589 urman99

 
urman99

    Юлдаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPip
  • 38 сообщений
  • Ырыуым:Әйле
 

Отправлено 31 Декабрь 2015 - 07:29

ht tp://radikal.ru/fp/2f65a10bb49746c39f956bca41bcab61

Южноуральский компонент (18.6, рис. 4.5.Е). Другой – южноуральский предковый компонент – доминирует у башкир и составляет около трети генофондов татар и чувашей.

(Олег Балановский. "Структура генофонда Европы в зеркале полногеномных маркеров". ht tp://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=6491)

Вероятно был поток генов от башкир в сторону татар и чувашей. Если с татарами более понятно, поскольку были и есть отатаренные башкиры, и таким образом этот компонент проник в среду этого народа.

Может с чувашами наличие у них этого компонента объясняет сходство в материальной культуре чувашей и башкир (схожая женская одежда, накосники, монеты, головной убор)?

В Чувашии много башкирских деревень все они стали чувашами Бывший президент Чувашии Н Федоров в УФЕ говорил что башкиры казаки живут д ПУШКАРТ иони помнят свою историю БАШКИР по чувшски ПУШКАРТ это деревня находится ЯДРИНСКОМ районе но башкирских деревень там много

#2590 Van

 
Van

    долгожитель

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 601 сообщений
  • Ырыуым:Теләү
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 02 Январь 2016 - 11:15

В Чувашии много башкирских деревень все они стали чувашами Бывший президент Чувашии Н Федоров в УФЕ говорил что башкиры казаки живут д ПУШКАРТ иони помнят свою историю БАШКИР по чувшски ПУШКАРТ это деревня находится ЯДРИНСКОМ районе но башкирских деревень там много


Совершенно верно!

есть даже статья Корнилова Г.Е. на этот счёт.

soraman.livejournal.com/18382.html

Корнилов Г.Е. К вопросу об участии отдельных башкирских родов в этногенезе смежных с ними народов

Уважаемый Van! На фейсбуке попросили обратиться к вам с вопросом, указанным выше. вы не могли бы профессионально прокомментировать?

Здравствуйте уважаемый Сал-бабай! Речь идёт о представителях гаплогруппы R1b - ямниках, их аутосомный компонеент указал, что они вышли с Волго-Донского междуречья. Но по данным мужской линии ямники ближе к башкирам, так как и те и другие - R1b-Z2103.

P.S. Я в основном сижу на rodstvo.ru/forum - если что пишите там.

#2591 din_sariph

 
din_sariph

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 657 сообщений
  • Город:Ҡыштым
  • Интересы:Балаларым. Хәрби сәнғәттәр, генетика (ДНК-генеалогия), телдәр, башкорт мәҙәниәт.
  • Ырыуым:Бәкәтин
  • Ораным:Туҡһаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарама
 

Отправлено 03 Январь 2016 - 03:38

Просмотр сообщенияsalbabay (31 Декабрь 2015 - 01:44) писал:
Мин дэ башkорт шруфтын kуллана белмэйем.
Ниндәй итеш һиҙешлегегеҙ (ОС)? ХР булһа - ысынлап та сит үтешләмәлектәрҙе ҡуйҙырыу кәрәк (h ttps://yadi.sk/d/VgCytnBvmdauL). Windows 7,8,10-нсыла башҡорт баҫымлыҡ индерелгән була, уны тѳп кѳйләмлектә табырға ярай...
Линуһта: h ttp://www.bashforum.net/index.php?/topic/16306-%d0%b1%d0%b0%d1%88%d0%ba%d0%b8%d1% 80%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d1%80%d0%b0%d1%81%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d0%b4%d0%ba%d0%b0- %d0%b2-%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%83%d0%ba%d1%81%d0%b5/

ht tp://radikal.ru/fp/2f65a10bb49746c39f956bca41bcab61

Южноуральский компонент (18.6, рис. 4.5.Е). Другой – южноуральский предковый компонент – доминирует у башкир и составляет около трети генофондов татар и чувашей.

(Олег Балановский. "Структура генофонда Европы в зеркале полногеномных маркеров". ht tp://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=6491)

Вероятно был поток генов от башкир в сторону татар и чувашей. Если с татарами более понятно, поскольку были и есть отатаренные башкиры, и таким образом этот компонент проник в среду этого народа.

Может с чувашами наличие у них этого компонента объясняет сходство в материальной культуре чувашей и башкир (схожая женская одежда, накосники, монеты, головной убор)?

Ҡыҙыҡлы сайт, күп мәҡәләләре бар, ләкин бѳтәхе лә ҡоролай - һылтанмалар юҡ, ѳҫтәлмә белемлектәр тағы ла юҡ. Минең һорашыма ошондай яуап килде: h ttp://генофонд.рф/?page_id=5166&cpage=1#comment-2179
Һеҙ, дуҫтар, нимә уйлайһығыҙ уның тураһында?

#2592 Ilgiz

 
Ilgiz

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 594 сообщений
  • Ырыуым:Ырыуһыҙмын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 05 Январь 2016 - 12:36

В Чувашии много башкирских деревень все они стали чувашами Бывший президент Чувашии Н Федоров в УФЕ говорил что башкиры казаки живут д ПУШКАРТ иони помнят свою историю БАШКИР по чувшски ПУШКАРТ это деревня находится ЯДРИНСКОМ районе но башкирских деревень там много

А еще какие деревни есть, кроме д. Пушкарт? Примерно когда произошло это вливание башкир в чувашей? 14-16 вв? В статье Корнилова об этом о врмени не сказано.

Получается этот Южноуральский предковый компонент фактически Башкирский компонент. И треть татар и чувашей имеют этот компонент, даже не подозревая.

Если грубо посчитать миллион татар имеют башкирское происхождение. :huh:

Башкиры формировались по кровному родо-племенному принципу, татары же по конфессиональному принципу (омусульманившиеся группы разного населения становились татарами). По татарам, у нас с ними почти нет родов (кланов), общих по происхождению, у них и родов то нет. Если у них выявятся близкие с башкирскими гаплотипы, то их следует полагать башкирскими. Вот только что понимать под близкими гаплотипами, какое время?

#2593 urman99

 
urman99

    Юлдаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPip
  • 38 сообщений
  • Ырыуым:Әйле
 

Отправлено 07 Январь 2016 - 10:10

↓ Jump to Comments
Как финно-угры превратились в «не таких татар»

Южноуральцы всегда жили мирно и дружно. А ведь у нас в области проживают представители многих десятков народностей страны и десятки стран ближнего и дальнего зарубежья. Отношения между ними в нашем общем доме — на Челябинском Урале под общей крышей — уральским небом всегда были добрососедскими. Но что мы знаем о наших соседях по общему дому? «Южноуральская панорама» открывает своим читателям двери в соседние добрососедские национальные квартиры. Мы расскажем о представителях больших и малых народов, что носят с нами общее звание — земляки, челябинцы, южноуральцы.

Там, где смыкаются три уральские области — Челябинская, Свердловская и Курганская, в месте впадения речки Багаряк в Синару, — устроилось старинное селение Усть-Багаряк, по соседству Усманово, а еще Нижняя. Деревни по-уральски бревенчато-тесовые, продубленные временем до черноты. Вековечное обжитье долины выдают и огороды, унавоженные до парной черноземины, и нижние венцы изб, уложенные по древнему обычаю не на фундамент, а прямо наземь.

Завернула наша экологическая экспедиция «Синегорье» в эти места посмотреть на известный на весь Кунашакский район чудотворный камень, которому до сих пор всерьез поклоняются усть-багарякские старики. Именуется святыня Махади-Таш. «Таш — камень», а Махади — имя святого. Выглядывает чудо-камень из залуженного бугра на левом берегу Синары, в семи верстах выше села. Лобастая известняковая глыба изборождена морщинами трещин. Приметна на ней вмятина. Это и есть знаменитый «след Махади».

На него-то и молятся старики впору всяких напастей, что удивительно. Они ж мусульмане эти старики, и вообще, мусульманские обычаи в селе крепки. Впрочем, этнографы начала прошлого века говорят о заметных отголосках язычества в верованиях башкир. Однако в Усть-Багаряке, как и соседнем Усманове, с незапамятных времен живут татары. По местной молве, поселились они здесь средь башкир более трех веков назад, еще до русских. Будто бы в пору покорения Иваном Грозным Казанского ханства не захотели они быть под царем чужой веры и ушли за Каменный Пояс. Вполне возможно. Говорили нам кунашакские башкиры, что усть-багарякцы с соседними усмановцами в особинку и среди татар: «Держатся друг друга. Шибко трудолюбивые, в достатке живут испокон, чистюли. Отчаянные, чуть что… Лучше не связываться!» И сами усть-багарякцы, кого ни спрашивали, о себе особого мнения: «Да, мы — татары, но какие-то не такие…»

Ответ мы нашли в XVIII веке. У Петра Симона Палласа. В самый канун «Пугачевой замятни» оставил он в своих немецких скрупулезных «дневных записях» свидетельство, что на пути из Челябинской крепости в Екатеринбург проезжал он по-над речкой Баггеряк (Багаряк) деревню Усман-аул. И проживали в ней тогда мещеряки. Так ведь это и есть нынешнее Усманово! Вот, оказывается, от кого идут багарякские «какие-то не такие татары» — от мещеряков. Кстати, Паллас в своих странствиях по Южноуралью отмечает мещеряцкие селения много раз. Кумур-аул при Теше (река Теча), Курман близ Челябы, Калкан невдалеке от Верх-Яицкой крепости (Верхнеуральск), Ниссибаш (Насибаш) в районе станции Кропачево… Густо жили тогда мещеряки в нашем краю.

Немало свидетельств сохранилось о мещеряках того десятилетия, опаленного пугачевским пожарищем. Сражались они под знаменами императора-самозванца далеко не все. В составе царских карательных отрядов в основном бивали его воинство оставшиеся верными государыне мещеряцкие отряды. Уже тогда они входили в служивое воинское сословие. Мещеряцкие полки приметны и в сражениях Отечественной войны 1812 года.

Об уральских мещеряках свидетельствует и И.Ф. Бларамберг. Служил он долгое время (1840–1852 гг.) в руководстве Оренбургского края, составил интересное описание его в своих воспоминаниях. Среди народов, населявших в то время Южный Урал, Бларамберг называет и мещеряков:

«Ни причины, ни время заселения этим племенем Оренбургской губернии неизвестны, мы знаем лишь, что в XIV веке и даже еще позднее они жили в нижнем течении Оки рядом с мордвой и чувашами. При переселении в Башкирию они арендовали земли у башкир, но поскольку во время частых мятежей последних в XVIII столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы. Корона передала им арендованную землю в собственность. Этим и объясняется, что мещеряки рассеяны группами во всей Башкирии и живут в основном в районах Челябы, Троицка, Верхнеуральска, Стерлитамака, Уфы, Мензелинска, Белебея, Бугуруслана и Екатеринбурга.

По внешнему виду они похожи на казанских татар. По обычаям и особенностям характера ближе к башкирам, но более образованны и крепки в вере. Их образ жизни также схож с башкирским, но, так как мещеряки гораздо раньше башкир оставили кочевой образ жизни, они зажиточнее и больше занимаются земледелием. В быту они чище, их жилища удобнее, и они лучше заботятся о скоте. В 1848 году их насчитывалось 43683 мужчины и 41375 женщин — всего 85058 душ».

А вот свидетельства о мещеряках начала XX века. В пятом томе географической энциклопедии «Россия» Семенова-Таньшанского, посвященном Уралу, о них подробная справка. В ней, как и у Бларамберга, утверждается, что в старину мещеряки жили на Оке и притоках Дона. Память об этом финно-угорском племени, родственном мордве и соседствующем с ней в пору Киевской Руси, оставалось в названии тех мест — Мещерский край — вспомним лиричную прозу К. Паустовского «Мещерская сторона».

Часть Мещеры вошла в состав русского народа, другая двинулась на восток. Мещеряки проживали в Казанском ханстве, а после его покорения часть их ушла на башкирские земли. В ту пору они уже отюречились, были истыми мусульманами и опасались за свою веру. Московские покорители кого пряником, а кого и кнутом принуждали переходить в православие. Мещеряки, что крестились, вошли в состав русского народа, а оставшиеся мусульманами — в татарский, выделяясь среди казанцев как мишари. Они и сегодня проживают в западной части Татарстана, отличаясь сходством с соседями из Мордовской, Марийской и Удмуртской республик, чье население — коренные поволжские. Как и с чувашами, чьи корни в местных племенах и волжских булгарах.

Перед революцией на Урале и в Приуралье насчитывалось до 150 тысяч мещеряков. Уральские мещеряки — домовитый, оседлый народ, занимающийся в основном хлебопашеством. Мещеряцкие деревни хорошо обустроены. Мещеряки — мусульмане, а потому многоженцы. Едят конину, но кумыс не пьют, предпочитая чай с медом. Похоронный обряд отличается от татарского и башкирского. Хоронят тоже в день смерти, но закапывают «в стоячем положении». В могилу кладут прут (отзвук скотоводства, а может, рыболовства, плели верши, по-местному морды, обязательная снасть финно-угров до сих пор), детям — хлеб и молоко, женщинам — рукоделие. Обряд явно языческий.

У поволжских финно-угров, как христиан, так и мусульман, язычество вообще так и не было уничтожено. Во многих местах они молились и новым, и старым богам. «Отеческие» верования держались столь цепко, что после крушения Советского Союза и объявлении свободы вероисповедания во многих местах поволжских республик разом возродились на прежних местах былые капища, возобновились моления в священных в старину уцелевших рощах, при родниках. Так хорошо знакомый мне известный челябинский фотомастер Сергей Васильев в родной чувашской деревне обустроил по памяти стариков молебный родник под вековечным древесным патриархом. И сразу же земляки стали собираться здесь по древним обрядам. Явный отголосок языческих верований, принесенный усть-багарякскими и мещеряками со своей далекой родины — Мещерской стороны — священный камень Махади-таш.

«Россия» напоминает, что по преданию, до прихода русских были мещеряки чуть ли не рабами башкир, которые их угнетали и не считали за людей, и в знак того заставляли носить серьгу в ухе. Не потому ли они при восстаниях башкир в большинстве держали сторону властей, за что в 1762 году были освобождены от ясака. В то же время и были мещеряки, как и нагайбаки, поверстаны в военное сословие.

Куда же исчезли мещеряки? А ведь в России называется их, сто лет назад целых 150 тысяч! Да никуда не делись. В большинстве потомки их обитают там, где жили деды-прадеды. К примеру, в Усть-Багаряке, Усманове и Нижней. Только молодежь призабыла свое происхождение, именуясь татарами-мишарями или башкирами, приняв их язык и обычаи. Исчез на наших глазах целый народ. Лишь русская фамилия Мещеряковы да татарская Мишарины напоминают о нем.

Экспедиция «Синегорье», во время которой усть-багарякцы, забывшие уже, что они мещеряки, но подозревавшие, что они «татары, но какие-то не такие», водили нас к заветному камню, была в этих местах в 1986 году. Вопрос: куда исчезли мещеряки, прозвучал в одной из последних книжек уральского краеведческого сборника «Рифей» в очерке «Ищу народ». Там еще о тептярях, бесерменах и других обитателях Урала, которых Семенов-Тяньшанский в начале прошлого века числит сотнями тысяч, а мы в конце его о них забыли напрочь.

Исчезновение произошло на официально-государственном уровне в довоенные годы. Мещеряки-мишари, большинство которых проживало в Татарской республике, добровольно-принудительно и повсеместно были вычеркнуты из списка «национальный состав» республики и причислены к татарам. Свидетельство тому данные по Кунашакскому району в год его образования — 1930 и переписи 1989 года. Перед войной здесь числилось 55801 человек, из них 17056 башкир, мишар — 28903, татар — 291, русских — 9482. Мишари-мещеряки еще здравствовали и составляли даже чуть больше половины. За полвека население района значительно сократилось, национальный состав совсем переиначен. Кунашакцев всего 35167, из них башкир — 16560, татар — 12315, русских — 5252. Мещеряки — мишари исчезли совсем, у башкир уменьшения почти никакого, татар же стало больше на 12 тысяч (!), в 40 раз (!!). Понятно, куда исчезли мишари.

«Татарские», читай, мещеряцкие кусты селений в районе преимущественно на севере в Синарском трехречье и центре. На севере уже названный Усть-Багарякский куст, западнее Татарская Караболка и Мусакаево. Местоположение исторически объяснимое, башкиры пускали мещеряков в пограничье вотчинных земель, и сегодня это грань с «русскими» Каслинским районом, сверд-ловским югом. Кунашак и Муслюмово в центре района на старинной столбовой дороге. Мещеряки на башкирском Урале были надежными «смотрителями» российских дорог.

Нахожу я мещерякские корни и у своих челябинских знакомых — татар и башкир. Вот Гаяз Самигулов — видный археолог городской старины, он из Сафакуллово, это уже Курганщина, но совсем под боком Челябинска, в прошлом Челябинский уезд. Об этом кусте близ Челябинска упоминал Паллас. А вот мой собрат по альма-матер — ЮУрГУ Вячеслав Хужин, председатель попечительского совета моего родного автотракторного факультета, вообще родом из Усть-Багаряка, с которого мы начинали поиск исчезнувшего народа.

АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ

Источник: Южноуральская Панорама

#2594 din_sariph

 
din_sariph

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 657 сообщений
  • Город:Ҡыштым
  • Интересы:Балаларым. Хәрби сәнғәттәр, генетика (ДНК-генеалогия), телдәр, башкорт мәҙәниәт.
  • Ырыуым:Бәкәтин
  • Ораным:Туҡһаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарама
 

Отправлено 08 Январь 2016 - 05:53

↓ Jump to Comments
Как финно-угры превратились в «не таких татар»

Южноуральцы всегда жили мирно и дружно. А ведь у нас в области проживают представители многих десятков народностей страны и десятки стран ближнего и дальнего зарубежья. Отношения между ними в нашем общем доме — на Челябинском Урале под общей крышей — уральским небом всегда были добрососедскими. Но что мы знаем о наших соседях по общему дому? «Южноуральская панорама» открывает своим читателям двери в соседние добрососедские национальные квартиры. Мы расскажем о представителях больших и малых народов, что носят с нами общее звание — земляки, челябинцы, южноуральцы.

Там, где смыкаются три уральские области — Челябинская, Свердловская и Курганская, в месте впадения речки Багаряк в Синару, — устроилось старинное селение Усть-Багаряк, по соседству Усманово, а еще Нижняя. Деревни по-уральски бревенчато-тесовые, продубленные временем до черноты. Вековечное обжитье долины выдают и огороды, унавоженные до парной черноземины, и нижние венцы изб, уложенные по древнему обычаю не на фундамент, а прямо наземь.

Завернула наша экологическая экспедиция «Синегорье» в эти места посмотреть на известный на весь Кунашакский район чудотворный камень, которому до сих пор всерьез поклоняются усть-багарякские старики. Именуется святыня Махади-Таш. «Таш — камень», а Махади — имя святого. Выглядывает чудо-камень из залуженного бугра на левом берегу Синары, в семи верстах выше села. Лобастая известняковая глыба изборождена морщинами трещин. Приметна на ней вмятина. Это и есть знаменитый «след Махади».

На него-то и молятся старики впору всяких напастей, что удивительно. Они ж мусульмане эти старики, и вообще, мусульманские обычаи в селе крепки. Впрочем, этнографы начала прошлого века говорят о заметных отголосках язычества в верованиях башкир. Однако в Усть-Багаряке, как и соседнем Усманове, с незапамятных времен живут татары. По местной молве, поселились они здесь средь башкир более трех веков назад, еще до русских. Будто бы в пору покорения Иваном Грозным Казанского ханства не захотели они быть под царем чужой веры и ушли за Каменный Пояс. Вполне возможно. Говорили нам кунашакские башкиры, что усть-багарякцы с соседними усмановцами в особинку и среди татар: «Держатся друг друга. Шибко трудолюбивые, в достатке живут испокон, чистюли. Отчаянные, чуть что… Лучше не связываться!» И сами усть-багарякцы, кого ни спрашивали, о себе особого мнения: «Да, мы — татары, но какие-то не такие…»

Ответ мы нашли в XVIII веке. У Петра Симона Палласа. В самый канун «Пугачевой замятни» оставил он в своих немецких скрупулезных «дневных записях» свидетельство, что на пути из Челябинской крепости в Екатеринбург проезжал он по-над речкой Баггеряк (Багаряк) деревню Усман-аул. И проживали в ней тогда мещеряки. Так ведь это и есть нынешнее Усманово! Вот, оказывается, от кого идут багарякские «какие-то не такие татары» — от мещеряков. Кстати, Паллас в своих странствиях по Южноуралью отмечает мещеряцкие селения много раз. Кумур-аул при Теше (река Теча), Курман близ Челябы, Калкан невдалеке от Верх-Яицкой крепости (Верхнеуральск), Ниссибаш (Насибаш) в районе станции Кропачево… Густо жили тогда мещеряки в нашем краю.

Немало свидетельств сохранилось о мещеряках того десятилетия, опаленного пугачевским пожарищем. Сражались они под знаменами императора-самозванца далеко не все. В составе царских карательных отрядов в основном бивали его воинство оставшиеся верными государыне мещеряцкие отряды. Уже тогда они входили в служивое воинское сословие. Мещеряцкие полки приметны и в сражениях Отечественной войны 1812 года.

Об уральских мещеряках свидетельствует и И.Ф. Бларамберг. Служил он долгое время (1840–1852 гг.) в руководстве Оренбургского края, составил интересное описание его в своих воспоминаниях. Среди народов, населявших в то время Южный Урал, Бларамберг называет и мещеряков:

«Ни причины, ни время заселения этим племенем Оренбургской губернии неизвестны, мы знаем лишь, что в XIV веке и даже еще позднее они жили в нижнем течении Оки рядом с мордвой и чувашами. При переселении в Башкирию они арендовали земли у башкир, но поскольку во время частых мятежей последних в XVIII столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы. Корона передала им арендованную землю в собственность. Этим и объясняется, что мещеряки рассеяны группами во всей Башкирии и живут в основном в районах Челябы, Троицка, Верхнеуральска, Стерлитамака, Уфы, Мензелинска, Белебея, Бугуруслана и Екатеринбурга.

По внешнему виду они похожи на казанских татар. По обычаям и особенностям характера ближе к башкирам, но более образованны и крепки в вере. Их образ жизни также схож с башкирским, но, так как мещеряки гораздо раньше башкир оставили кочевой образ жизни, они зажиточнее и больше занимаются земледелием. В быту они чище, их жилища удобнее, и они лучше заботятся о скоте. В 1848 году их насчитывалось 43683 мужчины и 41375 женщин — всего 85058 душ».

А вот свидетельства о мещеряках начала XX века. В пятом томе географической энциклопедии «Россия» Семенова-Таньшанского, посвященном Уралу, о них подробная справка. В ней, как и у Бларамберга, утверждается, что в старину мещеряки жили на Оке и притоках Дона. Память об этом финно-угорском племени, родственном мордве и соседствующем с ней в пору Киевской Руси, оставалось в названии тех мест — Мещерский край — вспомним лиричную прозу К. Паустовского «Мещерская сторона».

Часть Мещеры вошла в состав русского народа, другая двинулась на восток. Мещеряки проживали в Казанском ханстве, а после его покорения часть их ушла на башкирские земли. В ту пору они уже отюречились, были истыми мусульманами и опасались за свою веру. Московские покорители кого пряником, а кого и кнутом принуждали переходить в православие. Мещеряки, что крестились, вошли в состав русского народа, а оставшиеся мусульманами — в татарский, выделяясь среди казанцев как мишари. Они и сегодня проживают в западной части Татарстана, отличаясь сходством с соседями из Мордовской, Марийской и Удмуртской республик, чье население — коренные поволжские. Как и с чувашами, чьи корни в местных племенах и волжских булгарах.

Перед революцией на Урале и в Приуралье насчитывалось до 150 тысяч мещеряков. Уральские мещеряки — домовитый, оседлый народ, занимающийся в основном хлебопашеством. Мещеряцкие деревни хорошо обустроены. Мещеряки — мусульмане, а потому многоженцы. Едят конину, но кумыс не пьют, предпочитая чай с медом. Похоронный обряд отличается от татарского и башкирского. Хоронят тоже в день смерти, но закапывают «в стоячем положении». В могилу кладут прут (отзвук скотоводства, а может, рыболовства, плели верши, по-местному морды, обязательная снасть финно-угров до сих пор), детям — хлеб и молоко, женщинам — рукоделие. Обряд явно языческий.

У поволжских финно-угров, как христиан, так и мусульман, язычество вообще так и не было уничтожено. Во многих местах они молились и новым, и старым богам. «Отеческие» верования держались столь цепко, что после крушения Советского Союза и объявлении свободы вероисповедания во многих местах поволжских республик разом возродились на прежних местах былые капища, возобновились моления в священных в старину уцелевших рощах, при родниках. Так хорошо знакомый мне известный челябинский фотомастер Сергей Васильев в родной чувашской деревне обустроил по памяти стариков молебный родник под вековечным древесным патриархом. И сразу же земляки стали собираться здесь по древним обрядам. Явный отголосок языческих верований, принесенный усть-багарякскими и мещеряками со своей далекой родины — Мещерской стороны — священный камень Махади-таш.

«Россия» напоминает, что по преданию, до прихода русских были мещеряки чуть ли не рабами башкир, которые их угнетали и не считали за людей, и в знак того заставляли носить серьгу в ухе. Не потому ли они при восстаниях башкир в большинстве держали сторону властей, за что в 1762 году были освобождены от ясака. В то же время и были мещеряки, как и нагайбаки, поверстаны в военное сословие.

Куда же исчезли мещеряки? А ведь в России называется их, сто лет назад целых 150 тысяч! Да никуда не делись. В большинстве потомки их обитают там, где жили деды-прадеды. К примеру, в Усть-Багаряке, Усманове и Нижней. Только молодежь призабыла свое происхождение, именуясь татарами-мишарями или башкирами, приняв их язык и обычаи. Исчез на наших глазах целый народ. Лишь русская фамилия Мещеряковы да татарская Мишарины напоминают о нем.

Экспедиция «Синегорье», во время которой усть-багарякцы, забывшие уже, что они мещеряки, но подозревавшие, что они «татары, но какие-то не такие», водили нас к заветному камню, была в этих местах в 1986 году. Вопрос: куда исчезли мещеряки, прозвучал в одной из последних книжек уральского краеведческого сборника «Рифей» в очерке «Ищу народ». Там еще о тептярях, бесерменах и других обитателях Урала, которых Семенов-Тяньшанский в начале прошлого века числит сотнями тысяч, а мы в конце его о них забыли напрочь.

Исчезновение произошло на официально-государственном уровне в довоенные годы. Мещеряки-мишари, большинство которых проживало в Татарской республике, добровольно-принудительно и повсеместно были вычеркнуты из списка «национальный состав» республики и причислены к татарам. Свидетельство тому данные по Кунашакскому району в год его образования — 1930 и переписи 1989 года. Перед войной здесь числилось 55801 человек, из них 17056 башкир, мишар — 28903, татар — 291, русских — 9482. Мишари-мещеряки еще здравствовали и составляли даже чуть больше половины. За полвека население района значительно сократилось, национальный состав совсем переиначен. Кунашакцев всего 35167, из них башкир — 16560, татар — 12315, русских — 5252. Мещеряки — мишари исчезли совсем, у башкир уменьшения почти никакого, татар же стало больше на 12 тысяч (!), в 40 раз (!!). Понятно, куда исчезли мишари.

«Татарские», читай, мещеряцкие кусты селений в районе преимущественно на севере в Синарском трехречье и центре. На севере уже названный Усть-Багарякский куст, западнее Татарская Караболка и Мусакаево. Местоположение исторически объяснимое, башкиры пускали мещеряков в пограничье вотчинных земель, и сегодня это грань с «русскими» Каслинским районом, сверд-ловским югом. Кунашак и Муслюмово в центре района на старинной столбовой дороге. Мещеряки на башкирском Урале были надежными «смотрителями» российских дорог.

Нахожу я мещерякские корни и у своих челябинских знакомых — татар и башкир. Вот Гаяз Самигулов — видный археолог городской старины, он из Сафакуллово, это уже Курганщина, но совсем под боком Челябинска, в прошлом Челябинский уезд. Об этом кусте близ Челябинска упоминал Паллас. А вот мой собрат по альма-матер — ЮУрГУ Вячеслав Хужин, председатель попечительского совета моего родного автотракторного факультета, вообще родом из Усть-Багаряка, с которого мы начинали поиск исчезнувшего народа.

АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ

Источник: Южноуральская Панорама

Рәхмәт, ҡыҙыҡ булды!... Ә Ғаяҙ Самиғулловтың атаһы кем булғайны, аты һәм тоҡоматы (фамилияһы) ниндәй?? Сѳнки инәйем дә Сафакүл районынан килеп сыға ла тыуған ауылы Баҡай була, ә уның үлтерелгән ҡустыһын "Самиғалла" тип атағайнылар... Эйе, Ҡорған ѳлкәһендә мишәрҙәр күп шул! Беҙҙең дә - инәйемдең инәһе яғынан мишәрҙәр булдылар!...

#2595 Salawat

 
Salawat

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 09 Январь 2016 - 10:35

↓ Jump to Comments
Как финно-угры превратились в «не таких татар»

Южноуральцы всегда жили мирно и дружно. А ведь у нас в области проживают представители многих десятков народностей страны и десятки стран ближнего и дальнего зарубежья. Отношения между ними в нашем общем доме — на Челябинском Урале под общей крышей — уральским небом всегда были добрососедскими. Но что мы знаем о наших соседях по общему дому? «Южноуральская панорама» открывает своим читателям двери в соседние добрососедские национальные квартиры. Мы расскажем о представителях больших и малых народов, что носят с нами общее звание — земляки, челябинцы, южноуральцы.

Там, где смыкаются три уральские области — Челябинская, Свердловская и Курганская, в месте впадения речки Багаряк в Синару, — устроилось старинное селение Усть-Багаряк, по соседству Усманово, а еще Нижняя. Деревни по-уральски бревенчато-тесовые, продубленные временем до черноты. Вековечное обжитье долины выдают и огороды, унавоженные до парной черноземины, и нижние венцы изб, уложенные по древнему обычаю не на фундамент, а прямо наземь.

Завернула наша экологическая экспедиция «Синегорье» в эти места посмотреть на известный на весь Кунашакский район чудотворный камень, которому до сих пор всерьез поклоняются усть-багарякские старики. Именуется святыня Махади-Таш. «Таш — камень», а Махади — имя святого. Выглядывает чудо-камень из залуженного бугра на левом берегу Синары, в семи верстах выше села. Лобастая известняковая глыба изборождена морщинами трещин. Приметна на ней вмятина. Это и есть знаменитый «след Махади».

На него-то и молятся старики впору всяких напастей, что удивительно. Они ж мусульмане эти старики, и вообще, мусульманские обычаи в селе крепки. Впрочем, этнографы начала прошлого века говорят о заметных отголосках язычества в верованиях башкир. Однако в Усть-Багаряке, как и соседнем Усманове, с незапамятных времен живут татары. По местной молве, поселились они здесь средь башкир более трех веков назад, еще до русских. Будто бы в пору покорения Иваном Грозным Казанского ханства не захотели они быть под царем чужой веры и ушли за Каменный Пояс. Вполне возможно. Говорили нам кунашакские башкиры, что усть-багарякцы с соседними усмановцами в особинку и среди татар: «Держатся друг друга. Шибко трудолюбивые, в достатке живут испокон, чистюли. Отчаянные, чуть что… Лучше не связываться!» И сами усть-багарякцы, кого ни спрашивали, о себе особого мнения: «Да, мы — татары, но какие-то не такие…»

Ответ мы нашли в XVIII веке. У Петра Симона Палласа. В самый канун «Пугачевой замятни» оставил он в своих немецких скрупулезных «дневных записях» свидетельство, что на пути из Челябинской крепости в Екатеринбург проезжал он по-над речкой Баггеряк (Багаряк) деревню Усман-аул. И проживали в ней тогда мещеряки. Так ведь это и есть нынешнее Усманово! Вот, оказывается, от кого идут багарякские «какие-то не такие татары» — от мещеряков. Кстати, Паллас в своих странствиях по Южноуралью отмечает мещеряцкие селения много раз. Кумур-аул при Теше (река Теча), Курман близ Челябы, Калкан невдалеке от Верх-Яицкой крепости (Верхнеуральск), Ниссибаш (Насибаш) в районе станции Кропачево… Густо жили тогда мещеряки в нашем краю.

Немало свидетельств сохранилось о мещеряках того десятилетия, опаленного пугачевским пожарищем. Сражались они под знаменами императора-самозванца далеко не все. В составе царских карательных отрядов в основном бивали его воинство оставшиеся верными государыне мещеряцкие отряды. Уже тогда они входили в служивое воинское сословие. Мещеряцкие полки приметны и в сражениях Отечественной войны 1812 года.

Об уральских мещеряках свидетельствует и И.Ф. Бларамберг. Служил он долгое время (1840–1852 гг.) в руководстве Оренбургского края, составил интересное описание его в своих воспоминаниях. Среди народов, населявших в то время Южный Урал, Бларамберг называет и мещеряков:

«Ни причины, ни время заселения этим племенем Оренбургской губернии неизвестны, мы знаем лишь, что в XIV веке и даже еще позднее они жили в нижнем течении Оки рядом с мордвой и чувашами. При переселении в Башкирию они арендовали земли у башкир, но поскольку во время частых мятежей последних в XVIII столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы. Корона передала им арендованную землю в собственность. Этим и объясняется, что мещеряки рассеяны группами во всей Башкирии и живут в основном в районах Челябы, Троицка, Верхнеуральска, Стерлитамака, Уфы, Мензелинска, Белебея, Бугуруслана и Екатеринбурга.

По внешнему виду они похожи на казанских татар. По обычаям и особенностям характера ближе к башкирам, но более образованны и крепки в вере. Их образ жизни также схож с башкирским, но, так как мещеряки гораздо раньше башкир оставили кочевой образ жизни, они зажиточнее и больше занимаются земледелием. В быту они чище, их жилища удобнее, и они лучше заботятся о скоте. В 1848 году их насчитывалось 43683 мужчины и 41375 женщин — всего 85058 душ».

А вот свидетельства о мещеряках начала XX века. В пятом томе географической энциклопедии «Россия» Семенова-Таньшанского, посвященном Уралу, о них подробная справка. В ней, как и у Бларамберга, утверждается, что в старину мещеряки жили на Оке и притоках Дона. Память об этом финно-угорском племени, родственном мордве и соседствующем с ней в пору Киевской Руси, оставалось в названии тех мест — Мещерский край — вспомним лиричную прозу К. Паустовского «Мещерская сторона».

Часть Мещеры вошла в состав русского народа, другая двинулась на восток. Мещеряки проживали в Казанском ханстве, а после его покорения часть их ушла на башкирские земли. В ту пору они уже отюречились, были истыми мусульманами и опасались за свою веру. Московские покорители кого пряником, а кого и кнутом принуждали переходить в православие. Мещеряки, что крестились, вошли в состав русского народа, а оставшиеся мусульманами — в татарский, выделяясь среди казанцев как мишари. Они и сегодня проживают в западной части Татарстана, отличаясь сходством с соседями из Мордовской, Марийской и Удмуртской республик, чье население — коренные поволжские. Как и с чувашами, чьи корни в местных племенах и волжских булгарах.

Перед революцией на Урале и в Приуралье насчитывалось до 150 тысяч мещеряков. Уральские мещеряки — домовитый, оседлый народ, занимающийся в основном хлебопашеством. Мещеряцкие деревни хорошо обустроены. Мещеряки — мусульмане, а потому многоженцы. Едят конину, но кумыс не пьют, предпочитая чай с медом. Похоронный обряд отличается от татарского и башкирского. Хоронят тоже в день смерти, но закапывают «в стоячем положении». В могилу кладут прут (отзвук скотоводства, а может, рыболовства, плели верши, по-местному морды, обязательная снасть финно-угров до сих пор), детям — хлеб и молоко, женщинам — рукоделие. Обряд явно языческий.

У поволжских финно-угров, как христиан, так и мусульман, язычество вообще так и не было уничтожено. Во многих местах они молились и новым, и старым богам. «Отеческие» верования держались столь цепко, что после крушения Советского Союза и объявлении свободы вероисповедания во многих местах поволжских республик разом возродились на прежних местах былые капища, возобновились моления в священных в старину уцелевших рощах, при родниках. Так хорошо знакомый мне известный челябинский фотомастер Сергей Васильев в родной чувашской деревне обустроил по памяти стариков молебный родник под вековечным древесным патриархом. И сразу же земляки стали собираться здесь по древним обрядам. Явный отголосок языческих верований, принесенный усть-багарякскими и мещеряками со своей далекой родины — Мещерской стороны — священный камень Махади-таш.

«Россия» напоминает, что по преданию, до прихода русских были мещеряки чуть ли не рабами башкир, которые их угнетали и не считали за людей, и в знак того заставляли носить серьгу в ухе. Не потому ли они при восстаниях башкир в большинстве держали сторону властей, за что в 1762 году были освобождены от ясака. В то же время и были мещеряки, как и нагайбаки, поверстаны в военное сословие.

Куда же исчезли мещеряки? А ведь в России называется их, сто лет назад целых 150 тысяч! Да никуда не делись. В большинстве потомки их обитают там, где жили деды-прадеды. К примеру, в Усть-Багаряке, Усманове и Нижней. Только молодежь призабыла свое происхождение, именуясь татарами-мишарями или башкирами, приняв их язык и обычаи. Исчез на наших глазах целый народ. Лишь русская фамилия Мещеряковы да татарская Мишарины напоминают о нем.

Экспедиция «Синегорье», во время которой усть-багарякцы, забывшие уже, что они мещеряки, но подозревавшие, что они «татары, но какие-то не такие», водили нас к заветному камню, была в этих местах в 1986 году. Вопрос: куда исчезли мещеряки, прозвучал в одной из последних книжек уральского краеведческого сборника «Рифей» в очерке «Ищу народ». Там еще о тептярях, бесерменах и других обитателях Урала, которых Семенов-Тяньшанский в начале прошлого века числит сотнями тысяч, а мы в конце его о них забыли напрочь.

Исчезновение произошло на официально-государственном уровне в довоенные годы. Мещеряки-мишари, большинство которых проживало в Татарской республике, добровольно-принудительно и повсеместно были вычеркнуты из списка «национальный состав» республики и причислены к татарам. Свидетельство тому данные по Кунашакскому району в год его образования — 1930 и переписи 1989 года. Перед войной здесь числилось 55801 человек, из них 17056 башкир, мишар — 28903, татар — 291, русских — 9482. Мишари-мещеряки еще здравствовали и составляли даже чуть больше половины. За полвека население района значительно сократилось, национальный состав совсем переиначен. Кунашакцев всего 35167, из них башкир — 16560, татар — 12315, русских — 5252. Мещеряки — мишари исчезли совсем, у башкир уменьшения почти никакого, татар же стало больше на 12 тысяч (!), в 40 раз (!!). Понятно, куда исчезли мишари.

«Татарские», читай, мещеряцкие кусты селений в районе преимущественно на севере в Синарском трехречье и центре. На севере уже названный Усть-Багарякский куст, западнее Татарская Караболка и Мусакаево. Местоположение исторически объяснимое, башкиры пускали мещеряков в пограничье вотчинных земель, и сегодня это грань с «русскими» Каслинским районом, сверд-ловским югом. Кунашак и Муслюмово в центре района на старинной столбовой дороге. Мещеряки на башкирском Урале были надежными «смотрителями» российских дорог.

Нахожу я мещерякские корни и у своих челябинских знакомых — татар и башкир. Вот Гаяз Самигулов — видный археолог городской старины, он из Сафакуллово, это уже Курганщина, но совсем под боком Челябинска, в прошлом Челябинский уезд. Об этом кусте близ Челябинска упоминал Паллас. А вот мой собрат по альма-матер — ЮУрГУ Вячеслав Хужин, председатель попечительского совета моего родного автотракторного факультета, вообще родом из Усть-Багаряка, с которого мы начинали поиск исчезнувшего народа.

АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ

Источник: Южноуральская Панорама


У этих финно-угров гаплогруппы R1a под 50%, а гаплогруппы N меньше 20, http://www.bashforum.net/public/style_emoticons/default/biggrin.gif арийцы однако.

#2596 Salawat

 
Salawat

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 532 сообщений
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 09 Январь 2016 - 11:10

Мин дә башҡорттарҙың N1b-ырыулығы тураһында гел дә ишетмәгәйнем, тик N1c-ырыулығы тураһында... Булат, ҡасан башҡорт ырыуҙар тураһындағы яңы тикшеренмәләр һѳҙѳмтәләре тураһында китап булыр? Ведь о башкирских племенах стало довольно много данных - когда будет систематизация и обнародывание всех результатов по башкирам??

Барыбер татарҙарҙа R1a-ырыулығы күберәк була! Шулай уҡ сыуаштарҙа ла тѳп ырыулығы R1a була...


Ну не скажи, походу если у казанских татар убрать на востоке башкир и тептярей с преобладающими гаплогруппами R1b и R1a, а на западе мишар с преобладающей гаплогруппой R1a, то в сухом остатке останутся казанские татары с гаплогрупами разновидностей N, не зря их марийцы называют суасла мари, очувашенные марийцы. Вот выборка от Балановских : Татары.
Объем выборки- 450.

N1b- 21,0
R1a- 19,0
I1- 13,2
N1c- 13,0
J2- 8,1
R1b1b2- 6,0
E1b1a- 4,0
O- 3,0
I2a- 2,8
C- 2,7
I2b- 1,8
G- 1,0
J1- 1,0
L- 1,0
Q- 1,0
T- 1,0

Rootsi 2007, Tambets 2004, Balanovsky in prep., Wells 2001

Источник: "Балановский О.П., Пшеничнов А.С., Сычев Р.С., Евсеева И.В., Балановская Е.В. Y-base: частоты гаплогрупп Y хромосомы у народов мира, 2010;www.genofond.ru "

#2597 salbabay

 
salbabay

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 451 сообщений
  • Ырыуым:Үҫәргән
 

Отправлено 10 Январь 2016 - 06:50

У этих финно-угров гаплогруппы R1a под 50%, а гаплогруппы N меньше 20, http://www.bashforum.net/public/style_emoticons/default/biggrin.gif арийцы однако.


Не с проста появилась данная статья. Русский мир начинает устранять своего главного конкурента на поссоветское пространство. Сейчас активизируют еще болгаров. Теперь можем быть спокойными и не стоит устраивать конфронтацию с западным соседом. Им теперь требуется сочувствие от нас. Сейчас стали появляться в инете из архивов донесения шпионов московитов из Астраханского, Казанского Ханств, где татары вообще не фигурируют. Интересна будет реакция мифологов из АН РТ. А ведь архивные материалы были хорошо знакомы имперцам, но они их придерживали и теперь по всей видимости начинают сливать.

#2598 din_sariph

 
din_sariph

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 657 сообщений
  • Город:Ҡыштым
  • Интересы:Балаларым. Хәрби сәнғәттәр, генетика (ДНК-генеалогия), телдәр, башкорт мәҙәниәт.
  • Ырыуым:Бәкәтин
  • Ораным:Туҡһаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарама
 

Отправлено 10 Январь 2016 - 02:37

Ну не скажи, походу если у казанских татар убрать на востоке башкир и тептярей с преобладающими гаплогруппами R1b и R1a, а на западе мишар с преобладающей гаплогруппой R1a, то в сухом остатке останутся казанские татары с гаплогрупами разновидностей N, не зря их марийцы называют суасла мари, очувашенные марийцы. Вот выборка от Балановских : Татары.
Объем выборки- 450.

N1b- 21,0
R1a- 19,0
I1- 13,2
N1c- 13,0
J2- 8,1
R1b1b2- 6,0
E1b1a- 4,0
O- 3,0
I2a- 2,8
C- 2,7
I2b- 1,8
G- 1,0
J1- 1,0
L- 1,0
Q- 1,0
T- 1,0

Rootsi 2007, Tambets 2004, Balanovsky in prep., Wells 2001

Источник: "Балановский О.П., Пшеничнов А.С., Сычев Р.С., Евсеева И.В., Балановская Е.В. Y-base: частоты гаплогрупп Y хромосомы у народов мира, 2010;www.genofond.ru "

Шул тураһында уйламаным да! Икенсе сығанҡтарҙа ла татарҙарҙың R1a күберәктән булманы... Хатта, мариҙәрҙә R1a 50 йѳҙѳнсѳлѳшкә тиклем! Сыуаштарҙа ла күп..., йәғни боронғо болғарҙарҙа R1a-ырыулыҡлы бик аҙ булған микән?

Не с проста появилась данная статья. Русский мир начинает устранять своего главного конкурента на поссоветское пространство. Сейчас активизируют еще болгаров. Теперь можем быть спокойными и не стоит устраивать конфронтацию с западным соседом. Им теперь требуется сочувствие от нас. Сейчас стали появляться в инете из архивов донесения шпионов московитов из Астраханского, Казанского Ханств, где татары вообще не фигурируют. Интересна будет реакция мифологов из АН РТ. А ведь архивные материалы были хорошо знакомы имперцам, но они их придерживали и теперь по всей видимости начинают сливать.

Салбабай, ә шул туралағы билдәле һылтанмалар бармы?

У этих финно-угров гаплогруппы R1a под 50%, а гаплогруппы N меньше 20, http://www.bashforum.net/public/style_emoticons/default/biggrin.gif арийцы однако.

Салауат, тарихи һәм тереяҙма-сығышсылыҡ (ДНК-генеалогические) тѳшѳнсѳләрен бутау ярамай! Башҡорттарҙа 50 ѳҙѳнсѳлѳшкә тиклем R1b1a2-аралығы бар, ләкин беҙҙә уларҙың теленән бигерәк тә әҙ (ҡаалған булһа) ҡалған (??...)...

#2599 _Айыу_

 
_Айыу_

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 119 сообщений
  • Ырыуым:Мырҙалар
 

Отправлено 10 Январь 2016 - 02:45

Не с проста появилась данная статья. Русский мир начинает устранять своего главного конкурента на поссоветское пространство. Сейчас активизируют еще болгаров. Теперь можем быть спокойными и не стоит устраивать конфронтацию с западным соседом. Им теперь требуется сочувствие от нас. Сейчас стали появляться в инете из архивов донесения шпионов московитов из Астраханского, Казанского Ханств, где татары вообще не фигурируют. Интересна будет реакция мифологов из АН РТ. А ведь архивные материалы были хорошо знакомы имперцам, но они их придерживали и теперь по всей видимости начинают сливать.


Чисто объективно - татары как этнос не конкуренты русскому этносу. В России ему вообще конкурентов нет. Так что слава Создателю, что во главе России за всю историю не было ни одного правителя с чисто западным имперским взглядом на устройство государства. А то как бы пример обоих Америк отлично показывает что бывает в таких случаях.

#2600 ajdaha

 
ajdaha

    Хан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 173 сообщений
  • Ырыуым:Һартай
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 10 Январь 2016 - 04:07

Айыу, буш пропаганда хуззарен кабатлайхын. Романов династияхынан алып Расай тахетенда гел тиерлек шул конбайыш карашлы туралар идара италар.

Казанды алган дауерза хазерге Расай ерзаренда урыс хам рус-тугел халыктар ханы тигезга якын булгандыр. Хазер, иха, купселеге йа кырылып, йа руслашып боткан.

Ботонлай кырылманлыгы (Америка индеецтары кеуек) асаба-халыктарзын харби косо менан байле.

Расайга бит туктамайса тиерлек сит илдар менан хугыш алып барырга тура килде (узе ла туктамайса куршеларена хожом итте).

Шуга ла костаре рус-тугел халыктарзы ботонлай юк итерга объектив рауешта етмане. Богонда, шул ук чечендарзы нисек итеп басырга (телак бик зур булхала) касан йа бер йа икенсе сит илда хугыш алып барыргы карак?

Тарихты нима оноттогозмы? Хазер бына кырым татарзары ниндайзер кос ташкил итмай, Кырым ярымутрауы осон берза асык рауеш хугыша алмай, а вакытында Кырым хандары Маскауга тиклем яу менан йороган.

Шуга ла, асаба халыктар менан ниндайзер килешеузарга килмаха, Расай шул 1812, 1941-45 башка оло яузарзы урыстарга гына таянып кайтара алмас ине.




0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM