Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Яҡын халыҡтар инетта яҙған



5 ответов в этой теме

#1 Ishtak

 
Ishtak

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 280 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 15 Октябрь 2008 - 02:45

ТЭНГРИАНСТВО - ВЕРА ДРЕВНИХ ТЮРКОВ


(По книге Кутлуай Эрдогана "Алевилик-Бекташилик")

Задолго до появления мусульманской религии, в тюркских племенах, обитавших в различных частях Азии, существовала вера в так называемые и ( хем )
Некоторые носители тюркской религии - бакши (бахшы, баксы) камы (шаманы) - руководили исправлением тэнгрианских обрядов нравов и обычаев ().
Для тюрков, кочующих в широких степях Азии, Небо, Горы, Холмы, Реки, Деревья были священными.
Широкие контакты тюрков с индийской, тибетской и китайской культурами привнесли в тюркскую культуру некоторое влияние буддизма и манихеизма. Понимание и понятия всетюркской веры - Тэнгрианства (Тенгризма) - развивались во многих направлениях .
С одной стороны, это была религия духов (рух, и т.д.) Чтобы не навлечь немилости злых духов, необходимо было найти защиты у добрых духов.
Тюркские символы духов-покровителей, духов-защитников можно было обнаружить среди животных: орел, сокол, сапсан, волк, голубь (кстати, в Башкортостане есть район - Кугарчинский), овца, козёл, заяц...
Вера в созидательных духов привела к формированию понятий , .
Некоторые тюркские племена и рода стали носить имена своих обожествляемых животных: Ак-коюнлу, Кара-коюнлу, Кара-кечили (-баран, -козел>, - прим. ред.)
Этим символам придавалось важное значение и после смерти. К примеру, даже государственные образования могли носить эти имена (Аккоюнлу, Каракоюнлу), а надгробным камням придавалась форма голов и тел баранов.
Древние тюркские предания сообщают, что Хаджи Бекташ Вели прилетел в турецкую Анатолию в обличье голубя, а Караджа Ахмет встретил его в это время в виде сапсана...
На определенном этапе тюркское шаманство превратилось в религию духов, и религиозные обряды передавались напрямую от отца к сыну. Каждый тюрок не мог стать камом-шаманом.
Обладающие ясновидением камы, общаясь с духами, могли предсказывать будущее.
Целью богослужения обычно являлось спасение от злых духов, болезней и бедности, обретение на том свете хорошего места на этаже тенгриев.
Богослужения исправлялись шаманами очень артистично. Кам во время своего камлания живо описывал присутствующим сородичам своё общение на 17-ти этажном небе с Гёк Танры - Ульген (Кёк Тэнгре - Олгэн).
В турецкой литературе Гек Танры обычно отождествляется с Улгэн-ата, а Умай-ана представляется богиней -защитницей женщин.
Шаман окроплял кумысом священный горящий очаг и, танцуя, в состоянии экстаза падал на землю и начинал говорить даже стихотворные речи, что истолковывалось кочевниками определенным образом.
Подобные религиозные обряды повторялись при наступлении весны, болезни, смерти...
Тэнгрианские обряды исполнялись чаще на вершинах гор, на берегах рек, под священными для тюрков деревьями, буком лесным, можжевельником обыкновенным. Используемые камами музыкальные инструменты, будь то барабан или бубен, комуз (, и т.д.), были изготовлены из древесины священных деревьев и кожи жертвенных животных.
Такие слова алтайских шаманов, как Пребывающий в верхах Великий Отец Хан Тенгре, Звезды и весь мир украшающий Тенгре, Очаги людей разжигающий и защищающий ВЫСШИЙ Тенгре, являются конкретным доказательством тюркской веры в ЕДИНОГО бога, в ОДНОГО Тенгре (Тангру).
То есть еще до христианства и ислама религией тюрков являлось ЕДИНОБОЖИЕ. В тюркском шаманизме, почитающем священными Солнце и Луну, Солнце считалось матерью, а Луна-отцом (отражение тюркской теории Инь-Ян). Причём Луна иногда даже называлась ->Месяц-дедушка>. Сохранились и многие мифологические сказания, связанные с Луной и Солнцем.
Тюрки считали, что находящийся в Небе Ульген был самым большим духом-спасителем.
Причем у тюрков алый цвет символизировал присутствие этого духа-спасителя в крови живых существ.
Зеленый же цвет так же считался у тюрков священным, так как это был основной цвет зелени растений.
Когда зелень увядала или текла кровь, живые существа обычно умирали, поэтому цветовое сочетание алое-зеленое являлось для тюрков главенствующим так распорядилась история, что цвета флагов Татарстана и Венгрии, где проходили древние тюрки и гунны - что ни на есть священные, тэнгрианские - прим. переводчика).
Данные верования относительно цветов находят отражение и в песнях тюркских народов... Когда же кто-то проливал кровь за свою родину или веру, говорили, что он пролил -алую кровь.
Кровь шехидов, священная в мусульманстве, свидетельством чему является основной фон флага Турции, дополняется священными в тэнгрианстве месяцем и звездой. В османский период у турков были и знамена со звездой и полумесяцем, но на зеленом фоне.
Племена туркменов Туркестана и Анатолии раньше носили () - такой обычай остался ещё со времен тюркского шаманства.
Со временем турки, постепенно усваивавшие арабскую культуру в городах и медресе, стали смотреть косо на туркменов, надевающих . Поскольку ношение более сохранилось у сторонников мусульманского течения Хазрат Али, то не относящиеся к их числу мусульмане-сунниты стали их называть .
Но все же турки, несмотря на многочисленные запреты, пронесли через мусульманскую религию многие свои верования и обычаи, к примеру, равенство мужа и жены, священность домашнего очага и порога, священность горных вершин, ведь у тюрков считалось, что вершины гор ближе к Кёк Тэнгре...
В подобных священных местах кочующие тюрки в определенные времена года приносили в жертву животных.
В настоящее время похожих на прежние шаманские обычаи придерживаются в основном кочующие туркмены.
Считалось, что совершающие подобным образом тэнгрианские обряды, в случае болезни - выздоравливают, а у загадавших определенное желание - оно исполняется...


Перевод с турецкого
Айрата ГАЛИМЗЯНОВА
http://vkontakte.ru/notes.php?act=s&nid=7402709&oid=5485064

#2 Ishtak

 
Ishtak

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 280 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 15 Октябрь 2008 - 05:00

"..Первые упоминания о Пугачеве в Нагайбакове относятся к 1773 году. Тогда самозванец въехал в село на тройке белых лошадей и провозгласил указ: "Божию милостью, мы - Петр Третий, не требуем рекрутских наборов, денежных податей и оброку... и освобождаем крестьян от мздоимцев-судей и от злодеев-дворян". Крестьяне и казаки мигом перешли на сторону повстанцев и составили костяк пугачевского войска.- Нагайбаки - это мусульмане, выходцы из Казани, которых в 1552 году насильно крестил Иван Грозный, - говорит доктор исторических наук Василий Сергеев. - Тогда с шашкой в руках он загонял мусульман в реку. Тем, кто отказывался креститься, рубили голову, а тех, кто принимал святую православную веру, переселяли в Башкирию, в местечко Нагайбак. Новокрещеных мусульман - нагайбаков - набралось тогда около полутора тысяч человек. На новой территории в семидесятых годах восемнадцатого века нагайбаки возвели Свято-Троицкую церковь, в которой стали вести службу не только на старославянском, но и на татарском языке. Несмотря на видимое смирение, они люто ненавидели православного царя и ждали отмщения. Когда село занял Пугачев, с радостью перешли на его сторону.С оружием в руках нагайбаки грабили башкирскую и татарскую знать. Несметные сокровища они свозили в пещеру, которую использовали как тайник, и в Свято-Троицкую церковь. Но мнимая свобода длилась недолго: по приказу Екатерины Великой год спустя половина мужского населения села была уничтожена.- Сам Пугачев с остатками войска прятался в пещере и вел обстрел Нагайбакской крепости прямо оттуда, о чем свидетельствуют след от ядра на церкви и надпись возле пробоины: "Сия церковь была прострелена Пугачевым в 1774 году", - рассказывает Ольга Кукушкина. - Вовремя сообразив, что каратели вот-вот возьмут в плен и самого Пугачева, тот потайным ходом ушел из Башкирии, оставив клад за кованой дверью в пещере.
Не все то золото...Точный перечень содержимого подземных галерей вряд ли кому известен. Но даже предположения вызывают внутреннее беспокойство. Историк Василий Макаренко, автор книги о Пугачевском восстании, не исключает, что сокровища до сих пор хранятся в Емелькиной пещере, однако говорить об этом со стопроцентной вероятностью не берется.- Документально подтвердить факт, что нагайбаки не разграбили пугачевский клад сразу после ареста предводителя восстания в 1774 году, невозможно, - говорит историк. - Но с долей уверенности можно сказать, что часть сокровищ до сих пор считается утерянной. В частности, знаменитый огромный бриллиант так и не всплыл ни в одной частной коллекции. Вместе с камнем бесследно исчезла лошадиная попона, расшитая двенадцатью тысячами мелких бриллиантов, рубинов и сапфиров, - подарок башкирской знати. По приблизительным подсчетам самозванец спрятал в тайнике около двух тонн золота. Драгоценные камни Пугачев мерил не каратами, а граммами. Самый большой бриллиант в его коллекции весил около фунта!В начале шестидесятых годов прошлого столетия слухи о сокровищах дошли до Хрущева. Тот велел взорвать пещеру и вытащить на свет пугачевский клад. Тогда из Москвы в Нагайбаково приехали подрывники с необходимым для подобной операции запасом тротила. Но, увы, проведя все необходимые исследования каменистых пород, спецы вынесли неутешительный вердикт: вести взрывные работы невозможно! Пугачева пещера уже тогда находилась на грани разрушения, и сильный взрыв мог разворотить не только гору, но и сокровища.В конце девяностых годов прошлого века к поиску сокровищ привлекли экстрасенсов и магов. Из Уфы и Казани их приехало сразу пятеро. Золотых слитков они не нашли, но сошлись в главном: в пещере творится что-то неладное. - Приборы, с помощью которых мы собирались вести исследования, на второй час пребывания в Пугачевой пещере вышли из строя, - рассказывает экстрасенс Махмуд Уваров. Подобной мощи энергетика может исходить разве что от ядерного реактора или большого количества золота, ради которого была пролита кровь.Подтвердить или опровергнуть предположения магов взялись местные мальчишки. "Ядерного реактора" в пещере они не нашли, да и радиационный фон в подземелье в норме - всего 10 микрорентген в час. Зато кухонной утвари, наконечников копий, сабель и древних монет накопали достаточно.- Во времена Пугачева пещера была гораздо шире и выше - в нее запросто заезжала тройка, в которой рассекал Пугачев по всей Башкирии, - продолжает Кукушкина. - Кое-кто из нагайбаков, чьи предки состояли в пугачевском войске и чудом остались живы, рассказывали, что пещера больше походила на подземный дворец, в котором жили не только бунтовщики, но и их жены с детьми. Современное подземелье мало похоже на прежние пенаты знаменитого бунтаря. За двести лет песчаные породы осели, пещера частично обвалилась, а широкий вход в нее превратился в узкий лаз. Добраться до кованой двери, за которой спрятаны сокровища, можно лишь лежа, проделав десятиметровый путь по узкому тоннелю в полной тьме. Любое прикосновение к породе грозит обвалом, поэтому передвигаться в пещере приходится медленно и аккуратно. В конце этого тоннеля находится та самая кованая дверь, за которой хранятся сокровища. Более чем на половину она придавлена обвалившейся скалой, и любые попытки ее отворить приведут к новым обвалам. Журналисты "Итогов" добрались до заветной двери, но узнать, что находится за ней, оказалось невозможно.
Клад миротворящий. Местным властям порядком надоели "гастролеры", которые покушались не только на пещеру, но и на древние постройки села. В 1994 году по приказу главы администрации Бакалинского района старинную церковь, в которой была ставка Пугачева, снесли бульдозеры.- Тяжелая техника подъехала ночью и всего за несколько часов сравняла храм с землей. Поутру прихожане обнаружили древние иконы, на которые молился Емелька Пугачев, среди развалин, кругом валялись кресты и кадила, - рассказывает глава администрации села Нагайбаково Владимир Маленков. - Теперь иконы из Свято-Троицкой церкви и чугунная решетка храма - одни из главных реликвий краеведческого музея. Как говорят в селе, все участвовавшие в сносе церкви-крепости погибли при загадочных обстоятельствах - кто-то пропал без вести, кто-то погиб в автомобильной катастрофе. После сноса церкви в селе началась засуха: дожди буквально обходили Нагайбаково стороной - животные гибли без воды, в полях горела рожь, а в садах высохли деревья. Так продолжалось до тех пор, пока старожилы не предложили сделать на месте церкви чугунный крест в память о Пугачеве и его сподвижниках. Когда его установка шла полным ходом, хлынул долгожданный ливень. С тех пор, проходя мимо креста, нагайбаки крестятся и кланяются в пояс, как перед церковью, напрочь забыв о своих мусульманских корнях.Удивительно, но факт: после разгрома Пугачева нагайбаки смирились с вынужденным обращением в христианство. Синтез мусульманства и православия по сей день отличает их культуру от всех остальных. Причем когда десять лет назад им разрешили в графе "национальность" писать нагайбак, а не татарин, башкир или русский, многие так и сделали. До сих пор православные прихожане на службе в церкви встают на колени на коврики по мусульманской традиции, а церковные песнопения и молитвы осуществляют на татарском языке. После разрушения Свято-Троицкого храма до ближайшей церкви нагайбакам приходится ходить пешком тридцать километров - в село Бакалы, но дорога их не останавливает. Чаще чем за кого-либо нагайбаки заказывают поминальные молебны во славу Емельяна Пугачева.- В моем приходе есть и татары, и русские, и башкиры. А через дорогу стоит мусульманская мечеть, в которой есть свои прихожане, - рассказывает священник бакалинской церкви отец Николай. - За двести с лишним лет православные и мусульмане никогда не ссорились: вместе отмечали мусульманский Сабантуй и православную Пасху, вместе ходили смотреть, как мироточат иконы. И все потому, что более двухсот лет назад Емельян Пугачев принес мир в души нагайбаков - примирил мусульман и православных.Со временем в Нагайбакове даже возникло поверье: до тех пор пока цел пугачевский клад, село будет процветать, местечко расти, а местные бабы рожать здоровое и многочисленное потомство. Во время Великой Отечественной войны нагайбакские мужики шли в бой с именем Емельяна Пугачева. Когда возникли опасения, что немцы вот-вот займут Башкирию и разграбят пещеру, вход в нее решили взорвать. Под покровом ночи местный кузнец взял в руки лопату, погрузил взрывчатку на телегу и отправился к сокровищнице.- Перед взрывом кузнецу удалось перетащить часть богатства в один из подземных ходов, расположенных в пещере. Уходя на фронт, он поведал об этом односельчанам, - говорит старожил Бакалинского района Евгений Иванов. - Но увы! Местный кузнец оказался единственным человеком, кому было известно место захоронения сокровищ. В 1944 году он погиб на войне."
..

http://speleo.ucoz.ru/forum/9-92-1

#3 Ishtak

 
Ishtak

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 280 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 23 Октябрь 2008 - 08:15

ИРКУТСК, 23 окт - РИА Новости, Татьяна Загребнева. Областная конференция шаманских общин Приангарья пройдет 23 октября в поселке Усть-Ордынский, сообщил РИА Новости директор областного государственного учреждения "Центр сохранения и развития бурятского этноса" Александр Амагзаев.

"Участники конференции рассмотрят вопросы дальнейшего сохранения и развития культуры, традиций и обычаев бурятского народа, подъема исторической религии и духовности бурят. Шаманизм не конфликтует с буддизмом и христианством - двумя другими основными религиями Сибири и Бурятии. Эта религия является для нашего народа возвращением к своим традициям и корням, передачи традиций молодому поколению", - рассказал Амагзаев.

По его словам, участие в конференции примут шаманы, руководители бурятских национально-культурных автономий, главы муниципальных образований Усть-Ордынского Бурятского округа. "Ожидается, что на совет шаманских общин приедет и заместитель руководителя религиозного объединения шаманов "Тэнгэри" Бурятии Будожап Ширеторов", - рассказал собеседник агентства.

Он уточнил, что конференция пройдет под руководством правительства Иркутской области, Иркутской региональной бурятской национальной культурной автономии "Иркут" и консультативного совета шаманских общин Прибайкалья.

"Конференция шаманов станет третьей по счету. Первая состоялась в ноябре 2007 года и собрала более шестидесяти участников - практикующих шаманов", - сообщил Амагзаев.
http://www.rian.ru/society/20081023/153677093.html

#4 Ishtak

 
Ishtak

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 280 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 13 Июль 2009 - 04:06

Тенгрианство в Казахстане

В XVIII веке, после вхождения Казахстана в состав России в 1713 году, империя желала иметь в своём подданстве не буйных кочевников, а оседлых пастухов, которыми легко управлять. Был разработан грандиозный план так называемой «седентаризации» — принудительного перевода тюрков от кочевого образа жизни к оседлости. С этой целью в Степь по специальному указу императрицы Екатерины II были посланы сотни татарских мулл, уже давно состоявших на службе у империи, для обращения тенгрианцев в мусульман. Далее при активной поддержки Российской империи ислам подменяет собой тенгрианство. Ведётся работа по уничтожению всего, что связано с этой религией. В итоге в начале XX века ислам окончательно укореняется на тюркских землях, а многие знания о тенгрианстве оказываются утерянными. В настоящее время в Казахстане идёт поиск новой духовности, а тенгрианство как некогда утерянная составляющая приходит в народное сознание в виде современных обычаев Синто и Дзен, которые в казахском варианте не требуют ни отдельных организаций, ни прочих формальностей.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

#5 Ирегир

 
Ирегир

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 140 сообщений
  • Ырыуым:Ҡыуаҡан
  • Ораным:Һандал!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 30 Июль 2009 - 05:09

Вот тема Тенгианство другого интересного форума
http://forum.eurasica.ru/topic369.html

#6 Ishtak

 
Ishtak

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 280 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 15 Апрель 2011 - 12:37

Кто бы не сопростивлялся, и как бы не отрицал свою кровную связь с неграми или башкирами, на поверку оказывается нашим дальним родственником "не помнящем родства". Даже до такой степени, что готов уничтожить целые народы и сказать что так и было. Какой же уровень этих "чистых наций" если они не могут удосужиться даже почитать о происхождении народов, не то что бы учить язык коренного народа со школы и начинать понимать связь между этими языками?

http://www.vz.ru/news/2011/4/15/483956.html

Современные языки мира, которых насчитывается более 6 тысяч, по всей вероятности произошли от одного праязыка, на котором заговорили африканские люди 50–70 тысяч лет назад. Как полагают новозеландские эволюционисты, чье исследование публикует журнал Science, это стало ключевой инновацией в развитии человека разумного и дало старт творчеству.

По мнению ученых из новозеландского университета Окленда, около 50 тысяч лет назад – точный временной период обсуждается – произошло стремительное изменение в поведении человека. Люди начали создавать наскальную живопись, поделки из костей, другие артефакты. Многие эксперты полагают, пишет The Wall Street Journal, что старт прогрессу в творчестве человека был положен благодаря ключевой инновации того времени: появлению языка, который позволял выражать мысли.

Установлено, что африканские диалекты содержат подавляющее большинство используемых в мировых языках звуков – 141 фонему. Таким образом, согласно новозеландскому исследованию, язык общения возник и развился в Африке, откуда благодаря миграции распространился на остальные континенты.




Ответить



  


0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM