Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Социальное положение детей и подростков в условиях мегаполиса


  • Please log in to reply

4 ответов в этой теме

#1 беркут

 
беркут

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 646 сообщений
  • Ырыуым:Үҫәргән
 

Отправлено 25 Июнь 2010 - 11:54

Результаты социологического исследования «Социальное положение детей и подростков в условиях мегаполиса»

В апреле 2010 года Учреждением Российской академии наук Институтом социально-экономических исследований Уфимского научного центра РАН совместно с Комитетом по молодежной политике Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан и Городским центром психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО» г.Уфы РБ проведено социологическое исследование по вопросам социальной защищенности молодого поколения и жестокого обращения с детьми.

Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения с детьми. Разнообразные проявления жестокого обращения с детьми имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического и экономического устройства. Долгое время общество старалось обходить молчанием эту проблему, порой искренне считая, что у нас «дети являются привилегированным сословием». И поэтому защищены от дурных посягательств и пренебрежения. Рост количества преступлений, волна жестокости, агрессии, насилия среди самих детей, подростков, юношей и девушек заставляет нас все чаще обращать на эту проблему самое пристальное внимание.
С точки зрения многих психологов, психиатров, социологов и социальных работников, первопричина вышеуказанного явления российской действительности - это проявление насилия над детьми со стороны взрослых и общества в целом. Семья как институт социальной защиты ребенка порой не выполняет своего основного предназначения. Не секрет, что в настоящее время существуют семьи, в которых жестоко обращаются с детьми, где между родителями и детьми нет взаимопонимания.
Насилие над детьми - распространенное явлением в современном мире. По данным исследования проведенного ООН в середине 2000-х годов, жертвами бытового насилия являются 275 млн. детей планеты - к ним относятся и те, кто становится его невольным свидетелем. Это приблизительные цифры, поскольку проблема насилия над детьми часто скрыта от глаз общественности.
Цель исследования являлось изучение социального положения детей и подростков в условиях современного города, а также получение от школьников информации по проблемам насилия в семье, школе, среди сверстников.
Объект исследования - школьники 6-11 классов Городского округа г.Уфа Республики Башкортостан. Объем выборочной совокупности составил 1035 человек.
Как показал социологический опрос, наиболее важным для современных подростков являются: дружба (71,9%), любовь (64,7%), хорошее образование (52,7%). Следующую группу ценностей составили: наслаждение жизнью (44,1%), семья, брак (42,7%), успешная карьера (42,6%). Далее следуют доброта (38,7%), дети (37,8%), интересная работа (34,7%), уважение к старшим, родителям (32,6%), высокие доходы (30,4%), материальное благополучие (26,0%), финансовая независимость (22,8%), высокая квалификация, профессионализм (18,4%), возможность приносить пользу обществу (17,3%), самореализация (17,2%), много свободного времени (16,3%), власть, влиятельность (10,6%), другое (4,4%).
Назвать себя счастливым человеком смогли 82,9% опрошенных школьников города. Причем полностью счастливыми себя назвали 48,5% респондентов, а 34,4% - скорее счастливыми.
В ходе опроса установлено, что 91,5% школьников с разной периодичностью занимаются физической культурой и спортом. Доля тех, кто занимается спортом регулярно, составила 36,9%.

Опрос показал, что в окружении каждого седьмого школьника (74,0%) кто-либо курит. При этом 35,1% подростков сказали, что таких знакомых у них много. Доля тех, кто не общается с теми, кто курит, составила 20,5% от числа респондентов.
В окружении каждого шестого школьника (60,0%) кто-либо употребляет алкоголь. При этом 22,8% подростков сказали, что таких знакомых у них много. Доля тех, кто не общается с теми, кто употребляет алкоголь, составила 30,6% от числа респондентов.
Что касается употребления наркотиков, 88,8% опрошенных школьников сказали, что никто из тех, с кем они общаются, не употребляет наркотики. Доля тех, в чьем окружении есть наркоманы, составила 5,3%. Остальные 5,9% - затруднились ответить.
По мнению школьников, причинами способствующими появлению молодежной преступности являются: нездоровая обстановка в семье (40,5%), много дурных поступков (40,4%), глупость, незрелость молодежи (33,0%), влияние преступного мира (15,6%) и др.
Школьники, принявшие участие в социологическом опросе, под термином «насилием над детьми» понимают в первую очередь применение физического наказания (62,0%), во вторую - унижение и оскорбление (49,8%), в третью - нарушение половой неприкосновенности (48,4%). Далее следуют угрозы и запугивание (35,5%), приобщение к сигаретам, алкоголю, наркотикам (24,9%), отсутствие должного обеспечения пищей, одеждой, жильем и т.п. (18,1%), контроль доступа к общению со сверстниками (8,3%), невнимательное отношение (6,0%), чрезмерная забота (5,3%), другое (1,9%).
Восемь из десяти школьников (78,2%) сказали, что в течение учебного года не подвергались со стороны родителей, учителей и других взрослых каким-либо видам насилия. Доля тех, к кому применялось насилие, составила 14,6%. Наиболее часто школьники подвергались оскорблению, унижению, насмешкам и т.п. (10,6%).
Среди последствий такого наказания школьники отметили: «стал менее уверенным в себе» (4,0%), «появился страх» (2,9%), «следы от ударов различными предметами» (2,6%), «стал замкнутым» (2,4%), «кровоподтеки и синяки» (1,8%), «стал курить» (1,8%), «предпринимал попытку самоубийства» (1,6%), «сотрясению мозга» (1,3%), «начал употреблять алкоголь» (1,1%), «переломы» (0,9%), «ожоги» (0,5%), «попробовал наркотики» (0,4%), другое (1,6%). В тоже время 14,6% респондентов сказали, что ни к каким последствиям это не привело, а 6,4% затруднились ответить.
Психологическому давлению (унижению, оскорблению и т.п.) подвергается каждый второй школьник средних и старших классов, это отметили в ходе опроса 52,9% респондентов. Среди последствий такого психического давления школьники отметили: «депрессия и беспокойство» (15,2%), «изменилось поведение» (11,9%), «стал менее уверенным в себе» (8,6%), «появился страх» (3,9%), «стал замкнутым» (3,6%), «нарушились аппетит и сон» (3,1%), «стал курить» (2,8%), «ухудшились познавательные способности» (2,2%), «предпринимал попытку самоубийства» (1,7%), «начал употреблять алкоголь» (0,9%), «попробовал наркотики» (0,3%). В тоже время 17,3% респондентов сказали, что ни к каким последствиям это не привело, а 5,8% затруднились ответить.
Сексуальному домогательству подвергались, со слов школьников, 5,4% (по сумме ответов «да» - 2,7% и «скорее да» - 2,7%).
В ходе исследования установлено, что 1,3% школьников ежедневно подвергаются со стороны взрослых физическому наказанию, оскорблению, унижению и т.п. Несколько раз в неделю такое испытывают 2,1% школьников. Несколько раз в месяц - 4,4%, несколько раз в год - 8,7%.
Чаще всего физическому наказанию, оскорблению, унижению, принуждению и т.п. дети подвергаются со стороны своего близкого окружения. Школьники отметили, что в течение текущего учебного года подобные действия в отношении их совершали: родители и лица их замещающие (10,1%), учителя (8,5%), сверстники (8,0%), родственники (3,9%), старшеклассники (2,8%), другие лица (1,2%). Затруднились ответить 6,6% респондентов.
Хорошими свои взаимоотношения с родителями назвали 93,2% опрошенных школьников. При этом 46,2% из них отметили, что бывают конфликты.

Несмотря на в целом хорошие взаимоотношения с родителями, 12,8%) школьников указали на применение родителями физической силы. При этом в 0,7%) случаев родители применяют физическую силу почти всегда, а 12,1%> случаев - иногда.
Социологическое исследование показало, что на семь из десяти школьников родители повышают голос. При этом доля тех, на кого кричат постоянно, составила 5,5%, а тех на кого кричат иногда - 63,9%>.
В целом 11,6% школьников (по сумме ответов «положительно» - 3,7%) и «скорее положительно» - 7,9%) относятся положительно к применению родителями физической силы в случае провинности со стороны ребенка.
В ходе опроса только 65,2% детей ответили, что сами не применяют физическую силу, не оскорбляют, не дразнят и т.п. кого-либо. В то же время 18,1%> школьников отметили, что совершают подобные поступки в отношении сверстников и одноклассников (18,1%>), братьев и сестер (7,9%>), детей, которые младше (1,6%). Затруднились ответить 11,0% респондентов.
Говоря о частоте применения физической силы, оскорблений, дразнения и т.п., участники опроса отметили следующую периодичность: каждый день (3,7%>), несколько раз в неделю (7,1%>), несколько раз в месяц (7,0%о), несколько раз в год (14,8%).
Совершая какие-либо насильственные действия подростки в основном испытывают: злобу и ненависть - 13,6%>, раскаяние - 6,4%, месть - 5,6%), удовольствие - 4,9%о, радость (3,6%о), превосходство (3,6%), другое (2,6%>).
По ответам школьников, при применении к ним физического наказания, оскорбления, унижения, принуждения и т.п. они испытывают следующие чувства: злобу (22,5%), ненависть (17,3%о), безразличие (8,1%), незащищенность (7,4%), стыд (6,4%), вину (5,0%о), страх (4,8), другое (2,0%).
В ходе социологического опроса только 20,1%) школьников сказали, что пытались обратиться к кому-либо за помощью, в случаях применения к ним физического наказания, оскорбления, унижения и т.п.
Оказавшись в тяжелой жизненной ситуации наиболее вероятно, по мнению школьников, что они обратятся за помощью к друзьям - 57,4%, и к родителям - 49,3%). Далее следуют родственники - 10,0%, милиция - 6,7%), дедушки, бабушки - 6,1%, учителя - 3,3%).
Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко угроза для жизни. Любой вид жесткого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка.
Отсутствие полной и объективной информации о социальной проблеме жестокого обращения с детьми в семьях лишь актуализирует данную проблематику. Насилие взрослого мира совершенно очевидно и оно давно является предметом изучения криминологов, социологов, социальных работников и правозащитных организаций. Но это лишь верхушка айсберга. Более важным является рассмотрение его подводной части. Речь идет о неявном, неочевидном насилии, которое зачастую воспринимается как легитимное, т.е. вполне одобряемое и повсеместно распространенное. Данное насилие, его виды и формы пока недостаточно осознаны и не стали предметом широкой общественной дискуссии. Однако очевидно, что без такого обсуждения, без осознания глубинных механизмов воспроизводства жестокости в семье вряд ли можно говорить о возможности понижения уровня насилия в отношении детей.
Причины жестокого обращения с детьми в семье, как отмечает ряд исследователей, следует рассматривать в четырех контекстах.
Социокулътурный контекст подразумевает анализ классовой структуры общества и экономического состояния отдельных классов (работа/безработица; благосостояние/ситуация бедности; условия проживания). Кроме того, здесь следует учитывать в чем-то специфические для каждого общества установки и отношение к насилию, отношения между поколениями и полами, ролями родителей и детей, формальные и неформальные социальные сети и т. д.
Семейный контекст включает в себя анализ изменений структуры семьи (снижение рождаемости, плюрализм форм супружества и семьи, частоту разводов и разрыва отношений),

специфическую структуру отношений и их динамику (большое количество конфликтов между поколениями, неадекватное распределение власти, двусмысленные области взаимоотношений, конфликты и коллизии между супругами, ролевые изменения в отношениях между родителями и детьми), а также фрагментарность семейных отношений и частые нововведения и изменения. Жестокое обращение с детьми в семье в этом контексте детерминируется стрессами родителей, ссорами между супругами, раздражительностью и нервозностью отца и матери. Самое главное, что при этом ребенок перенимает модель разрешения конфликтов и усваивает образцы поведения в трудной ситуации. А это в последующем ведет к возрастанию непослушания ребенка и применению в отношении него все более жестких форм «усмирения».
Индивидуальный контекст родителей опирается на предписанное понимание силы и слабости. Он включает в себя: представления родителей о здоровом образе жизни, специфический взгляд на собственный опыт детства, уровень самооценки и самоконтроля, представления о воспитании и воспитательных методах, степень приспособления к фрустрациям и способность бороться со стрессами.
При рассмотрении индивидуального контекста детей следует учитывать, что дети не только объекты воздействия других, но и сами действующие лица, они не просто реагируют на все происходящее, но сами создают ситуацию и в определенной мере управляют действиями своих родителей как агентов интеракции. Не следует забывать о том, что дети не обладают достаточными полномочиями и знаниями, позволяющими полностью контролировать ситуацию. С этих позиций жестокое обращение с детьми - это, как правило, выражение власти родителей (и в целом взрослого мира), т. е. остаточная и ущербная часть заботы о ребенке как о вещи, которая еще может пригодиться.
Кризисный контекст должен предусматривать изучение дефицита средств и возможностей для установления и поддержания бесконфликтной ситуации в семье; нагрузок, вызванных социальными изменениями, и снижение сопротивляемости родителей в кризисных ситуациях; компетентности взрослых людей решать конфликты и изменять свои представления о детях в процессе их взросления и т. д.
Реакция государства на насилие, как вне дома так и в пределах семьи, является знаковой - государство, допускающее насилие, которое воспринимается как обыденность, тем самым разлагает и общество, и семью. Терпимость общества ко всякому роду насилия - это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества.
Если говорить о социальных последствиях жестокого обращения с детьми, то можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для ребенка и для общества. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.
Проблема жестокого обращения с детьми не только и не столько медицинская или психологическая, в большей степени это социальная проблема, которая может быть решена совместными усилиями государственных и общественных структур. Вместе с тем, должны быть разработаны меры по профилактике этого явления, основанные на глубоком знании и анализе причин жестокого обращения с детьми. Одной из таких мер может послужить установление более строгой ответственности лиц, виновных в причинении вреда здоровью детям и подросткам, в частности усиление уголовного законодательства в отношении обидчиков.
Помимо существующих центров, оказывающих медицинскую и психологическую помощь, необходимо создать специальные центры правовой и социальной защиты детей и подростков и молодежи, с которыми жестоко обращаются в семьях, образовательных учреждениях.

#2 Bahatur

 
Bahatur

    Аҡһаҡал

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 1 078 сообщений
  • Город:г.Уфа
  • Интересы:культура
  • Ырыуым:Ҡатай
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 10 Июль 2010 - 10:34

Да почти все это от низкого уровня жизни. В развитых странах все этого меньше, потому что они уверены в завтрашнем дне...

#3 Азат

 
Азат

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 3 948 сообщений
  • Город:Уфа
  • Интересы:Мы работаем быстро, качественно, недорого... Выберите ДВА любых пункта и мы заключим с Вами договор.
  • Ырыуым:Мең
  • Ораным:Алаҫ!
  • Ҡошом:Ҡыйғыр
  • Ағасым:Ҡайын
 

Отправлено 11 Июль 2010 - 06:25

Да почти все это от низкого уровня жизни.
В развитых странах все этого меньше, потому что они уверены в завтрашнем дне...

Расстрелы своих ровестников молодыми людьми чаще всего бывают в США, отнюдь не бедной стране. Также было нечто подобное в Финляндии вроде. Так что дело не в низком уровне жизни

#4 Bahatur

 
Bahatur

    Аҡһаҡал

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 1 078 сообщений
  • Город:г.Уфа
  • Интересы:культура
  • Ырыуым:Ҡатай
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 28 Июль 2010 - 12:29

Расстрелы своих ровестников молодыми людьми чаще всего бывают в США, отнюдь не бедной стране. Также было нечто подобное в Финляндии вроде. Так что дело не в низком уровне жизни


В АКШ может и быть, у нас чаще в ментов .

#5 sharshau

 
sharshau

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 509 сообщений
  • Ырыуым:Үҫәргән
  • Ораным:Мөйтән!
  • Ҡошом:Торна
  • Ағасым:Миләш
 

Отправлено 17 Сентябрь 2010 - 07:34

http://bashinform.ru/news/301860/

автор: Евгений Рахимкулов

Уфимские семьи, имеющие детей в возрасте от полутора до трех лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, начнут получать компенсацию в размере трех тысяч рублей на одного ребенка. Соответствующее решение приняли сегодня депутаты городского Совета Уфы.

— Подобная мера поможет частично решить проблему нехватки мест в детских садах и станет хорошей социальной поддержкой в первую очередь для малообеспеченных семей, — сказал председатель городского Совета Уфы Ирек Нигматуллин.

Средства в бюджете города на подобные выплаты уже найдены. Получать компенсацию семьи начнут с 1 октября.




1 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM