Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Известные башкиры выходцы из Челябинской области


  • Please log in to reply

13 ответов в этой теме

#1 Аязkол

 
Аязkол

    Мырҙа

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPip
  • 80 сообщений
  • Город:Уфа
  • Ырыуым:Һыҙғы
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 08 Сентябрь 2009 - 09:30

Первый кто приходит на ум это Дамир Жаватович Валеев. Человек внесший большой вклад в становление суверенитета, автор многих книг и публикаций. Хотелось бы спросить у форумчан насчет Габдулхая Курбангалеева, может есть кто нибудь кто бы смог поделиться инфой кроме той что представлена в "Воспоминаниях" З.Валиди. Личность довольно таки неординарная, надо признаться. Ведь за ним в Сибирь последовали тысячи наших предков. Будь он просто ярым монархистом столько народу ему бы вряд ли поверило.

#2 Karagai

 
Karagai

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 986 сообщений
  • Ырыуым:Ҡарағай-Ҡыпсаҡ
  • Ораным:Туҡсаба!
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:Ҡарағай
 

Отправлено 08 Сентябрь 2009 - 09:48

http://bashforum.net/forums/index.php?showtopic=3973&hl=Belebey++%CA%F3%F0%E1%E0%ED%E3%E0%EB%E8%E5%E2

http://bashforum.net/forums/index.php?showtopic=3038&st=1700

про него много еще, и здесь и в Сети.

#3 Кужа-Левашовка

 
Кужа-Левашовка

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 757 сообщений
  • Город:г.Уфа
  • Интересы:история, философия, этнология, политика
  • Ырыуым:Һалйот
  • Ораным:Барлас!
  • Ҡошом:Көйөлдө
  • Ағасым:Көйөрөс
 

Отправлено 08 Сентябрь 2009 - 11:24

Первый кто приходит на ум это Дамир Жаватович Валеев. Человек внесший большой вклад в становление суверенитета, автор многих книг и публикаций.

 

О Валееве мы говорили здесь.
http://bashforum.net/forums/index.php?showtopic=4952&hl=дамир++жаватович++валеев
Большой вклад в развитие башкирской этнографической науки внес Наиль Валеевич Бикбулатов.

#4 Кужа-Левашовка

 
Кужа-Левашовка

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 757 сообщений
  • Город:г.Уфа
  • Интересы:история, философия, этнология, политика
  • Ырыуым:Һалйот
  • Ораным:Барлас!
  • Ҡошом:Көйөлдө
  • Ағасым:Көйөрөс
 

Отправлено 08 Сентябрь 2009 - 11:34

Глава 8. О человеческом потенциале населения Аргаяшского района. Сравнительно- сопоставительный анализ этно-национального развития. // Д.Ж. Валеев Судьба аргаяшских башкир: история и современность. Уфа: Гилем. 2002. С.102-110. Известные люди Аргаяшского района. История и культура в конечном счете выступают как результат деятельности людей. Условия жизни людей и способы удовлетворения их интересов обуславливают и облик человека. Судя по тому, что сделано людьми в сфере материального и духовного производства, можно вынести определенные представления об уровне культуры того или иного народа, той или иной страны. Дела человека говорят о его нравственных исканиях: об отношении к миру (мировоззрение), об отношении к самому себе (чувство собственного достоинства) об отношении к другому человеку (уровень гуманизма). В этой связи обратим внимание на историческое развитие личности на аргаяшской земле. Каким был человек, чем он жил и каким стал сегодня. Исторические личости. Сукан батыр. Уроженец деревни Кужа (Левашево). Возглавил башкир в их борьбе против экспансии сибирского хана Кучума на башкирские земли. Произошла битва недалеко от деревни Акбашево между отрядом Сукана и пришельцами. Отряд Сукана вышел победителем. Существует, по словам известного кураиста Сафаргали Султанбекова (1905-1985гг.) братская могила, где похоронены погибшие воины-башкиры. События предположительно относятся к концу XVI века, существует марш Сукан батыра, записанный у Сафаргали Султанбекова в его исполнении на курае. Таймас Шаимов. Известный в России и у степных народов – казахов, калмыков и каракалпаков, крупный феодал, владелец огромных территорий. Имел свои отряды, за что официально его называли Таймас батыр. Встречался с императрицей Анной Ивановной. С его согласия на его землях построен ряд крепостей Южного Урала (в том числе и Челябинск). Он участвовал в дипломатической миссии при вхождении казахов Младьшего Жуза в состав России в 1731 году. Одним из первых среди влиятельных башкир при императрице Анне Иоановне получил звание потомственного тархана. Базаргул Юнаев – старшина Мякотинской волости (частично входившей в границы современного Аргаяшского района), избран в 1766 году в состав Уложенной комиссии, созданной Екатериной II, в качестве депутата от Исетской провинции Сибирской дороги Башкирии. Как активный участник Крестьянской войны на стороне Е.И.Пугачева произведен им в фельдмаршалы его войска. Юламан Кушаев – старшина Кара-Табынской волости, участник Крестьянской войны 1773-1775 гг. на стороне Е.И.Пугачева. За свои ратные дела был возведен крестьянским царем в звание генерала. Мухаметкулуй (в народе просто Кулуй) Кучуков (1763-1825 гг.), кантонный начальник 5-го кантона, участвовал во главе со своим отрядом во взятии русскими войсками Парижа. О нем существует несколько вариантов народной песни “Кулуй кантон”. В одних случаях он предводитель войска, в других – беспощадный и жестокий притеснитель людей. Шарафетдин Вайсилов (1822 -?) – самодеятельный башкирский композитор, создавший две известные башкирские песни “Аргужа” и “Шарафетдин”. За бунтарские дела неподчинение властям, отказ служить в армии и смелые высказывания против властей был арестован. По данным десятой ревизской сказки (1859 г.), в деревне Ялтырово 9-го башкирского кантона, относившегося к Сызгинской волости Троицкого уезда Оренбургской губернии, жил мулла Вайсилкара Кужахметов (67 лет), его сын Шарафетдин (37 лет) числился содержащимся в Челябинском затюремном замке1. Нуриагзам Тагирович Тагиров (1888 – 1937 гг.) выдающийся башкирский общественный деятель, участвовавший в движении за автономию Башкортостана, ученый-языковед, уроженец дер. Кужа (Левашево). Образование получил, обучаясь в школе села Метелево и в знаменитом медресе “Расулия” города Троицка. Медресе было основано известным ученым богословом Зайнуллой Расулевым. Участвовал в работе 1-го и 2-го съездов (в Уфе и Оренбурге) башкирского народа, а также во Всеобщем Курултае башкир в декабре 1917 года, вошел в состав башкирского правительства. Он принял участие в создании первого букваря башкир (“Алифба”), вышедшего из печати в 1924 году в соавторстве с Х.Габитовым, Б.Хангильдиным и Г.Вильдановым, издал “Морфологию башкирского языка” (“Башљорт теленењ сарыфы”, 1925), а в 1926 году издал “Словарь башкирского языка” и книгу “Изучение башкирского языка” - в 1927 году. Был репрессирован (в 1929 году) и после этого бесследно исчез, реабилитирован посмертно. Хафиз Кушаевич Кушаев (1888 – 1941 гг.). Выдающийся государственный и общественный деятель, родился в деревне Кушаево. В 1918 году был избран председателем Аргаяшской кантонной управы, участвовал в создании Башкирской АССР, был военкомом Аргаяшского и Яланского кантонов. С 1922 по 1929 год Х.К.Кушаев был председателем ЦИК Башкирской АССР, а с 1929 по 1937 год работал в ЦИК СССР, в издательстве “Власть Советов”. В 1937 году репрессирован и умер в 1941 году, находясь в ГУЛАГЕ. Габдулхаким Курбангалеев (1809-1872 гг.). Религиозный деятель, первооткрыватель мечети и школы при ней в деревне Медиак в 1860 году. Габидулла Курбангалеев (1857-1919 гг.) – сын Габдулхакима, окончил Троицкое медресе (1882 г.), создал в 1885 Медиакское медресе и Медиакскую соборную мечеть, в 1890 году возведен императорским указом в звание ахуна1. Мухамед-Габдулхай Курбангалеев (1889 – 1972 гг.) – религиозный деятель. Не приняв программу А.-З.Валидова о переходе башкирского войска на сторону красных, в марте 1919 года ушел с частью башкирского войска к Колчаку, а после его разгрома эмигрировал в Японию. Там он простроил мечеть, оказывал помощь мусульманам – выходцам из России. В 1945 году он интернирован в СССР, отбыл 10 летнее тюремное заключение. До своей смерти в 1972 году М.-Г.Курбангалиев выполнял обязанности муллы в Челябинской области1. Кучуков Хамидулла (1871 - ?) борец против царизма и за советскую власть, участник гражданской войны, уроженец деревни Медиак. За политическую неблагонадежность в 1908 году выселен за пределы Оренбургской губернии, а в 1909 году за критическую статью в журнале “Будильник” в адрес Оренбургского губернатора был репрессирован властями2. В 1918 году, когда был поставлен вопрос о создании башкирской автономии, Х.Кучуков выступил против. Прославленные воины и герои труда3. Аргаяшский район дал стране пять Героев Советского Союза. Архипов Василий Сергеевич (1906-1985 гг.), уроженец села Губернское, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник бронетанковых войск. На его родине, в селе Губернском установлен бюст-памятник. Имя В.С. Архипова является особой гордостью всех жителей Аргаяшского района. Беспалов Иван Антонович (1914 –1989 гг.) также уроженец села Губернское Герой Советского Союза, прошел с боями во главе батальона автоматчиков от Сталинограда до Берлина. После войны окончил институт и работал проректором института культуры в г.Киеве. Глухов Иван Тихонович (1912-1983 гг.), уроженец села Кузнецкое, Герой Советского Союза. Прошел с боями от Сталинграда до Берлина. Мурзагалимов Газиз Габидуллович (1923-1990 гг.), уроженец деревни Тугузбаево, Герой Советского Союза, командир орудия 75-го истребительно-противотанкового артеллирийского полка. Участвовал в форсировании Днепра. Его именем названа Дербишевская средняя школа. Баймурзин Гаяз Исламетдинович (1913-1946 гг.), уроженец деревни Галикеево Аргаяшского района, Герой Советского Союза, военный летчик. Гвардии майор Баймурзин совершил 218 боевых вылетов, налетал днем 320 часов, ночью 817 часов. Погиб после войны при испытании самолета. Ему открыта мемориальная доска в Аргаяшской средней школе № 2. Гузов Николай Иосифович (21.XII. 1923 г.), уроженец села Губернское. Герой Советского Союза. Звание Героя получил за подвиги при форсировании Днепра. В связи с приведенными сведениями о Героях Советского Союза из Аргаяшского района надо отметить тот примечательный факт, что из одного села Губернское 3 человека получили это высокое звание. Жизнь показала, что в Аргаяшском районе народ умеет не только воевать, но и трудиться. В этой связи достаточно отметить, что из жителей района 7 человек добились высокого звания Героя Социалистического труда. Это – Зайцев Александр Михайлович, Леднев Василий Матвеевич, Маслова Нида Григорьевна, Матвеев Петр Иванович, Назаров Михаил Николаевич, Самохужин Хабир Шагеевич, Шаимов Фазылжан Закирович. Все эти имена взяты из цитированной уже книги краеведа С.Т.Ершова. Для района такое количество героев социалистического труда – это высокий уровень. Но в этой связи здесь необходима следующая поправка. Два героя социалистического труда из этого перечня, хотя и родились в Аргаяшском районе, но звание героя они получили, трудясь, один в Челябинске – это сталевар Самохужин Х.Ш. и второй Шаимов Ф.З. – в Карабаше. Получение ими высоких званий никак не связано с официальной оценкой их труда в Аргаяшском районе. Но среди оставшихся 5 Героев Социалистического труда из Аргаяшского района нет ни одного башкира. И это за более чем 60 лет существования района! Неужели среди башкир, составляющих более половины населения района, не нашлось ни одного достойного труженика, которому можно было бы дать героя? Труженики, все-таки, есть, а вот в подходах к оценке труда господствовал несправедливый подход, густо замешанный на пренебрежении к башкирам. Поскольку это все было и есть, современные руководители и области, и района должны учиться на этих грубых ошибках своих предшественников и не повторять больше дискриминации башкирского населения. Вполне допустимо, что в плане наших рассуждений у кого-то возникнут возражения, что во всем повинна низкая гражданская активность башкирского населения Аргаяшского района. В этой связи нельзя не вспомнить и того, что башкирское население почти безропотно восприняло и воспринимает тот факт, что в районе не издается газета на башкирском языке, в начале 60-х годов были ликвидированы башкирские школы. Сейчас башкирский язык, если и преподается, то только как предмет. Подобное отношение к родному языку не формирует у учащихся должного уровня нравственно-психологического восприятия языка предков. В результате мы имели нигилистическое отношение и к образованию, и национальной культуре. Не случайно башкирское население района занимает последнее место в Челябинской области и Российской Федерации по уровню высшего образования. По словам Т.Г.Хаирова, в вузах Челябинска 1,3 % студентов - башкирской национальности (вместо 5 % как положено по удельному весу башкир). И далее он отметил: “На сегодня в Аргаяшском районе, где почти 70 % башкиры, только 10 % руководящих работников башкиры”. В этой связи Т.Г.Хаиров привел горькую шутку имеющую хождение в Челябинске: “Башкиры заняли все “теплые” места в городе. Они – горновые доменных печей, кочегары, кузнецы, истопники”1. Все это действительно так. В какой-то мере происходящее связано как уже говорилось, и с недостаточной активностью самого населения района. Но ведь здесь речь идет не только об интересах башкир и не только о престиже района. Речь идет об отношении государственных учреждений как районного, так и областного масштаба к общечеловеческим ценностям, ибо язык и культура любого этноса – это ценности общечеловеческие и пользуются защитой ООН. Поэтому независимо от активности носителей той или иной этонокультуры и языка государство должно проявить к названным проблемам заинтересованное отношение и оказывать всяческое содействие возрождению этно-национальных культур, которые именно по вине российских государственных структур находятся в плачевном положении. Деградация любой этно-национальной культуры рикошетом скажется и на судьбе господствующих этносов (на их нравственном самочувствии, на их советси, на состоянии гуманистического потенциала, на отношении к господствующему этносу со стороны мирового общественного мнения, а в будущем – и со стороны его потомков). Величие нации определяется уровнем ее гуманизма, ответственным отношением к судьбам малочисленных народов. Полнота реализации потенций человека выражается в разнообразии проявлений человеческой сущности и зависит от тех возможностей, которые предоставлены обществом. Поскольку Аргаяшский район, в основном, является сельскохозяйственным, то именно в этой сфере здесь много заслеженных людей. По данным книги С.Т.Ершова, в районе большое количество граждан имеет звания заслуженных агрономов, зоотехников и заслуженных работников сельского хозяйства РФ, среди которых Абсалямов Г.С., Аманов К.М., Буян В.П., Ваганов В.С., Гизатуллин У.М., Гусева Л.Г., Закиров Р.Р., Зарипов Н.С., Камалов М.Р., Камалов З.З., Кафеев У.Ш., Наумов С.Я., Хибасултанова Г.С.; заслуженных экономистов: Панина Г.А., Санникова Л.Н., Шаимова М.Ш. и др. Здесь представлены люди разных национальностей. В районе немало заслеженных работников культуры и образования. Аргаяшскую среднюю школу № 2 окончил выдающийся башкирский композитор уроженец деревни Султаево Сосновского района, Халик Заимов (1914-1977 гг.), который в одно время (1963-1977 гг.) был директором Уфимского училища искусств. Известная башкирская поэтесса, первый главный редактор журнала “Башкортостан кызы”, К.К.Киньябулатова родилась в 1920 году в деревне Мавлютово и начала в районе свою трудовую деятельность в качестве учительницы; известный поэт-песенник У.К.Киньябулатов (1933 г.) тоже родился в Аргаяшском районе в дер. Мавлютово. В деревне Акбашево родился в 1933 г. Сафиуллин У.К., бывший руководитель татаро-башкирского центра в Челябинске, историк-краевед и активный участник художественной самодеятельности (певец и танцор), ныне главный редактор ежемесячной башкирской газеты “Уралым”, издаваемой в Челябинске. Профессиональную культуру Башкортостана, мир вокального искусства достойно представляют певцы – выходцы из Аргаяшского района: Раиль Кучуков (1952 г.) – народный артист Республики Башкортостан, лауреат премии им. Галимова Саляма, артист Башкирского театра оперы и балета; Сайфулла Хайруллин (1950 г.) – заслуженный артитст РБ и Украины, исполнитель песен народов мира, кавалер Золотого ордена г.Зальцбурга, солист Башкирской филармонии; Вакиль Жалалетдинов (1954 г.) – заслуженный артист Республики Башкортостан, солист Башкирской филармонии; Гузель Ульмаскулова – лауреат премии им. Газиза Альмухаметова, солистка Башкирской филармонии. Среди работников образования в районе есть исторические личности, сведения о которых сохранились в народной памяти – Логачевский Павел – один из первых учителей созданной в 1861 году Метелевской школы. Хорошая память сохранилась также об учителе Метелевской школы Хафизове Динмухамете Самахужиновиче (1883 – 1966 гг.), проработавшего в народном просвещении 55 лет, награжденного двумя орденами Трудового Красного Знамени. Его дочь, Зайнуллина Гаухар Динмухаметовна (1935 г.р.) кандидат филологических наук, работает над созданием словарей башкирского языка в Институте истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. А внучки Д.С. Хафизова – тоже гуманитарии, одна из них Дина Талхина (1952 г.р.) – известная поэтесса, пишущая стихи и на башкирском, и на русском языках с одинаковым успехом, другая – сестра Дины – Ниля Камалова (1954 г.) – известный журналист-публицист работает в журнале “Шункар”. На ниве возрождения башкирского языка в Аргаяшском районе успешно работают Мухаметжанов Рафаил Юмасултанович в дер. Бажикаево и Усманова Нагима Хужиевна в дер. Ново-Соболево. Оба они являются заслуженными учителями Республики Башкортостан. Аргаяшский район может гордиться своими учеными. За время существования (с 1930 года) района защищено 8 докторских и около 30 кандидатских диссертаций. Среди ученых есть специалисты по математике, механике, медицине, геологии и гуманитарным наукам. Среди них ученый с мировым именем Сагитов Марат Усманович (1925-1988 гг.), внесший вклад в развитие гравиметрии земли и луны, член международного Астрономического союза, работал на механико-математическом факультете МГУ и в Государственном астрономическом институте им. П.К.Штернберга. Другой известный в научных кругах ученый – это выпускник Аргаяшской средней школы № 1 Киприянов Иван Алексанрович (1923 г.р.), доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки РФ, воспитавший десятки кандидатов и докторов наук. Большое научное наследие принадлежит выдающемуся геологу-нефтянику Кадыру Рахимовичу Тимергазину (1913-1963 гг.) – выпускнику Аргаяшской средней школы № 2, он уроженец деревни Сабакты Кунашакского района, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации. С его участием были открыты месторождения нефти – Туймазинское, Бавлинское, Шкаповское и Серафимовское. К.Р.Тимергазин активно занимался общественной работой, избирался депутатом Верховного Совета РФ. Неординарным и талантливым исследователем этнографии башкирского народа был кандидат исторических наук Наиль Валеевич Бикбулатов (1931-1996 гг.), уроженец деревни Этбаево. Им было исследовано декоративно-прикладное искусство башкир, впервые дан обстоятельный анализ терминам родства башкир, опубликованы оригинальные труды по обычному праву башкир – по минорату и майорату. Поскольку наш труд не посвящен анализу и описанию научной деятельности всех ученых, вышедших из Аргаяшского района (хотя этому вопросу можно было бы посвятить целую книгу науковедческого характера), мы ограничимся лишь сказанным. Более подробная информация об ученых района содержится в книге, С.Т.Ершова “Наследие. Рожденный в ХХ веке Аргаяшский район в лицах и свершениях” - Аргаяш, 2000. – 109 с. Подведем некоторые итоги этому разделу. Сравнительно-сопоставительный анализ известных выходцев из Аргаяшского района, лиц различной национальности позволяет утверждать, что нет оснований для выводов о биологическом или ином врожденном, идущим из глубины тысячелетий и веков, интеллектуальном или ином превосходстве представителей того или иного народа. Как показывает наше обращение к судьбам людей, к их жизненному пути, здесь гораздо больше поводов для раздумий о зависимости различий в развитии культур, в развитии социальных институтов тех или иных стран и народов от общего уровня нравственной и правовой культуры государства и общества в целом. При соприкосновении разных этнокультур нужен особый такт взаимоуважения, чего на российских просторах часто недостает.

#5 Аязkол

 
Аязkол

    Мырҙа

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPip
  • 80 сообщений
  • Город:Уфа
  • Ырыуым:Һыҙғы
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 15 Сентябрь 2009 - 09:37

Базаргул Юнаев – старшина Мякотинской волости (частично входившей в границы современного Аргаяшского района), избран в 1766 году в состав Уложенной комиссии, созданной Екатериной II, в качестве депутата от Исетской провинции Сибирской дороги Башкирии. Как активный участник Крестьянской войны на стороне Е.И.Пугачева произведен им в фельдмаршалы его войска. Интересно, а можно ли найти более подробную инфу о нем? На какой населенный пункт на нынешней карте района приходится его место рождения?

#6 Кужа-Левашовка

 
Кужа-Левашовка

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 757 сообщений
  • Город:г.Уфа
  • Интересы:история, философия, этнология, политика
  • Ырыуым:Һалйот
  • Ораным:Барлас!
  • Ҡошом:Көйөлдө
  • Ағасым:Көйөрөс
 

Отправлено 15 Сентябрь 2009 - 10:11

Из книги Д.Ж. Валеева История башкирской философской и общественно-политической мысли. Уфа: Китап, 2001. 352 с. Глава V. СОЦИАЛЬНАЯ МЫСЛЬ БАШКОРТОСТАНА В XVIII ВЕКЕ. В архивах сохранились крайне скудные сведения о Базаргуле Юнаеве и Туктамыше Ишбулатове. О Юнаеве известно, что он был старшиной Мякотинской волости (ныне это частично Кунашакский, частично Каслинский районы Челябинской области) Исетской провинции (Сибирской дороги) Оренбургской губернии. В самом начале Крестьянской войны Б.Юнаев занимался пресечением антипугачевской агитации со стороны официальных властей. Так, по его указанию был повешен переводчик Осип Мещеряковский, посланный из Челябинска с «увещевательными письмами» к башкирцам. Базаргул с отрядом в 500 всадников вел активную борьбу с карателями в районе Кыштымских заводов, участвовал в штурме Челябинска42. За свои героические дела Юнаев был пожалован Пугачевым в фельдмаршалы. Из дневника воеводы Исетской провинции И.Г.Лазарева генерал-аншефу графу П.И.Панину от 6 ноября 1774 года видно, что в то время, когда восстание в основном было подавлено, а Е.И.Пугачев и его сподвижники были пойманы, Б.Юнаев вместе с Юламаном Кушаевым – пугачевским генералом (официально в документах царской администрации – походный старшина Кара-Табынской волости) и старшиной Бала-Катайской волости Сара Абдуллиным еще продолжал оказывать сопротивление карателям43. По сообщению генерал-поручика А.В.Суворова графу П.И.Панину, Б.Юнаев был задержан 18 декабря 1774 года. Царских генералов смутило то обстоятельство, что Базаргул был депутатом Уложенной комиссии, пользовавшимся правом неприкосновенности44. В свою очередь, граф П.И.Панин обратился к Екатерине II с письмом, в котором просил разъяснить, как поступить с депутатом, которого нельзя ни казнить, ни подвергнуть телесным наказаниям45. В результате Базаргул не был казнен, только был лишен депутатского звания и старшинской должности46. Что касается личности Туктамыша Ишбулатова, даты его рождения и смерти неизвестны. По архивным источникам, он башкир-гайнинец, был старшиной Бардымской волости (ныне Бардымский район Пермской области). В Начале Крестьянской войны был повстанцем на стороне Пугачева, а на втором этапе войны перешел на сторону правительственных войск, что позволило Т.Ишбулатову сохранить старшинскую должность. Переходя к характеристике наказов обоих депутатов, нужно отметить их идентичность во многих пунктах, они из слова в слово повторяют друг друга. Вероятно, наказы составлялись вместе. Отличие их состоит в том, что наказы Т.Ишбулатова более объемный и состоит из 35 пунктов, в то время как наказ Б.Юнаева состоит из 22 пунктов. Составленные на основе представлений и прошений башкир различных волостей, оба наказа отличаются критическим духом и являются самыми большими из всех представленных в Уложенную комиссию наказов. Верная царизму, официальная историческая наука побоялась опубликовать наказы Б.Юнаева и Т.Ишбулатова наряду с наказами других депутатов в многотомном «Сборнике Российского исторического общества», изданном в Петербурге во второй половине XIX века. В поле зрения обоих наказов находиться вся ближайшая история Башкирии: упоминается участие башкир в походах русской армии (Азовский, Прусский и Рижский походы), говориться об изданных в разное время законах России, имеющих отношение к Башкирии. В обоих наказах большое внимание уделено земельному вопросу, который обострился в связи с изданием Указа от 11 февраля 1736 года о землях бунтовщиков, который предписывал отдавать земли бунтовавших башкир мещерякам, участвовавшим в подавлении башкирских восстаний47. Издавая этот закон, царское правительство, с одной стороны, хотело ослабить хозяйственную самостоятельность башкир, а, с другой стороны, как отмечает А.Н.Усманов, царизм пытался разжечь межнациональную рознь в крае48. Освещая земельную проблему, Б.Юнаев в своем наказе напоминает Екатерине II о том, что башкиры, присоединившись к России при Иване Грозном, получили вотчинные права на свои земли, которые были закреплены соответствующими грамотами. В пункте 4 наказа Юнаева содержится просьба закрепить земли за башкирами законным путем: «…просим и ныне, чтобы е.и.в. в благословении те стоящие и ныне за башкирским народом издревле вотчинные земли со всеми угодиями к неоспоримому и беспрепятственному владению были подтверждены…»49. В условиях возрастания произвола колониальной администрации, проявлявшегося в насильственных захватах башкирских земель под рудники, для строительства заводов, историческое толкование законов имело важное значение. Ссылка на исторический факт здесь явилась как бы основанием для выдвижения требования о подтверждении прав на землю, что было бы преградой против беззакония, а также в определенной мере реабилитировало бы башкирские восстания первой половины XVIII века, связанных, так или иначе, с земельным вопросом. Хорошо понимая роль торговли в развитии экономики, составители наказов просят установить беспошлинную торговлю. Так, в наказе Т.Ишбулатова говориться, чтобы «…нашему башкирскому народу дозволено было в своем… Уфимском уезде… беспрепятственно торговать такими… товарами, кои для нашего народа полезны…»50. Аналогичную же мысль развивал Т.Ишбулатов, выступая на сороковом заседании Уложенной комиссии 15 октября 1767 года против предложения уфимского купца А.Подъячева, предлагавшего «никому не позволять торговать кроме купечества»51. Ишбулатов указывал, что уфимское купечество не может удовлетворить потребностей населения края в необходимом, да и к тому же работные люди заводов вынуждены покупать у местного населения продукты и предметы обихода. Отмечалось также, что «живущие в уезде башкиры и мещеряки имеют небольшие кожевенные заводы»52. Следовательно, из слов Т.Ишбулатова вытекало, что торговля объективно необходима для развития хозяйства края. По мысли С.Ф.Ташкина: «В утверждении Ишбулатова меньше всего заметно стремление стать на сторону формального толкования торгового законодательства. Не говоря уже о том, что законодательство это своими, подчас противоречивыми положениями только запутывало дело, сама жизнь, утверждали инородческие депутаты, шла вразрез с казенным пониманием торговых прав и обязанностей»53. Т. Ишбулатов считал, что отмена торговли (а она в это время уже имела широкое распространение54) существенно ущемила бы интересы простых людей. Как он пишет: «…Между черным народом случается, что иной и не от излишества принужден бывает что-либо продать, но по необходимой надобности, как, например, для уплаты подушных денег или других государственных повинностей. По сему представляю почтенному собранию, чтобы жителям Уфимского уезда не было воспрещено покупать друг у друга разных сортов товары, производящиеся собственным трудом…»55. Свобода торговли, как объективная потребность расширения внутреннего рынка, была прогрессивным требованием, имеющим отношение не только к Башкирии, но и к России в целом. Защита прав простых тружеников нашла отражение и в пункте 20 наказа, где указывается, что башкиры, находясь на службе (упоминаются Азовский и Рижский походы русской армии), получали от правительства жалование. После постройки города Оренбурга башкир опять начали привлекать на службу на Оренбургскую пограничную линию, но без жалования и в полном своем снаряжении (оружие, конь продукты). Вполне естественно, что все это очень дорого обходилось рядовому башкиру. Ишбулатов просит, чтобы башкирам выплачивалось хлебное и денежное жалование. В этом пункте Т.Ишбулатов указывает на злоупотребления командиров, которые служащих башкир употребляли для личных (партикулярных услуг). «…Безгласный наш башкирский народ, - пишет он, - почитая за скот употребляют немало к казенным надобностям и услугам ненадлежащего места…»56. И Базаргул Юнаев, и Туктамыш Ишбулатов хорошо понимали экономическую политику царизма в крае, которую они умело разоблачали. Иллюстрацией сказанного может быть манипулирование царским правительством проблемой соли. Известно, что 16 марта 1754 года правительство издало указ о покупке соли населением Башкирии из казны вместо прежнего бесплатного пользования из местных соляных рудников. Взамен правительство отменило ясак. Монополия на соль со стороны государства преследовала пополнение казны, так как соль стоила очень дорого. От покупки соли особенно страдало беднейшее население. Выражая интересы феодалов и старшинской верхушки, Б.Юнаев писал, что башкиры согласны покупать соль из казны и платить ясак, лишь бы были подтверждены вотчинные права башкир на землю. Хотя земля и была общинной, но от подтверждения земельных прав больше выигрывали крупные скотовладельцы, нуждающиеся в обширных пастбищах и сенокосах. Интерес представляют те пункты наказа, которые характеризуют правосознание автора. Это проявляется в отношении составителя наказа к тем хозяйственно-экономическим связям, которые не получили правового оформления. Думается, что автор наказа имел некоторое представление не только о существующих нормах права, но и был знаком, как с механизмом применения права, так и с правотворчеством. Юнаев обвиняет заводчиков в неисполнении договоров, составленных ими же самими с башкирами. «Заводчики, - пишет Юнаев, -…оставя… по договорам межи включили совсем иные и з большею излишностью и так по незнанию нашему лишается наш бедный народ своих выгодностей и остается обиженным по обманству их заводчиков и прикащиков»57. Наказ требует, чтобы договоры исполнялись, незаконно захваченные земли возвращены, а за заводы и рудники «… повелеть им заводчикам платить нашему народу по силе указов Бергрегламента и привилегий указанную часть яко владетелям»58. В данном случае перед нами пожелание юридического закрепления собственности на землю. Осведомленность Юнаева о действующем законодательстве была не случайной. Об этом говорят и его рассуждения о векселях. Вексель – это ценная бумага, применяемая при купле-продаже и заменяющая деньги, составленная на определенный срок, до истечения которого должен быть произведен расчет наличными деньгами. Применение векселей в России началось в 1747 г., хотя Устав о них был издан в 1729 г. Применение векселей в расчетах указывает на развитость товарно-денежных отношений, а также свидетельствует о начавшемся проникновении юридических методов воздействия на экономику. Это были зачаточные формы первоначального накопления капитала в России в условиях XVIII в., чего не избежала и Башкортостан. Зная вексельную политику, Юнаев понимал и возможности различных махинаций с ними. Отсутствие централизованной экономики, разобщенность отдельных районов страны, отсутствие должного контроля на местах – все это, как следствие феодализма, порождало всевозможные злоупотребления на местах. Как описывает Юнаев, несведущие в законах башкиры «обязываются купечеством векселями». При уплате долга вексель должен был возвращаться должнику или уничтожаться. Однако купцы векселей не возвращали и требовали выплат по ним по несколько раз, от чего страдали, прежде всего, бедные башкиры. Поэтому Юнаев требовал, чтобы башкирам было запрещено пользоваться векселями. Разумеется, такой метод ограждения интересов башкир от злоупотреблений не был правильным. Вексельная практика ускоряла товарооборот, способствовала развитию экономических отношений, то есть введение векселей было прогрессивным явлением. Территориальная и экономическая разобщенность страны не только мешала со всей полнотой использовать юридические рычаги в экономике, но затрудняла борьбу со злоупотреблениями с векселями. Просьба Юнаева запретить башкирам пользоваться векселями была лишь выражением морального протеста, направленного против обнищания простого человека. Отдельные пункты наказа Юнаева говорят о попытках царизма экономически ослабить «неспокойный» край. Одним из таких факторов, наряду с ограничением торговли, запрещением иметь кузницы и т.д., был налог на мельницы. Видя в нем преграду для развития земледелия (хлебопашества), к которому «Башкирский наш народ… ныне… стал привыкать…»59, Юнаев считает необходимым снять налог на мельницы. «…Чтобы ныне с мельниц колесочных и мутовок (ручных мельниц – В.Д.), …ежели впредь будут нашим башкирским народом построены в оброки не класть и не взыскивать и в построении их не воспрещать…»60. Читая 14-й пункт наказа, можно легко убедиться в том, насколько был тягостным для народа существовавший порядок управления краем. Юнаев пишет, что если человеку нужно было отлучиться в соседнее село, он должен был получить разрешение старшины; а если расстояние превышало сто верст, необходимо было получить паспорт. В этом же пункте Юнаев настаивает, чтобы писарями при старшинах назначались башкиры, среди которых грамотных «…сыскатца может в команде у каждого старшины способных к той писарской должности свободно…». Касаясь вопросов судопроизводства, Юнаев добивался известных свобод и снятия ограничений. Судя по пункту 6 наказа, можно понять, что старшинская верхушка стремилась сохранить некоторую автономию судоговорения. С этой целью наказ вносит предложение, чтобы башкиры и другие иноверцы, как и прежде, судились по своим обычаям и чтобы суд производили старшины с помощью третейских судов, а по духовным делам «…старшинами единственно собою не выступать, а разбирать и судить оныя з духовными нашего закона людьми ахуном и муллами»61. Демократическим по своей сути является пункт 9 наказа, где Юнаев выступает против насильственного крещения. Выражая идею свободы вероисповедания, наказ Юнаева требовал: «…ежели не пожелает, неволею не крестить»62. Выдвинутая в наказе идея веротерпимости есть уже решительный шаг к свободе духа. В условиях феодализма, где религия является господствующей формой сознания, требование свободы совести не могло не быть прогрессивным. Заметим, кстати, что идея свободы совести, как политическое требование, была провозглашена французской буржуазной революцией 1789–1794гг. Особенностью наказа Юнаева является и то, что он касается и проблем этногенеза. В пункте 11 наказа отмечается, что определенная часть башкир официально именуется сартами и калмыками, хотя они на самом деле те же самые башкиры, придерживаются одинаковых с ними обычаев и того же вероисповедания. Автор, по существу, правильно объясняет происхождение этих групп башкир. «Сарты, - писал Юнаев, - «ушли» …самопроизвольно от владений степных народов», а калмыки «также в древние времена получены были нашими башкирцами при войнах в малолетстве…»63. Ко времени составления наказа и сарты, и калмыки уже вполне интегрировались с башкирами, смешались с ними и представляли единый этнос. Вероятно, с целью ограждения интересов указанных этнографических групп башкир Юнаев просит, чтобы впредь их называли башкирами, «а звание сарт и калмык оставить»64. Идеи наказов башкир Уфимской и Исетской провинций, в значительной мере объясняя причины участия башкир в Крестьянской войне 1773 –1775 гг., перекликаются с политико-правовыми взглядами участников Крестьянской войны, таких ее видных деятелей из башкир, как Кинзя Арсланов и Салават Юлаев.

#7 Кужа-Левашовка

 
Кужа-Левашовка

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 757 сообщений
  • Город:г.Уфа
  • Интересы:история, философия, этнология, политика
  • Ырыуым:Һалйот
  • Ораным:Барлас!
  • Ҡошом:Көйөлдө
  • Ағасым:Көйөрөс
 

Отправлено 06 Ноябрь 2009 - 11:31

Все остается людям.На недавней встрече ветеранов Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, посвященной его юбилею, называли имена старейших, именитых представителей науки. Я упомянул ученого-этнографа Наиля Валеевича Бикбулатова, сказал, что это наиболее яркая личность, с которой посчастливилось долгое время работать в институте и хорошо знать и в рабочей, и в домашней обстановке. Был он мудрым, высокообразованным ученым, достойно представлявшим Башкортостан на всероссийских и международных научных форумах. Может быть, это не всем присутствующим понравилось: были и доктора с высокими званиями, и годами постарше, чем рано ушедший из жизни Бикбулатов.
Сегодня, накануне дня рождения Н.В.Бикбулатова, постараемся проследить его жизненный путь.
Родился Наиль Бикбулатов 14 февраля 1931 года в деревне Этбаево Аргаяшского района Челябинской области. В семье было семеро детей. Отец занимался крестьянским хозяйством, хлебопашеством. Одновременно являлся хальфой (учителем в медресе), а перед Октябрьской революцией муллой для односельчан и башкир соседних аулов. Это впоследствии сыграло для отца роковую роль. Сначала за "сомнительное прошлое" его не принимали в колхоз, хотя он трудился в нем разнорабочим, плотником. Потом в колхоз в 1933 году его приняли, но колхозником он был недолго. В 1938 году его репрессировали, арестовали, и он исчез навсегда. Семья репрессированного "служителя культа" оказалась в труднейшем положении. Наилю в то время исполнилось шесть лет.
В автобиографии Наиль Валеевич писал: "В 1938-1942 годах учился в начальной школе. Окончив начальную школу, в 1942 году поступил в пятый класс Аргаяшской средней школы, но в условиях Великой Отечественной войны, в связи с ухудшением материального положения семьи и необходимостью рабочих рук в семье, через месяц пришлось оставить учебу и вернуться домой". Тогда и началась трудовая деятельность подростка. Десятилетний парнишка стал почтальоном, затем учетчиком полеводческой бригады, весовщиком, помощником колхозного счетовода. Каким-то образом Наилю удалось получить семилетнее образование. А колхоз за хорошую работу поддержал его в 1944 году при поступлении в Аргаяшское башкирское педагогическое училище. Затем Наиля Валеевича направили для продолжения учебы на исторический факультет Башкирского государственного педагогического института имени Тимирязева. Сверстники вспоминали, что одаренный и на редкость трудолюбивый студент отличался неуемной любознательностью, жаждой чтения, нестандартным мышлением. В 1951 году он успешно окончил пединститут, получив диплом с отличием.
Затем крутые горки укатывали молодого специалиста в глухом Белокатайском районе, где Наиль Бикбулатов работал учителем, затем завучем, директором. В 20-летнем возрасте он сумел наладить учебно-педагогический процесс в школе и завоевать в селе такой авторитет, что даже аксакалы обращались к нему за советом.
Наиль Валеевич стремился к науке, к изучению истории родного края. Это знали его старые друзья по пединституту и "вытащили" его из глубинки в Уфу. С 1952 года он стал работать в Институте истории, языка и литературы научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником, а с 1978 по 1993 год заведующим отделом этнографии.
Что такое этнография? Этнография - это наука о народах, их происхождении, взаимосвязях, консолидации и ассимиляции.
До прихода Н.В.Бикбулатова в институте этими проблемами практически не занимались.
- В 1950-е годы в составе сектора истории была образована группа этнографии, - вспоминал Наиль Валеевич. - В нее вошли Раиль Кузеев, Наиль Бикбулатов, Светлана Шитова, архитектор Барый Калимуллин. В 1978 году группа была выделена в самостоятельный сектор.
С тех пор прошло не так уж много времени, а сделано очень многое. Упомянем только то, что связано с именем Н.В.Бикбулатова. Он блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему "Декоративно-прикладное искусство башкир". Изучением этой темы он и занимался в институте. А еще он был руководителем и участником свыше сорока экспедиций в Волго-Уральском регионе, Средней Азии, Сибири и на Алтае. Его научные интересы охватывали не только вопросы декоративно-прикладного творчества, но и семейного быта, хозяйства, материальной культуры. Все это нашло отражение в его научных трудах, которые отличались безупречным языком и превосходной логикой изложения. На книжных полках историков, этнографов, искусствоведов прочное место заняли его монографии "Декоративное искусство", "Декоративное творчество башкирского народа", "Башкирский аул", "Башкирская система родства", "Семейный быт башкир". Даже сам Раиль Кузеев, непревзойденный этнограф, признавался: "Наиль Валеевич в этнографическом мире СНГ был одним из лучших знатоков семейной обрядности тюркских народов". В общей сложности Н.В.Бикбулатов опубликовал более ста научных работ, в том числе семь монографий. Некоторые из его книг с автографом хранятся в моей библиотечке. Все, что создал ученый, осталось людям.
Перелистываю эти странички и чувствую, что очень сухим получается рассказ о нем. А ведь он не был ученым-сухарем. Для него ничто человеческое не было чуждым. Он консультировал кинофильмы "Сабантуй", "В ночь лунного затмения". Блестяще провел однажды встречу коллектива с Мустаем Каримом, показав отличное знание его произведений.
Наиль Валеевич обладал чувством юмора, рассказывал истории из своей жизни, про которые мы с фольклористом Бурзяном Баимовым, говорили, что каждая из них - сюжет для небольшого рассказа. Жаль, что на магнитофон не записали. Бикбулатов любил народные песни, сам вполголоса пел. Помню, как в их квартире при встрече с родными из Аргаяша они дуэтом с женой Виленой проникновенно исполнили одну из песен. Был он хорошим спортсменом, бегал на лыжах, играл в теннис.
Нельзя не упомянуть, что был у Н.В.Бикбулатова небольшой садовый участок, на котором он своими руками построил уютный домик. Выращивал цветы, ягоды, фрукты. Угощал ими, а при расставании обычно дарил розы.
Рассказывают, что после смерти Наиля Валеевича 18 апреля 1996 года, многие растения в его саду засохли, перестали цвести розы. Может быть, это случайное совпадение, а, возможно, и нет.

Юрий Узиков.
http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1003023

#8 Кужа-Левашовка

 
Кужа-Левашовка

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 757 сообщений
  • Город:г.Уфа
  • Интересы:история, философия, этнология, политика
  • Ырыуым:Һалйот
  • Ораным:Барлас!
  • Ҡошом:Көйөлдө
  • Ағасым:Көйөрөс
 

Отправлено 06 Ноябрь 2009 - 11:37

к сведению: Н.В. Бикбулатов является младьшим братом отца Д.Ж. Валеева.

#9 Кужа-Левашовка

 
Кужа-Левашовка

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 757 сообщений
  • Город:г.Уфа
  • Интересы:история, философия, этнология, политика
  • Ырыуым:Һалйот
  • Ораным:Барлас!
  • Ҡошом:Көйөлдө
  • Ағасым:Көйөрөс
 

Отправлено 06 Ноябрь 2009 - 11:46

ИХСАНОВ Зайнулла Аминович (р.28.11. 1906, с.Метелево, ныне Аргаяшского р-на Челябинской обл.), физиолог. Д-р мед. наук (1957), проф. (1964). Засл. деят. науки БАССР (1967). Окончил 2-й Моск. мед. ин-т (1932). Один из организаторов каф. нормальной анатомии и физиологии Баш. мед. ин-та (БМИ). Добровольцем ушел на фронт (1941-45). В 1946-63 рук. лаб. педиатрич. ин-та Мин-ва здравоохранения РСФСР и Ин-та педиатрии АМН СССР, в 1963-65 проректор по уч. работе, 1965-73 ректор БМИ, одновр. зав. каф. нормальной физиологии.Внес большой вклад в совершенствование учебно-воспитат. процесса, исследоват. работы, в орг-цию и становление педиатрич., санитарно-гигиенич., вечернего ф-тов, подготовку врачебных кадров для отдаленных р-нов республики. БМИ в период рук. И. стал одним из лучших мед. вузов страны, получил статус 1-й категории.
Осн. науч. работы посвящены изучению физиологии центр. нерв. системы, иссл. механизма процесса старения и мер его предупреждения, роли реактивности нерв. системы в патогенезе и терапии интоксикаций. Автор св. 20 науч. трудов. И. известен также как писатель, художник.
Награжден орд. Окт. революции (1971), Отеч. войны 2-й степ. (1985), "Знак Почета" (1966, 1979), медалями.
http://www.bashedu.ru/encikl/iii/ihsanov.htm

#10 Кужа-Левашовка

 
Кужа-Левашовка

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 757 сообщений
  • Город:г.Уфа
  • Интересы:история, философия, этнология, политика
  • Ырыуым:Һалйот
  • Ораным:Барлас!
  • Ҡошом:Көйөлдө
  • Ағасым:Көйөрөс
 

Отправлено 10 Ноябрь 2009 - 03:56

Катиба Каримовна Киньябулатова родилась 15 сентября 1920 года в деревне Мавлютово Аргаяшского района Челябинской области. После окончания семилетней школы, в 1933-1939 г.г. учится на уфимском рабфаке, в 1939 г. поступает учится в Башгоспединститут, но с началом войны была вынуждена перейти на заочное обучение, совмещая учебу с работой. Она работает учительницей, затем завучем в Кулуевской средней школе Челябинской области . В 1953 г. устраивается на работу в редакции журнала “Литературный Башкортостан” (ныне “Агидель”). В 1963 году окончила Высшие литературные курсы в г.Москве. затем долгие годы являлась главным редактором журнала “Башкортостан Кызы” (“Дочь Башкортостана”).
Активная творческая деятельность К.Киньябулатовой относится к послевоенному периоду. Книги “Первые цветы” (1954), “Белая козочка с золотыми копытцами” (1955) свидетельствовали о тонком знании особенностей психологии детей, их интересов, что во многом обеспечило творческие успехи молодой писательницы. Книга стихов “Зеленые листья” (1958) раскрыла талант К.Киньябулатовой как тонкого лирика, с изящностью и простотой слога умеющего передать искренность чувств. В лирической поэме “Дитя – луч” (1961) К.Киньябулатова психологически тонко, по матерински сдержанно и емко сумела показать мучительные переживания, надежды матери потерявшей на войне двух сыновей.
В последующих книгах “Неугасимая любовь” (1962), “Травинка” (1965), “Я пою” (1968), “Звезды пляшут” (1969), “Зови меня” (1969), “Лирика” (1975), “Дыхание матери” (1980), “Все - родной земле” (1982) и др. К.Киньябулатова предстает как проникновенный лирик. Через кажущееся, на первый взгляд, простое описание явлений жизни и природы, поэтесса открывает глубинные оттенки человеческой души. Жизнь природы, смена ее красок углубляют, обогащают человеческие переживания, оттеняют особенности и эволюцию чувств. Красота природы, тихое и неукротимое движение ассоциируют величие и вечность жизни, философскую суть бытия.
Жизненность, богатая гамма чувств и спокойная искренность, простота и философская задумчивость – характерные черты творчества К.Киньябулатовой.
В 60-70-е г.г. К.Киньябулатова работала и в жанрах прозы. В повести “Слово живым” (1971) она создала героический образ башкирской девушки Магипарваз, от имени которой и идет повествование, погибшей в Великой Отечественной войне. Повести для детей “Голос отца” (1964), “Внучка партизана” (1974) также посвящены событиям военного лихолетья. В течении всего творчества К.Киньябулатова продолжала писать стихи, сказки для детей (“Аниса” (1960), “Беркут” (1966), “Золотой ключик Айгузель” (1970)). Перевела книгу стихов А.Барто для детей.
Первые цветы. Стихи для детей. Башкнигоиздат, 1954, 32 с. (на баш.яз.)
Белая козочка – золотое копытце. Для детей мл. Возраста. Уфа, Башкнигоиздат, 1955, 36с. (на баш.яз.)
Зеленые листья. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1958, 96 с. (на баш.яз.)
Аниса. Стихи для детей. Уфа, Башкнигоиздат, 1960, 46 с. (на баш.яз.)
Неугасимая любовь. Поэма и стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1962, 72 с. (на баш.яз.)
Голос отца. Повесть. Уфа, Башкнигоиздат, 1964, 102 с. (на баш.яз.); Уфа, 1967, 120с. (на русск.яз.)
Минуты. Стихи . Уфа, Башкнигоиздат, 1965, 86 с. (на баш.яз.)
Травинка.Стихи. М., “Сов.писатель”, 1965, 80 с. (на русск.яз.)
Орел. Стихи для детей. Уфа, Башкнигоиздат, 1966, 24 с. (на баш.яз.)
Избранные произведения. Стихи, баллады, поэмы. Уфа, Башкнигоиздат, 1970, 304 с. (на баш.яз.)
Я пою. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1968, 160 с. (на баш.яз.)
Звезды пляшут. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1969, 32 с. (на баш.яз.)
Зови меня. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 96 с. (на русск.яз.)
Золотой ключик Айгузель. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1970, 80 с. (на баш.яз.)
Слово живым. Повесть. Уфа, Башкнигоиздат, 1971, 136 с. (на баш.яз.)
Внучка партизана. Повесть. М., “Дет. лит.”, 1974, 144 с. (на русск.яз.); Челябинск, 1982, 157 с. (на русск.яз.)
Лирика. Уфа, Башкнигоиздат, 1975, 80 с. (на баш.яз.)
Дыхание матери. Стихи, поэмы, баллады. Уфа, Башкнигоиздат, 1980, 240 с. (на баш.яз.); 1986, 128 с. (на русск.яз.)
Все – на родной земле. Стихи. Уфа, Башкнигоиздат, 1982, 96 с. (на баш.яз.)
http://www.bashedu.ru/konkurs/baimov/bpr/bpr036.html

#11 Кужа-Левашовка

 
Кужа-Левашовка

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 757 сообщений
  • Город:г.Уфа
  • Интересы:история, философия, этнология, политика
  • Ырыуым:Һалйот
  • Ораным:Барлас!
  • Ҡошом:Көйөлдө
  • Ағасым:Көйөрөс
 

Отправлено 10 Ноябрь 2009 - 04:05

Искры сердечного огня
Трудно поверить, что первые стихи Катибы Киньябулатовой появились в журнале "Октябрь" (ныне "Агидель") еще в 1939 году. Ведь Катиба Каримовна и ныне радует своих читателей и почитателей таланта новыми стихами. Ее "Избранные произведения" вышли в издательстве "Китап" совсем недавно, в 2005 году.
Катиба Каримовна Киньябулатова родилась 15 сентября 1920 года в деревне Мавлют Аргаяшского кантона, ныне Аргаяшского района Челябинской области. (Заметим, что поэтесса с 1990 года носит звание "Почетный гражданин Аргаяшского района".) "Мама была портнихой, шила на всю деревню, - вспоминает о детстве Катиба. - Прекрасно пела. Отец - школьный учитель, большой знаток башкирского народного творчества. Он стал жертвой репрессий. Семья была многодетной, творчески одаренной..." Не подвела семью и Катиба. После окончания семилетней школы училась на Уфимском рабфаке, в 1939 году поступила на факультет языка и литературы Башкирского государственного института. С началом Великой Отечественной войны студентка вынуждена была перейти на заочное отделение, чтобы поддержать родных, с 1941 года работала в течение 12 лет учительницей башкирского языка и литературы, а затем завучем в средней школе Челябинской области. В 1953 году Катиба Киньябулатова приехала в Уфу и стала работать в редакции журнала "Эдэби Башкортостан" (ныне - "Агидель"), навсегда связав свою судьбу с журналистикой, литературой. К этому периоду и относится ее активная творческая деятельность. Из-под ее пера выходят сборники стихов "Первые цветы", "Белая козочка - золотое копытце", "Аниса". Нетрудно догадаться, что бывшая учительница, хорошо знающая психологию детей, посвятила им свои книги. Они полюбились юным читателям. Имя Киньябулатовой стало известно в области детской литературы. Но она пошла дальше и в очередной книге стихов "Зеленые листья" раскрыла талант тонкого лирика, умеющего изящно и просто передать словами искренность чувств. Талант поэтессы многогранен. Уже в следующей поэме "Луч - дитя" она сумела показать психологически тонко, по-матерински сдержанно и емко переживания матери, потерявшей на войне двух сыновей. Поэма появилась в 1961 году. В это же время Катиба Киньябулатова уехала в Москву на Высшие литературные курсы. Она всегда искала возможность пополнить свои знания, приобрести новых друзей.
"Вот и на литературных курсах училась вместе с талантливой, очень тонкой поэтессой Новеллой Матвеевой, - вспоминает Катиба Каримовна. - Она много меня переводила..." Позднее переводы стихов, выполненные Новеллой Матвеевой, вошли в книгу К.Киньябулатовой "Травинка". Прочитал ее известный писатель Корней Чуковский, немного знакомый с Катибой по Переделкино, и написал письмо. Письмо настолько хорошее, что его нельзя передать своими словами:
"Дорогая Катиба!
Когда я получил Вашу книгу, я лежал в больнице. Мне было запрещено читать и писать. Поэтому только теперь посчастливилось вплотную насладиться Вашей "Травинкой".
Отличная книга. Вся насыщена радостью золотой листвы, птичьих голосов, ветров, цветов, звезд, облаков и подлинная поэтичная, светлая, чистая, как горный ручей. Вы счастливица: поэзия без всякого труда дается Вам. Вы не ищете ее, не выжимаете из себя, не насилуете души и вообще не знаете никакой натуги, никакого притворства, никакой позы. Многие из современных поэтов (особенно зарубежных) выискивают сногсшибательные сюжеты, эксцентрические, небывалые темы, а для Вас весь мир - поэзия, потому что Вы поэт божьей милостью, поэт не только для других, но и для себя.
Я понял это в тот незабвенный час, когда познакомился с Вами и слушал Ваши стихи в великолепных переводах Новеллы Матвеевой. Я называю эти переводы великолепными, так как в них такое мастерство, что не чувствуешь в них ничего переводческого, - свободное дыхание, высокая простота, благородная и тонкая чеканка. Очень жаль, что я хвораю, - я непременно написал бы о "Травинке" статью и воздал бы честь не только Вам, но и Кеуру и Матвеевой, но увы, даже это письмо я пишу украдкой, тайком от врачей: у меня сильное мозговое переутомление (Вашу книгу нужно посылать во все санатории и клиники - столько в ней заразительного душевного здоровья).
Будьте счастливы! Ваш К.Чуковский".
Книга стихов "Травинка" вышла в Москве в 1965 году. Это были первые ее стихи в переводе на русский язык. Всего у Катибы Киньябулатовой из примерно 30 книг только пять вышло на русском языке (три - в Москве, две - в Уфе), приведем отрывок из редкого для читателей стихотворения "Травинка", давшего название книге, восхитившей Корнея Чуковского и многих литературных критиков:
...Стой, девушка!
Куда уходишь ты
Через луга, не глядя на тропинку?
Тебя за платье трогают цветы,
А ты срываешь темную травинку.
Вот так и я - привыкшая к перу.
Слагаю жизни радостные гимны,
Но по ошибке, может быть, беру
Не те слова, которые нужны мне.
Мир так богат, так полон, так велик,
Так много остается за спиною!
Не знаю где, но где-нибудь дрожат
Мои цветы, не сорванные мною.
Что я пою! Пропетое - старо.
Но будет ли и новое в новинку,
Для новых дней? Не ведаю.
Держу свое перо
Задумчиво, как девушка травинку.
После окончания высших литературных курсов в 1963 году Катиба Киньябулатова вернулась из Москвы в Уфу. что она многие годы была первым главным редактором популярного ныне журнала "Башкортостан кызы" ("Дочь Башкирии"). Кроме того, она активно занимается литературной деятельностью. Перечислим некоторые из книг того времени: "Я пою", "Звезды пляшут", "Зови меня", "Лирика"...
"Характерное качество поэзии Киньябулатовой, - ее естественность, так сказать, повседневность, - отмечает Газим Шафиков. - Она действительно находит ее вокруг себя в предметах, видимых взору каждого, и глубоко, по-своему раскрывает их перед читателем. Потому все, о чем она пишет, понятно и близко людям. Предметы и явления обретают под ее пером человеческий смысл. Наглядный тому пример - широко известное стихотворение "Мак", в котором самый обыкновенный цветок мака воплощает образ незаслуженно обиженного человеческого сердца..."
Увидев цветок, побитый градом, поэтесса пишет:
Легко ли устоять,
Когда судьба
И по щекам, ввалившимся невольно,
И по глазам закрытым бьет тебя.
Так страшно незаслуженно,
Так больно!
Цветок мака - лишь символ, поэтическая метафора, за которой угадывается изломанная человеческая судьба. Мне невольно вспомнилось интервью К.Киньябулатовой в день 80-летия (2000 год). Ее спросили тогда:
- Чего бы вы хотели дождаться в жизни?
- У меня сейчас просятся на бумагу новые и новые стихи. А отдельной комнаты для творчества у меня дома никогда не было...
Комментарии здесь не нужны. Но настроение у Катибы Киньябулатовой всегда бодрое. Ее спросили:
- Вы можете о себе сказать, что вы счастливый человек?
- Могу. Я всю жизнь занималась любимым делом. Писала стихи.
- Скажите, пожалуйста, о чем вам больше всего нравится писать?
- О любви. К родному краю, родителям, детям...
Поэт Газим Шафиков тоже отмечает эту черту поэтессы: "Общеизвестны слова Гете о том, что поэта можно по-настоящему понять, побывав на его родине. Родина Катибы Киньябулатовой - Челябинская область. Она родилась в деревне Мавлютово. И когда она начинает говорить о своей родной сторонке, то, прежде всего, вспоминает березки на пригорках, родниковую речку в их подножье, аквамариновый блеск озер, мигающих ресницами камышей. И еще - своих учеников, которым она прививала любовь к этой земле. Те ученики стали теперь людьми вполне почтенного возраста. А в ее восприятии они - все те же дети с широко распахнутыми любознательными глазами, жадно вбирающими в себя окружающий мир. И еще она вспоминает свою бабушку, сказочницу, которая подарила ей дар поэтического воображения.
Катиба Каримовна впитывала в себя не только рассказы и притчи бабушки, но и легенды, и предания своего края, обычаи и говор своих земляков, песни и напевы родимой земли. И до сих пор плеск волн в реке Миасс волнует ее ничуть не меньше, чем плеск агидельской волны. А могучие леса башкирского Зауралья не заслоняют светлые перелески, солнечные поляны и степные раздолья миасской долины. Но не одними стихами богата Катиба Киньябулатова. Она занималась переводческой деятельностью, переводила на башкирский А.С. Пушкина, Адама Мицкевича, Агнию Барто. В 60-70-е годы Катиба Каримовна написала повести для детей "Голос отца", "Внучка партизана", посвященные военному времени. А в повести "Слово живым" она создала героический образ погибшей во время Великой Отечественной войны башкирской девушки Магифарваз, от имени которой и идет повествование. К.К. Киньябулатова награждена орденом "Знак почета", ей присвоено звание "Заслуженный работник культуры Башкортостана", она лауреат премии имени Хадии Давлетшиной. А желание у нее одно - чтобы в будущем поэзия была красивой, человечной.

Юрий Узиков.
http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1005361

#12 Ishtak

 
Ishtak

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 280 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 17 Декабрь 2009 - 12:09

Живет и работает в Челябинской области:

Бикбулатов, Зиннат Тухватович
(1939 г. р.) — выпускник Новосибирского медицинского института (1968). Специалист в области функциональной анатомии человека.
Доктор медицинских наук (1987). Профессор (1989).
Опубликовал более 150 научных работ, в том числе монографии "Экспериментальное исследование лимфатического русла" (1975, соавтор), "Люминесцентное исследование органов и систем" (1983, соавтор).
Имеет авторское свидетельство на изобретение "Способ моделирования тромбоза" (1988).
Лауреат премии имени академика В. Н. Воробьева за лучшую научно-исследовательскую работу в области функциональной анатомии лимфатической системы (1976).
Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан (1995). Награжден золотой медалью ВДНХ, (1984).
Председатель Челябинского областного башкирского народного центра.
Заведующий кафедрой анатомии человека Уральской государственной академии физической культуры.

Бикбулатов, Зиннат Тухватович
Заведующий кафедрой анатомии человека Уральской государственной академии физической культуры (УрГАФК, г. Челябинск) с 1989 г.; родился 18 мая 1939 г. в Башкирии; окончил Новосибирский государственный медицинский институт в 1968 г., аспирантуру, доктор медицинских наук, профессор; работал ассистентом, старшим преподавателем и доцентом кафедры анатомии человека Новосибирского медицинского института; 1980—1989 — старший научный сотрудник, затем заведующий научной лабораторией экспериментальной и клинической лимфологии НИИ физиологии Сибирского отделения Академии медицинских наук СССР; основное направление деятельности: медико-биологические и педагогические проблемы спорта и физкультуры; автор более 150 научных работ; Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан; лауреат премии им. академика В. Н. Воробьева; женат, имеет сына и дочь; увлечения: спорт, физкультура, литература.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/10770/%D0%91%D0%B8%D0%BA%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2

БИКБУЛАТОВ Зиннат Тухватович (р.18.5.1939, д.Юлдашево Зианчуринского р-на БАССР), врач-анатом, общественный деятель. Засл. деят. культуры РБ (1995). Д-р мед. наук (1987), проф. (1990). Засл. работник культуры РБ (1995). В 1968 окончил Новосибирский мед. ин-т. В 1972-80 ассистент, доц. каф. анатомии человека этого же ин-та, в 1980-89 рук. лаборатории СО АМН СССР. С 1989 зав. каф. анатомии и физиологии при Уральской академии физ. культуры. Кр. общественный деятель. С 1994 пред. Челябинского обл. баш. нар. ц., чл. исполнит. комитета Всемирного курултая башкир (1995). Науч. деятельность посв. изучению функций лимфатической системы при инфаркте миокарда и нарушении оттока венозной крови. Автор более 120 науч. работ, имеет 3 изобретения.

http://vecherka.su/katalogizdaniy?id=25194

Прикрепленные файлы



#13 Самрау

 
Самрау

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 181 сообщений
  • Ырыуым:Юрматы
  • Ораным:Айтайлаҡ!
  • Ҡошом:Әтәлге
  • Ағасым:Өйәңке
 

Отправлено 01 Февраль 2010 - 05:48

Глава Аргаяшского района «прикрыл» независимое «Амур-ТВ»

Исрафиль Валишин

В результате действий главы Аргаяшского района Исрафиля Валишина может закрыться независимый телеканал «Амур-ТВ», работающий с августа прошлого года. Об этом Chelyabinsk.ru сообщила директор телеканала, журналист Ирина Дурманова.

По словам госпожи Дурмановой, сегодня сложившуюся ситуацию она намерена обсудить с начальником главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области Мариной Поддубной. «Видимо, на прошлой неделе Исрафиль Валишин, раздраженный порцией критики нашего телеканала, написал письмо премьер-министру Башкирии, главе республиканского телевидения, а также Петру Сумину, где обвинил журналистов «Амур-ТВ» в непрофессионализме и попросил прикрыть телеканал. Пожелание господина Валишина было выполнено, нас перестали пускать в арендуемое помещение, в итоге мы не можем сделать ни одной программы», – рассказывает Ирина Дурманова.

Кстати, владелец телеканала «Амур-ТВ» (работает в плотном партнерстве с башкирским республиканским телевидением) Амур Хабибуллин, узнав о начавшихся гонениях на свою компанию, немедленно выдвинул собственную кандидатуру на пост главы района. Таким образом, действующий глава Аргаяшского района Исрафиль Валишин и Амур Хабибуллин на предстоящих 14 марта муниципальных выборах будут бороться за одно и то же кресло. Не исключено, что закрытие телеканала в этом свете может рассматриваться как недобросовестная конкуренция со стороны одного из кандидатов, пользующегося административным ресурсом.
Денис Лузин, специально для Chelyabinsk.ru

http://chelyabinsk.ru/newsline/260653.html

#14 Горец

 
Горец

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 039 сообщений
  • Город:Уфа
  • Ырыуым:Ырыуһыҙмын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 01 Февраль 2010 - 05:55

и Амура знаю и с Валлишиным знаком, чью сторону взять объективно сказать не могу




0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM