Перейти к содержимому




Башфорум находится по адресу; www.forum.bash-portal.ru
Фото

Малоизвестная рукопись о Восстании 1735-1740 гг.


  • Please log in to reply

45 ответов в этой теме

#1 Abdulgani

 
Abdulgani

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 238 сообщений
  • Ырыуым:Дыуан
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 16 Ноябрь 2010 - 09:37

Исследователи башкирских воссстаний, практически не использовали и не используют рукописи написанные на старотюркском языке. Конечно, они написаны в форме преданий, много в них вымышленного и субъективного. Но рукописи содержат в себе немало интересных фактов. В рукописи написанной Нурмухаметом сыном Мухамеджана рассказывается о так называемом "Акаевском восстании" и события излагаются с точки зрения восставших.

О восстании башкир под руководством Акая сына Кусюма.


По совет Кулсары-бека русские на устье реки Уфы сооружили город и назвали его Уфой. Собранный ясак сдавали в этот город. На устье реки Демы, на реке Берсуана башкирский народ собирался на совещание, на которое стекались башкиры всех четырех дорог. На этом совещании дельные старики, испытанные мужи, после совещания пришли к единому мнению о том, как в этом году организовать и провести разведку среди русских. Словом главенство (руководство) перешло к Кусюму сыну Улякая. В его время башкиры были обеспечены от бедствий и утеснений. В его время и русские не имели такой смелости: ни шагу не смели они переходить за черту (вал). Он на всех четырех дорогах был почитаем и пользовался старшинством. Казанские чуваши, черемисы, мордовские и уржумские народы, не перенося угнетения русских, скрывались и спасались от них.
Все они в книги записывались башкирами и поэтому никто из них к русским не возвращался. И теперь среди башкир их очень много, но, ввиду того, что они называют себя башкирами, потому их трудно узнать. Жилище Кусюмбита, сына Улякая, было в 50-60 верстах от города Мензелинска. В его время все четыре дороги были одного мнения, иного не было. Все своего старшину слушали, ибо без сомнения в его время башкирам жилось привольно. Не послушали русских, правда взяла вверх, а неправда была побеждена. Ведь бог сохранил от бедствий. У Кусюмбита, сына Улякая, были трое сыновей: один – Атха был злой угнетатель, другой – Акай попал в плен русским, третий – чуваш. Последний не имел особого значения. Он, как родившийся от чувашки, назывался чувашем. Словом, после смерти Кусюмбита очень смелые воры украли у Акая лошадей. Эти воры были казанские чуваши. В деревне Уразе, на реке Ирне, Акай догнал их, но воры, чтобы не попасть в руки Акая, защищались мечами и стрелами. По приказу Акая они все были перебиты. Как то спасшийся один из них съездил в Мензелинск и подал (там) жалобу на Акая, в котором писал, что Акай, появившийся в их деревне с многочисленным отрядом, перебил мирное население деревни, ограбил его и ничего не оставил. Об этой жалобе дали знать князю русских. Поэтому князь, собрав войска, двинул их на Акая. Во главе войска был поставлен Румянцев. Чтобы довести это дело до конца, окружили деревню Акая и захватили последнего. После этого Акая никому не показывали: одни говорили, что его повесили, другие – что оно после розог умер. Весть об аресте Акая быстро распространилась. Худые и добрые сообщали об этом друг другу.
Собрались на совещание. От каждого рода пришли представители. Только степные канлы и кубавы не явились. Они на выступление не были согласны. Тогда, подняв перед ними знамена, крикнули: «Готовы ли вы к войне?» Но они вольно и невольно включились в различные ряды. Были (тут) из Букатин, Кипчаков, Тамьянцев, Бурджана, Пчкака, Урана, Киршина, Кури, Кубави, Карайцев, Шурана, три группы из киргизцев, четыре группы от Елана и другие. Все, объяснившись, готовились (к войне). Конечно, среди них были батыри, опытные старики, знающие ученые. На это совещание все они явились; знаменитые батыри Пчкаков – Уразман батырь; от Тамьянцев – Салим батырь, от Еланцев – Абдулла батырь, от Байларов – Кильмяк-абыз. Они все сошлись на одном мнении. После совещаний решено было отправить к русскому посла с письмом, в котором было написано следующее: «Начинаем именем бога. Первое – выдай нам сына Кусюма Акая; второе вернись в Мензелинск и за эту черту не переходи. Если эти требования не выполнишь, то с упованием на помощь бога, с тобой поведем войну». Русский ответил, что «дайте мне дорогу на Яик. Там я по указу великого царя ищу место для постройки крепости. После этого вернем Акая, но пока его держим среди русских». После этого малые, великие, худые и добрые, ученые и простые все (снова) совещались. Люди добрые сказали, что если русский (неверный) возьмет и завоюет (наш юрт), он там поставит стражу. Все дети перейдут в руки неверных и будут им служить. Посоветовавшись, решили идти войной на русских. Об этом сообщили по родам, сказав: «К утру будьте готовы к бою!» Начали войну. Русские стремились пробиться, но (башкиры) никого не пропустили и крепко стояли на своем между собой обещаньи. Многих из русских взяли в плен, многих ранили. В течении года была удача. Однажды все единым фронтом перешли в наступлении: джигиты, одетые в кольчуги, вооруженные луками и мечами, ударили на русских и, расстроив их фронт, разгромили их.
Некоторые неопытные (воины), воспитанные в невежестве, принялись за грабеж. Пользуясь этим обстоятельством, русские открыли ружейную и пушечную стрельбу, и мусульмане вынуждены были отступить. Дальше мусульмане не имели успеха. Конечно, русские вернулись в Мензелинск и Акая не выпустили.. Там, где река Белая впадает в реку Нукрат (очевидно Каму), появились войска (русских). Мусульмане, чтобы идти по Белой, вели войну с ними. Многие известные башкирские батыри погибли: из Тамьянца батырь Салим погиб в Накисском лесу. Никакими путями (башкиры) не могли загородить путь русским, не могли их удержать (от наступления). По этим причинам в юртах башкир не было спокойствия, и (они) подверглись многим бедствиям. Говорили, что если на основе старых законов на старых местах нам спокойствия и счастия русские не дали, то это приведет к многим несчастиям; говорили, чтобы нам спасти наших стариков, детей родственников от угнетения русских, нам нужно будет подыскать новые места. С этими мыслями на некоторое время остались (на старых местах). Зимой очень бедствовали. Русские все время на них нападали. Чтобы не попадать в руки русских, башкиры шесть месяцев вели войну. Зимой перебили очень много русских и (поэтому) в эту зиму не были захвачены русскими. Весною, когда дни потеплели, мусульмане путем переписки условились о дне и месте (совместного) выступления. Все собрались на реку Кнали; не желавшие (воевать) побежали в лес, некоторых привели насильно. Среди них были казанские татары и уржумские черемисы, которые, когда им было выгодно, скрывались среди башкир. Среди них нашлись предатели, занимавшиеся шпионством и сообщавшие о месте сборищ (войска) русским, которые утром поэтому и явились к нам. На истоке реки Кнали есть речка, прозываемая «Сазлы-Елган», и еще речка называемая «Кше-Крлган» потому что в этой реке погибло много мусульман (во время боя). Мусульмане, полагая, что русские сюда не появятся, и никто не мог этого даже подумать, караулов не выставили. Кто желал приходить сюда, жил спокойно, а кто пожелал, уходил. Некоторые, собранные неволей, занимались предательством и сообщили русским, которые постепенно готовились (к бою). Мусульмане же ничего не знали. Один из предателей был из Ишривани, звали его Курбанаем, но я не знаю, чей он был сын. Он показал, где живут мусульмане, и научил русских (военной) хитрости. Русские ночью привезли свои пушки и утром начали из них стрелять. Бедные башкиры, не понимая откуда эта стрельба, начали разбегаться в разные стороны; многие женщины с детьми пробросались в реку. Раненые тоже погибли в реке. В этой бойне в Сазлы-Елган от трупов образовался мост. Стариков убивали как собак, камнями и деревом, грудных детей разрывали саблями, бедным женщинам распарывали животы, молодых людей просто убивали. Тела их клевали вороны и ели лисицы. И сегодня кости этих людей можно найти там. Так прошел целый день. Затем русские дали им несколько передышки. После этого русский (начальник) прочел указ, где говорилось: «Царь простил ваши грехи, идите в ваши старые юрты, вас никто трогать не будет». Многие, поверившие словам русских, которые вернулись, погибли от голода.
В эти дни тамьянцы боялись вернутся домой, но так как не хотели совершенно оторваться от своих родных мест, провели лето в кочевках. Зимою на реке Белой тамьянцы не нашли спокойствия и перенесли много горя от войны. Никто им не помог, никто их приветливо не встретил. Кого они считали друзьями, в тех они встретили больше вражды. Кипчаки, обольщенные тем, что они на стороне русских, считали, что бог дал им спокойствие и счастье, и вели борьбу с тамьянцами. Желая отомстить тамьянцам, кипчакцы, объединившись с русскими, которые пробирались на Сакмару, нападали на тамьянцев. Последние не могли найти себе места для спасения. Тамьянцы, живя ближе к Мензелинску, начали войну. Знаменитые батыри во главе триста шестьдесят четырех всадников промчались, как ветер, обороняясь справа, слева, спереди и сзади стрелами из луков и мечами, никого не боясь. В большинстве случаев начальники войска назначались из них. Поэтому и говорили: «Если хочешь войны, то проси (совета) у тамьянцев, если – спора, то спроси у сарайливцев». Они, желая перекочевать, пришли на землю кипчаков, но неожиданно предатели из кипчаков (сообщили) о них русским, которые шли на Сакмару. Они угнали их скот, женщин превратили в рабынь, неработоспособных стариков всех перебили. Из тамьянских стариков Акманай, беглец Джиангул, Киджанцул, Султаногул – все там погибли. Женщины, боясь русских, бросали своих детей в воду; у некоторых дети остались в люльках, повешенных на сучьях деревьев: все там (они) погибли, ибо (матери) не успели их с собой захватить. Жену Кукча тархана, мать Чуракая, дряхлую старуху, разрубив пополам, побросали по сторонам дороги. Курмангуо, сын Акмая из Тамьяна, в это мятежный день был окружен русскими; по его рассказу, он захватив два лука, натянув их до отказа, стрелял из них с правой стороны по русским и с левой по мишарям и таким образом проложил себе дорогу. Один мишарь крикнул ему вдогонку: «Что ты сделал злой башкирин? Ведь не хватит деревьев, чтобы вас повесить». Точно так же в этот день родственник Кукча тархана – Китсен-Туря с многими товарищами из Тамьяна участвовал в бою с врагами. И они не была захвачены врагами – ушли в другую сторону. Русские их преследовали. Когда они вернулись в свои деревни, они получили письмо от русских, чтобы те, которые были (в бою) на реке Кнали, немедленно явились в Мензелинск, если добровольно не явятся, то будут приведены этапом. Бедные мусульмане! Это известие от русских заставило их отрешиться от своих голов (начальников). Предатели смеялись и радовались их горю. Стояшие во главе этого дела сторонники русских: от Киршма – Мухаммед Шарифи, от Тубалача – Масгуд, прибыли из Казани в деревню Аксар. Также один Нарз Уразметов и им подобные служили русским. Они дошли даже до того, что, организовав собственные отряды с большим старанием ловили бедных мусульман и продавали их в руки русских. Также появившиеся со стороны Саратова казаки и мишари ловили степных мусульман, чтобы представить их русским (их называли военщиной; они насильно остались на башкирских землях и сегодня их еще много); никого не оставляли в (живых) в башкирских деревнях, в особенности мало осталось (люде) по Казанской дороге. Если и осталось, то не больше двух-трех человек. В то время не находилось для десяти человек одной шубы и в десяти дворах – одного топора. Для посева семена привезли из Казанской земли. Было тяжело жить, нечем было питаться, и был такой сильный голод, что, говорили люди, ели человеческое мясо. В эти тяжелые дни писались (от нужды) рабами к дворянам. В руках дворян было много рабов. В Мензелинск приведено было много мусульман, закованных в цепи, всех бросили в тюрьмы, а воевавших джигитов заточили в подземны тюрьмы. За городом построили шестиугольное здание, на каждом углу которого был поставлен железный кол. Вокруг одного кола, который был в середине, устроили высокие висилицы. После этого под музыку привели батырей, мусульман, затем прочли указы, русские стали вершить свое дело (казнь). Сначала того, кто начал первый бой, посадили на средний кол, его помощников посадили вокруг этого кола. Кол прошел до их плеч, но тех, которые выказали себя героями, их разрубили по частям, а затем отрубили им головы. Некоторым, подвесив на железных крючьях за ребро, срубали головы, других же побили камнями. Никто не получил пощады. Боже, дай спасение оставшимся в руках русских! Мусульмане только упованьем на бога нашли себе утешенье. Казанские люди, уржумские черемисы, которые были свободны (от наказания), накупили себе жен и дочерей башкир и увели их себе домой. Кроме того, еще передавали, что за городом Мензелинском многих выстроили во фронт и перестреляли их до одного из ружей и пушек.
Погибло такое множество людей, что трупы их побросали на свалку, как скотину. В реке Мензеле прорубили лед, спасая из сорока одного, тридцать девять бросили в этот прорубь. Трупами запрудили реку. Такие ужасные дела были, что их нельзя описать человеческим языком. Здесь сообщается только сотая доля того, что было. Оставшихся мусульман, сковав друг с другом шеями, погнали в Казань. Те, которые не могли дойти до Казани, погибли в пути от голода и жажды. Стража перебила мечами (упавших). На каждой версте падало 10 и больше человек. Не допуская их к рекам, привели в Казань и убили. В одной русской деревне, стража, заняв отдельный дом, башкир пустила в другой, заперев ставни, двери вплотную, зажгли дом и все там в огне погибли.
После этого русские издали приказ, чтобы оставшиеся в живых башкиры представили в казну по одной лошади. Каждый степной башкирин, сдав одну лошадь, получал бумагу, в которой его называли, неизвестно почему, «изменник-бунтовщик». Кто из башкир был сторонником русских, того (в бумаге) назвали «верным башкирцем». Кто же из степных башкир не имел бумаги о сдаче лошади в казну, того хватали и представляли русским без всякой пощады. Они там и погибли. Были также времена, что если где-нибудь мусульманин проходил улицей русских, то малые и большие били его и забрасывали камнями. Кроме того во время восстания много из Тамьяна и Кипчака после боя убежали в земли киргиз. Последние лицемерно встречали их с сочувствием, говоря: «Бедные, вы находитесь в руках русских, мы напоим и накормим вас». Бедные башкиры поверили их лживым словам, и киргизы, якобы братаясь с башкирами, отняли у них вооружение, затем заставили работать на себя, а жен отняли и всех ограбили. Молодежь травили собаками, убивали камнями и кольями. Китсентуря и Чура здесь погибли. Жены их достались персам, каракалпакам, туркменам и другим киргизам. Их туда продали, детей от горя убили. Там их клевали вороны, сороки, ели лисицы. Когда башкиры узнали столько горя, они ушли к русским, некоторые остались кочевать в степях, некоторые, бросив борьбу с киргизами, мирно расселись среди них. И теперь часть их среди киргиз встречается. Очевидно, киргизские батыри – потомки тамьянских башкир.
(Из татарского рукописного сборника 1864 г., писанного Нурмухамедом, сыном Мухамеджана из деревни Шанчальчи. Перевод с татарского по копии, находящейся в собрании Татарского института марксизма-ленинизма.)
(История Татарии в материалах и документах, М.1937 г, стр.402-406).

  • Таhир, Ilsur, kara-eget and 7 others like this

#2 Ishtak

 
Ishtak

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 280 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 17 Ноябрь 2010 - 01:34

Аналогичные документы и их фрагменты действительно пока изредка появляются. Но перевести и запустить их в научный оборот не представляется возможным в связи с тем, что на их изучение, систематизацию, а тем более на создание лингвистического аппарата для транскрипции и перевода, до сих пор(!), никем не выделяется никаких средств и не задействуется ни одно научное подразделение! Изучение древних рукописей и иных подобных источников по прежнему остаётся делом энтузиастов. Всё что делается в этой области, к сожалению, делается не систематически, т.к. обычно никак "не вписывается" в основную научную тему того или иного научного подразделения. В следствии этого, редчайшие документы, в лучшем случае, обретают лишь статус графической иллюстрации к цитатам из трудов иностранных путников и указных наблюдателей на основе мимолетных впечатлений во время кратковременных визитов и совершенно неосведомлённых во всём многообразии внутренней жизни упоминаемого ими народа. Самое главное, что зависит от нас с вами, помочь учёным-энтузиастам сохранить немногие экземпляры материальной культуры, надписи на которых помогут приоткрыть завесу времени над реальными событиями в разные моменты жизни наших в вами предков. Давайте соберем наши возможности для того, чтобы сдвинуть этот глобальный вопрос с места! Считаете ли вы это направление актуальным?

#3 Азамат

 
Азамат

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 513 сообщений
  • Город:Алматы
  • Интересы:история право политика экономика
  • Ырыуым:Түңгәүер
  • Ораным:Ҡуңғырат!
  • Ҡошом:Һайыҫҡан
  • Ағасым:Ерек
 

Отправлено 17 Ноябрь 2010 - 06:58

Надо хранить и публиковать эти памятники. Историко культурное наследие в этом и состоит. Инша Аллаh - не все потеряно.

#4 Ilshat

 
Ilshat

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 447 сообщений
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 18 Ноябрь 2010 - 01:52

Перевод это такая штука можно при желании что-то добавить\убавить, поэтому работа над такими документами должна быть и у нас.

#5 kuwaiti

 
kuwaiti

    Хан

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 364 сообщений
  • Город:Уфа
  • Ырыуым:Бөрйән
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 19 Ноябрь 2010 - 01:47

Это предание "Акай яуы". оно опубликованно в 200... году в 7 томе "Башкорт халык ижады". Кроме того это предание публиковал Ахметзянов М. в журнале "Мирас" конечно под маркой татарского предания. В "Материалах..." приведенна только часть предания.
  • Abdulgani нравится это

#6 kara-eget

 
kara-eget

    Башҡорт ханы

  • Егет
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 883 сообщений
  • Интересы:История
  • Ырыуым:Көҙөй
  • Ораным:Тәңре!
  • Ҡошом:Ыласын
  • Ағасым:Имән
 

Отправлено 21 Ноябрь 2010 - 09:59

В течении года была удача. Однажды все единым фронтом перешли в наступлении: джигиты, одетые в кольчуги, вооруженные луками и мечами, ударили на русских и, расстроив их фронт, разгромили их.

По данному отрывку можно судить о наличии у башкир тяжеловооруженной конницы,котороя могла решать исход сражений и прорывать пехотные линии.Может у кого есть другое мнение?Тарханы и бии,как всех лучше вооруженные сводились в отдельные отряды на поле боя или нет?

#7 Abdulgani

 
Abdulgani

    Йөҙбаш

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPip
  • 238 сообщений
  • Ырыуым:Дыуан
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 23 Ноябрь 2010 - 12:01

По данному отрывку можно судить о наличии у башкир тяжеловооруженной конницы,котороя могла решать исход сражений и прорывать пехотные линии.Может у кого есть другое мнение?Тарханы и бии,как всех лучше вооруженные сводились в отдельные отряды на поле боя или нет?

Вряд ли, слишком мало информации, чтобы судить об этом. Кольчуги имели не только тяжеловооруженные воины.
Но я хотел обратить внимание на другое на то, что подобные рукописи изучаются литературоведами, фольклористами и редко историками. Много подобных памятников культуры имеется в фондах отдела редких книг ИИЯЛ и в фондах УНЦ РАН, но практически не востребованы в исторических исследованиях.

#8 kuwaiti

 
kuwaiti

    Хан

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 364 сообщений
  • Город:Уфа
  • Ырыуым:Бөрйән
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 23 Ноябрь 2010 - 11:29

Вряд ли, слишком мало информации, чтобы судить об этом. Кольчуги имели не только тяжеловооруженные воины.
Но я хотел обратить внимание на другое на то, что подобные рукописи изучаются литературоведами, фольклористами и редко историками. Много подобных памятников культуры имеется в фондах отдела редких книг ИИЯЛ и в фондах УНЦ РАН, но практически не востребованы в исторических исследованиях.

весь вопрос в источниковедческой базе исследователя. Практически все историки кто занимается российским периодом не используют исторические предания. Со студенческой скамьи их переориентируют на русскоязычные архивные источники. Поэтому мы видим явную хромоту в рассмотрении истории 17-18 вв. Все бурные события рассматриваются через призму архивных источников РГАДА. Ни предания, ни тюркские рукописные фонды не изучались. Более того не привлекались элементарно путевые заметки иностранных путешественников. Все они используются лишь как краеведческая литература, но не для реконструкции политической истории.
в итоге так и получилось что целый пласт источников автохтонного происхождения оказался незадействован. И не будет задействован, потому что навыков работы с преданиями ни у кого нет.
  • uno нравится это

#9 Ishtak

 
Ishtak

    Башҡорт ханы

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 2 280 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Табын
  • Ораным:Салауат!
  • Ҡошом:Ҡарағош
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 24 Ноябрь 2010 - 09:05

Весь вопрос в источниковедческой базе исследователя. Практически все историки, кто занимается российским периодом, не используют исторические предания. Со студенческой скамьи их переориентируют на русскоязычные архивные источники. Поэтому мы видим явную хромоту в рассмотрении истории 17-18 вв. Все бурные события рассматриваются через призму архивных источников РГАДА. Ни предания, ни тюркские рукописные фонды не изучались. Более того не привлекались элементарно путевые заметки иностранных путешественников. Все они используются лишь как краеведческая литература, но не для реконструкции политической истории.
в итоге так и получилось что целый пласт источников автохтонного происхождения оказался незадействован. И не будет задействован, потому что навыков работы с преданиями ни у кого нет.

+100

Полностью согласен с тем, что именно в этой "переориентации" проблема пробуксовывания нашей национальной исторической науки, следовательно всё это отразилось на уровне понимания собственной истории представителями интелегенции различных национальностей и на общем уровне общей исторической осведомлённости в обществе, в республике, в стране.
В связи с такой "переориентацей" на забвение, имеющийся сегодня уровень научных работ, посвящённых исследованиям первоисточников и непосредственно других этнических источинков и памятников кульртуры, к великому нашему сожалению, держится на уровне околонаучных пособий и самиздатов М.Буракаевой, Й.Султанова, И.Зианбердина и других одержимых реальным патриотизмом энтузиастов. Понятно, что без государственного финанисирования из Москвы, с великого соизволения православных царьков от науки и власти, культура туркско-мусульманских народов России ещё долго будет удерживаться и "развиваться" лишь на уровне сценического эшелона.
Ситуация настолько запущена, что перед нашим народом ещё со "вчерашнего дня" стоит делемма. Это гражданский долг каждого из нас - который лежит дополнительной ношей на дороге нашей современной повседневности и отношение к нему как раз является четким признаком, по которому потомки в будущем смогут понять что именно наше поколение существовало в тот самый момент когда решалась судьба башкирской нации. Что, именно мы, могли и должны были предпринять все усилия - не доедать и недосыпать, но лишь бы собрать и сохранить на суд будущих поколений всё то, чем мы ещё пока располагаем!
Ведь скоро после перехода "точки невозврата", на границе жизни и смерти нашей нации, уже никто не сможет собирать, изучать, издавать, читать, говорить о башкирской истории и культуре, жить и растить детей в башкирском духе.
Только немедленное осознание каждым из нас необходиомости незамедлительных действия может спасти ситуацию.
В башкирской культуре ничего плохого небыло и не может быть! Об этом смогут судить только будущие поколения. Иначе, к нам самим наши же потомки будут относиться как к полоумным вандалам-фанатикам и "иванам не помнящим родства" манкуртам.
  • kara-eget нравится это

#10 Razil Suendukow

 
Razil Suendukow

    Бей

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPip
  • 326 сообщений
  • Город:с.Максютово
  • Интересы:Донъя нисек,шулай ҡабул итеп...
  • Ырыуым:Бөрйән
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 24 Ноябрь 2010 - 08:21

Со студенческой скамьи их переориентируют на русскоязычные архивные источники. Поэтому мы видим явную хромоту в рассмотрении истории 17-18 вв.



Вы правы.
Недавно познакомился с И.Зиянбердином, вот он жаловался, что наши архивы не выдают первоисточники. Только переводы на русском, а если работать с первоисточниками, то история получается говорит совсем другая. Он показывал мне первоисточник на арабском (выписал из Финляндии) со своим переводом и "официальную" русскую версию перевода - совершенно другой смысл.
И я бы не называл его работы околонаучными, наоборот. Если бы все работали на основе первоисточников было бы больше пользы.
А помогать действительно надо, а то он все работы делает на свою пенсию.
  • uno нравится это

#11 kuwaiti

 
kuwaiti

    Хан

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 364 сообщений
  • Город:Уфа
  • Ырыуым:Бөрйән
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 24 Ноябрь 2010 - 11:29

Ситуация на самом деле удручающая. При имеющихся арабографичных фондах у нас практически нет историков способных их освоить. Поэтому и работы посвященные этим источникам имеют филологический или языковедческий уклон. Потому и актуальность тем зависит от того, что отражают русскоязычные источники. Когда был в Узбекистане в Институте востоковедения, где есть самый большой в центральной азии архив тюркских рукописей, директор института удивился тем, что за всё время его работы в этом институте и архиве он до этого не видел историков из Башкортостана. Что касается преданий, то среди наших историков расспространенно утилитарное отношение к устной исторической традиции. Многие к сожалению считают их источниками недостойными своего внимания.
  • uno нравится это

#12 Ilgiz

 
Ilgiz

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 594 сообщений
  • Ырыуым:Ырыуһыҙмын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 26 Ноябрь 2010 - 11:59

По данному отрывку можно судить о наличии у башкир тяжеловооруженной конницы,котороя могла решать исход сражений и прорывать пехотные линии.Может у кого есть другое мнение?Тарханы и бии,как всех лучше вооруженные сводились в отдельные отряды на поле боя или нет?

Тут наверно все зависит от веса лошади. Башкирская лошадь сравнительно тяжелая, около полтонны, поэтому наверно можно вооруженных всадников в броне верхом на таких лошадях называть тяжелой конницей.
Еще интересно, что башкиры сами добывали и обрабатывали металл, делали кольчугу, мечи, сабли.

#13 Айытҡол

 
Айытҡол

    Йөҙбаш

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPip
  • 256 сообщений
  • Ырыуым:Бөрйән
  • Ораным:Тарауыл!
  • Ҡошом:Ҡарсыға
  • Ағасым:Ҡарағас
 

Отправлено 05 Декабрь 2010 - 01:02

Исследователи башкирских воссстаний, практически не использовали и не используют рукописи написанные на старотюркском языке. Конечно, они написаны в форме преданий, много в них вымышленного и субъективного. Но рукописи содержат в себе немало интересных фактов. В рукописи написанной Нурмухаметом сыном Мухамеджана рассказывается о так называемом "Акаевском восстании" и события излагаются с точки зрения восставших.

О восстании башкир под руководством Акая сына Кусюма.


По совет Кулсары-бека русские на устье реки Уфы сооружили город и назвали его Уфой. Собранный ясак сдавали в этот город. На устье реки Демы, на реке Берсуана башкирский народ собирался на совещание, на которое стекались башкиры всех четырех дорог. На этом совещании дельные старики, испытанные мужи, после совещания пришли к единому мнению о том, как в этом году организовать и провести разведку среди русских. Словом главенство (руководство) перешло к Кусюму сыну Улякая. В его время башкиры были обеспечены от бедствий и утеснений. В его время и русские не имели такой смелости: ни шагу не смели они переходить за черту (вал). Он на всех четырех дорогах был почитаем и пользовался старшинством. Казанские чуваши, черемисы, мордовские и уржумские народы, не перенося угнетения русских, скрывались и спасались от них.
Все они в книги записывались башкирами и поэтому никто из них к русским не возвращался. И теперь среди башкир их очень много, но, ввиду того, что они называют себя башкирами, потому их трудно узнать. Жилище Кусюмбита, сына Улякая, было в 50-60 верстах от города Мензелинска. В его время все четыре дороги были одного мнения, иного не было. Все своего старшину слушали, ибо без сомнения в его время башкирам жилось привольно. Не послушали русских, правда взяла вверх, а неправда была побеждена. Ведь бог сохранил от бедствий. У Кусюмбита, сына Улякая, были трое сыновей: один – Атха был злой угнетатель, другой – Акай попал в плен русским, третий – чуваш. Последний не имел особого значения. Он, как родившийся от чувашки, назывался чувашем. Словом, после смерти Кусюмбита очень смелые воры украли у Акая лошадей. Эти воры были казанские чуваши. В деревне Уразе, на реке Ирне, Акай догнал их, но воры, чтобы не попасть в руки Акая, защищались мечами и стрелами. По приказу Акая они все были перебиты. Как то спасшийся один из них съездил в Мензелинск и подал (там) жалобу на Акая, в котором писал, что Акай, появившийся в их деревне с многочисленным отрядом, перебил мирное население деревни, ограбил его и ничего не оставил. Об этой жалобе дали знать князю русских. Поэтому князь, собрав войска, двинул их на Акая. Во главе войска был поставлен Румянцев. Чтобы довести это дело до конца, окружили деревню Акая и захватили последнего. После этого Акая никому не показывали: одни говорили, что его повесили, другие – что оно после розог умер. Весть об аресте Акая быстро распространилась. Худые и добрые сообщали об этом друг другу.
Собрались на совещание. От каждого рода пришли представители. Только степные канлы и кубавы не явились. Они на выступление не были согласны. Тогда, подняв перед ними знамена, крикнули: «Готовы ли вы к войне?» Но они вольно и невольно включились в различные ряды. Были (тут) из Букатин, Кипчаков, Тамьянцев, Бурджана, Пчкака, Урана, Киршина, Кури, Кубави, Карайцев, Шурана, три группы из киргизцев, четыре группы от Елана и другие. Все, объяснившись, готовились (к войне). Конечно, среди них были батыри, опытные старики, знающие ученые. На это совещание все они явились; знаменитые батыри Пчкаков – Уразман батырь; от Тамьянцев – Салим батырь, от Еланцев – Абдулла батырь, от Байларов – Кильмяк-абыз. Они все сошлись на одном мнении. После совещаний решено было отправить к русскому посла с письмом, в котором было написано следующее: «Начинаем именем бога. Первое – выдай нам сына Кусюма Акая; второе вернись в Мензелинск и за эту черту не переходи. Если эти требования не выполнишь, то с упованием на помощь бога, с тобой поведем войну». Русский ответил, что «дайте мне дорогу на Яик. Там я по указу великого царя ищу место для постройки крепости. После этого вернем Акая, но пока его держим среди русских». После этого малые, великие, худые и добрые, ученые и простые все (снова) совещались. Люди добрые сказали, что если русский (неверный) возьмет и завоюет (наш юрт), он там поставит стражу. Все дети перейдут в руки неверных и будут им служить. Посоветовавшись, решили идти войной на русских. Об этом сообщили по родам, сказав: «К утру будьте готовы к бою!» Начали войну. Русские стремились пробиться, но (башкиры) никого не пропустили и крепко стояли на своем между собой обещаньи. Многих из русских взяли в плен, многих ранили. В течении года была удача. Однажды все единым фронтом перешли в наступлении: джигиты, одетые в кольчуги, вооруженные луками и мечами, ударили на русских и, расстроив их фронт, разгромили их.
Некоторые неопытные (воины), воспитанные в невежестве, принялись за грабеж. Пользуясь этим обстоятельством, русские открыли ружейную и пушечную стрельбу, и мусульмане вынуждены были отступить. Дальше мусульмане не имели успеха. Конечно, русские вернулись в Мензелинск и Акая не выпустили.. Там, где река Белая впадает в реку Нукрат (очевидно Каму), появились войска (русских). Мусульмане, чтобы идти по Белой, вели войну с ними. Многие известные башкирские батыри погибли: из Тамьянца батырь Салим погиб в Накисском лесу. Никакими путями (башкиры) не могли загородить путь русским, не могли их удержать (от наступления). По этим причинам в юртах башкир не было спокойствия, и (они) подверглись многим бедствиям. Говорили, что если на основе старых законов на старых местах нам спокойствия и счастия русские не дали, то это приведет к многим несчастиям; говорили, чтобы нам спасти наших стариков, детей родственников от угнетения русских, нам нужно будет подыскать новые места. С этими мыслями на некоторое время остались (на старых местах). Зимой очень бедствовали. Русские все время на них нападали. Чтобы не попадать в руки русских, башкиры шесть месяцев вели войну. Зимой перебили очень много русских и (поэтому) в эту зиму не были захвачены русскими. Весною, когда дни потеплели, мусульмане путем переписки условились о дне и месте (совместного) выступления. Все собрались на реку Кнали; не желавшие (воевать) побежали в лес, некоторых привели насильно. Среди них были казанские татары и уржумские черемисы, которые, когда им было выгодно, скрывались среди башкир. Среди них нашлись предатели, занимавшиеся шпионством и сообщавшие о месте сборищ (войска) русским, которые утром поэтому и явились к нам. На истоке реки Кнали есть речка, прозываемая «Сазлы-Елган», и еще речка называемая «Кше-Крлган» потому что в этой реке погибло много мусульман (во время боя). Мусульмане, полагая, что русские сюда не появятся, и никто не мог этого даже подумать, караулов не выставили. Кто желал приходить сюда, жил спокойно, а кто пожелал, уходил. Некоторые, собранные неволей, занимались предательством и сообщили русским, которые постепенно готовились (к бою). Мусульмане же ничего не знали. Один из предателей был из Ишривани, звали его Курбанаем, но я не знаю, чей он был сын. Он показал, где живут мусульмане, и научил русских (военной) хитрости. Русские ночью привезли свои пушки и утром начали из них стрелять. Бедные башкиры, не понимая откуда эта стрельба, начали разбегаться в разные стороны; многие женщины с детьми пробросались в реку. Раненые тоже погибли в реке. В этой бойне в Сазлы-Елган от трупов образовался мост. Стариков убивали как собак, камнями и деревом, грудных детей разрывали саблями, бедным женщинам распарывали животы, молодых людей просто убивали. Тела их клевали вороны и ели лисицы. И сегодня кости этих людей можно найти там. Так прошел целый день. Затем русские дали им несколько передышки. После этого русский (начальник) прочел указ, где говорилось: «Царь простил ваши грехи, идите в ваши старые юрты, вас никто трогать не будет». Многие, поверившие словам русских, которые вернулись, погибли от голода.
В эти дни тамьянцы боялись вернутся домой, но так как не хотели совершенно оторваться от своих родных мест, провели лето в кочевках. Зимою на реке Белой тамьянцы не нашли спокойствия и перенесли много горя от войны. Никто им не помог, никто их приветливо не встретил. Кого они считали друзьями, в тех они встретили больше вражды. Кипчаки, обольщенные тем, что они на стороне русских, считали, что бог дал им спокойствие и счастье, и вели борьбу с тамьянцами. Желая отомстить тамьянцам, кипчакцы, объединившись с русскими, которые пробирались на Сакмару, нападали на тамьянцев. Последние не могли найти себе места для спасения. Тамьянцы, живя ближе к Мензелинску, начали войну. Знаменитые батыри во главе триста шестьдесят четырех всадников промчались, как ветер, обороняясь справа, слева, спереди и сзади стрелами из луков и мечами, никого не боясь. В большинстве случаев начальники войска назначались из них. Поэтому и говорили: «Если хочешь войны, то проси (совета) у тамьянцев, если – спора, то спроси у сарайливцев». Они, желая перекочевать, пришли на землю кипчаков, но неожиданно предатели из кипчаков (сообщили) о них русским, которые шли на Сакмару. Они угнали их скот, женщин превратили в рабынь, неработоспособных стариков всех перебили. Из тамьянских стариков Акманай, беглец Джиангул, Киджанцул, Султаногул – все там погибли. Женщины, боясь русских, бросали своих детей в воду; у некоторых дети остались в люльках, повешенных на сучьях деревьев: все там (они) погибли, ибо (матери) не успели их с собой захватить. Жену Кукча тархана, мать Чуракая, дряхлую старуху, разрубив пополам, побросали по сторонам дороги. Курмангуо, сын Акмая из Тамьяна, в это мятежный день был окружен русскими; по его рассказу, он захватив два лука, натянув их до отказа, стрелял из них с правой стороны по русским и с левой по мишарям и таким образом проложил себе дорогу. Один мишарь крикнул ему вдогонку: «Что ты сделал злой башкирин? Ведь не хватит деревьев, чтобы вас повесить». Точно так же в этот день родственник Кукча тархана – Китсен-Туря с многими товарищами из Тамьяна участвовал в бою с врагами. И они не была захвачены врагами – ушли в другую сторону. Русские их преследовали. Когда они вернулись в свои деревни, они получили письмо от русских, чтобы те, которые были (в бою) на реке Кнали, немедленно явились в Мензелинск, если добровольно не явятся, то будут приведены этапом. Бедные мусульмане! Это известие от русских заставило их отрешиться от своих голов (начальников). Предатели смеялись и радовались их горю. Стояшие во главе этого дела сторонники русских: от Киршма – Мухаммед Шарифи, от Тубалача – Масгуд, прибыли из Казани в деревню Аксар. Также один Нарз Уразметов и им подобные служили русским. Они дошли даже до того, что, организовав собственные отряды с большим старанием ловили бедных мусульман и продавали их в руки русских.
Также появившиеся со стороны Саратова казаки и мишари ловили степных мусульман, чтобы представить их русским (их называли военщиной; они насильно остались на башкирских землях и сегодня их еще много); никого не оставляли в (живых) в башкирских деревнях, в особенности мало осталось (люде) по Казанской дороге. Если и осталось, то не больше двух-трех человек. В то время не находилось для десяти человек одной шубы и в десяти дворах – одного топора. Для посева семена привезли из Казанской земли. Было тяжело жить, нечем было питаться, и был такой сильный голод, что, говорили люди, ели человеческое мясо. В эти тяжелые дни писались (от нужды) рабами к дворянам. В руках дворян было много рабов. В Мензелинск приведено было много мусульман, закованных в цепи, всех бросили в тюрьмы, а воевавших джигитов заточили в подземны тюрьмы. За городом построили шестиугольное здание, на каждом углу которого был поставлен железный кол. Вокруг одного кола, который был в середине, устроили высокие висилицы. После этого под музыку привели батырей, мусульман, затем прочли указы, русские стали вершить свое дело (казнь). Сначала того, кто начал первый бой, посадили на средний кол, его помощников посадили вокруг этого кола. Кол прошел до их плеч, но тех, которые выказали себя героями, их разрубили по частям, а затем отрубили им головы. Некоторым, подвесив на железных крючьях за ребро, срубали головы, других же побили камнями. Никто не получил пощады. Боже, дай спасение оставшимся в руках русских! Мусульмане только упованьем на бога нашли себе утешенье. Казанские люди, уржумские черемисы, которые были свободны (от наказания), накупили себе жен и дочерей башкир и увели их себе домой. Кроме того, еще передавали, что за городом Мензелинском многих выстроили во фронт и перестреляли их до одного из ружей и пушек.
Погибло такое множество людей, что трупы их побросали на свалку, как скотину. В реке Мензеле прорубили лед, спасая из сорока одного, тридцать девять бросили в этот прорубь. Трупами запрудили реку. Такие ужасные дела были, что их нельзя описать человеческим языком. Здесь сообщается только сотая доля того, что было. Оставшихся мусульман, сковав друг с другом шеями, погнали в Казань. Те, которые не могли дойти до Казани, погибли в пути от голода и жажды. Стража перебила мечами (упавших). На каждой версте падало 10 и больше человек. Не допуская их к рекам, привели в Казань и убили. В одной русской деревне, стража, заняв отдельный дом, башкир пустила в другой, заперев ставни, двери вплотную, зажгли дом и все там в огне погибли.
После этого русские издали приказ, чтобы оставшиеся в живых башкиры представили в казну по одной лошади. Каждый степной башкирин, сдав одну лошадь, получал бумагу, в которой его называли, неизвестно почему, «изменник-бунтовщик». Кто из башкир был сторонником русских, того (в бумаге) назвали «верным башкирцем». Кто же из степных башкир не имел бумаги о сдаче лошади в казну, того хватали и представляли русским без всякой пощады. Они там и погибли. Были также времена, что если где-нибудь мусульманин проходил улицей русских, то малые и большие били его и забрасывали камнями. Кроме того во время восстания много из Тамьяна и Кипчака после боя убежали в земли киргиз. Последние лицемерно встречали их с сочувствием, говоря: «Бедные, вы находитесь в руках русских, мы напоим и накормим вас». Бедные башкиры поверили их лживым словам, и киргизы, якобы братаясь с башкирами, отняли у них вооружение, затем заставили работать на себя, а жен отняли и всех ограбили. Молодежь травили собаками, убивали камнями и кольями. Китсентуря и Чура здесь погибли. Жены их достались персам, каракалпакам, туркменам и другим киргизам. Их туда продали, детей от горя убили. Там их клевали вороны, сороки, ели лисицы. Когда башкиры узнали столько горя, они ушли к русским, некоторые остались кочевать в степях, некоторые, бросив борьбу с киргизами, мирно расселись среди них. И теперь часть их среди киргиз встречается. Очевидно, киргизские батыри – потомки тамьянских башкир.
(Из татарского рукописного сборника 1864 г., писанного Нурмухамедом, сыном Мухамеджана из деревни Шанчальчи. Перевод с татарского по копии, находящейся в собрании Татарского института марксизма-ленинизма.)
(История Татарии в материалах и документах, М.1937 г, стр.402-406).

Нисә быуат, нисәмә йылдар үтҡән – һабаҡ алмайбыҙ. Йөрәкте әсендереп әрнетҡәне – һаманда үҙ башҡорттоң мосолмандарға ҡаршы аяуһыҙ көрәшә. Үҙендекеләр, «вернай» старшиналарҙын вариҫтары – главалар ата-бабалар ҡан ҡойоп һаҡлаған ерҙе һата. Үҙеңдекеләр, бер «һөйәкҡә»(аҡса, дәрәжә, погонда йондоҙҙар) риза булып, мосолмандарҙы ҡырып – ҡыуып бөтөрөргә әҙер. Тарихыбыҙҙы уҡыйбыҙ, уйланмайбыҙ. Әкиәт кеүек күрәбеҙ шикелле. :angry:

Әйтҡәндәй, теге йыл үткәрелгән Алдар батырҙын хәтер сараһын БСТ-ла ҡабат күрһәтмәйәсәктәр. Алғандар. Беҙ белергә тейеш түгел Алдар тархандын ҡайһы урындарҙа йәшәгәнен, лутсы әкиәт батыры булып ҡалһын, эйе бит. Иң мөһиме Ҡыш Бабайҙын Бөйөк Устюгта йәшәгәнен онотмау. B)
  • Сабир нравится это

#14 Сафаргул

 
Сафаргул

    Аҡһаҡал

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 776 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Юрматы
  • Ораным:Аҡтайлаҡ!
  • Ҡошом:Әтәлге
  • Ағасым:Өйәңке
 

Отправлено 06 Декабрь 2010 - 11:11

Ситуация на самом деле удручающая. При имеющихся арабографичных фондах у нас практически нет историков способных их освоить. Поэтому и работы посвященные этим источникам имеют филологический или языковедческий уклон. Потому и актуальность тем зависит от того, что отражают русскоязычные источники. Когда был в Узбекистане в Институте востоковедения, где есть самый большой в центральной азии архив тюркских рукописей, директор института удивился тем, что за всё время его работы в этом институте и архиве он до этого не видел историков из Башкортостана.
Что касается преданий, то среди наших историков расспространенно утилитарное отношение к устной исторической традиции. Многие к сожалению считают их источниками недостойными своего внимания.

Брат, я думаю, ты как раз тот историк,кто это направление,работу с документами на тюрки может поднять. А это очень важное дело, ты верно заметил. Сейчас вся наша история до 20 века изложена однобоко, основана только на русских источниках. Кстати, а есть какой-нибудь ресурс, где можно скачать подобные сборники документов с материалами по истории башкир? Или только в бибилиотеку идти? Может какие сборники переиздавались недавно и можно купить?

#15 Сафаргул

 
Сафаргул

    Аҡһаҡал

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPip
  • 776 сообщений
  • Город:Өфө
  • Ырыуым:Юрматы
  • Ораным:Аҡтайлаҡ!
  • Ҡошом:Әтәлге
  • Ағасым:Өйәңке
 

Отправлено 06 Декабрь 2010 - 02:25

Тарихыбыҙҙы уҡыйбыҙ, уйланмайбыҙ. Әкиәт кеүек күрәбеҙ шикелле. :angry:

Дорос эйткен,агай!
Очень рекомендую прочитать этот отрывок из рукописи тем форумчанам,которые считают,что "воинственные идеи не были свойственны башкирам",что у башкир был "неполный ислам" (аузубилляһ) и тд. Автором конкретно указано,кому не была свойственна воинственность - казанским чувашам,татарам,черемисам и мордве. А башкиры по-настоящему контролировали свои земли,диктовали условия губернатору "перейдешь черту - пойдем войной". Большинство советских и постсоветских историков-башкир трактуют это и другие восстания как национально-освободительную либо антиколониальную борьбу. Но если смотреть с позиций мусульманина, все описанное в этом документе - оборонительный джихад по Курану и Сунне.
В тексте мусульмане упоминаются чаще,чем башкиры, эти два термина совершенно тождественны в понимании безымянного автора. Везде по тексту упоминания Аллаһа ,все делается с его именем и с упованием на него. Это можно взять на заметку "светским башкирам",которые морщатся при упоминании имени Аллаһа,Субханаһу Уа Тааля, на форуме, за исключением ветки ДИН, и мечтают загнать Ислам в этот форумный загончик.
Ну и по поводу толерантности тоже информативно. Всяческие беглые чуваши и прочие на войну загонялись насильно. Без вариантов,что называется. И аксакалы не призывали "Йомшагырак кэрэк!",как сейчас нынешняя профессура в ВКБ. Документ очень наглядно демонстрирует какими были аксакалы у башкир. Совсем не были похожи наши предки на добрых заек :)

#16 Тискэре

 
Тискэре

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 839 сообщений
  • Ырыуым:Белмәйем
 

Отправлено 06 Декабрь 2010 - 04:13

Тут наверно все зависит от веса лошади. Башкирская лошадь сравнительно тяжелая, около полтонны, поэтому наверно можно вооруженных всадников в броне верхом на таких лошадях называть тяжелой конницей.


Башҡорт аты ауыр түгел. Бәләкәсерәк, еңелерәк булыуы менән айырылып тора.

#17 Ilgiz

 
Ilgiz

    Тархан

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPip
  • 594 сообщений
  • Ырыуым:Ырыуһыҙмын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 07 Декабрь 2010 - 02:54

Башҡорт аты ауыр түгел. Бәләкәсерәк, еңелерәк булыуы менән айырылып тора.

башкорт аттары кюсле, нык, кышкыhын тибендэ йорой алалар, талапсан тугел, куберэк шул сифаттары осюн уларзы хюрмэт итэлэр.
мына кара
"По данным И. А. Сайгина, средние промеры кобыл башкирской породы по отдельным районам республики находятся в следующих пределах: высота в холке 135,0-140,8 см, косая длина туловища 141,2-149,6 см, обхват груди 155,3-164,2, обхват пясти 17,5-18,5 см, живая масса 370-420 кг. В 1973 г. в Баймакском опытно-производственном хозяйстве башкирские кобылы в среднем имели промеры соответственно 140-146 - 17,5-18,5 см; живую массу 430 кг." http://www.animals-feed.info/340-porody-loshadej-v-myasnom-tabunnom-konevodstve.html

#18 Дедеманн

 
Дедеманн

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 4 474 сообщений
  • Ырыуым:Ырыуһыҙмын
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:юҡ
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 07 Декабрь 2010 - 03:00

башкорт аттары кюсле, нык, кышкыhын тибендэ йорой алалар, талапсан тугел, куберэк шул сифаттары осюн уларзы хюрмэт итэлэр.
мына кара
"По данным И. А. Сайгина, средние промеры кобыл башкирской породы по отдельным районам республики находятся в следующих пределах: высота в холке 135,0-140,8 см, косая длина туловища 141,2-149,6 см, обхват груди 155,3-164,2, обхват пясти 17,5-18,5 см, живая масса 370-420 кг. В 1973 г. в Баймакском опытно-производственном хозяйстве башкирские кобылы в среднем имели промеры соответственно 140-146 - 17,5-18,5 см; живую массу 430 кг." http://www.animals-feed.info/340-porody-loshadej-v-myasnom-tabunnom-konevodstve.html

рукопись о войне 1735 года.
низзя сравнивать лошадь 1973 года с лошадью 1735 года.
совсем разные могут быть.

#19 Тискэре

 
Тискэре

    Башҡорт ханы

  • Форум ағзаһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 839 сообщений
  • Ырыуым:Белмәйем
 

Отправлено 07 Декабрь 2010 - 03:30

башкорт аттары кюсле, нык, кышкыhын тибендэ йорой алалар, талапсан тугел, куберэк шул сифаттары осюн уларзы хюрмэт итэлэр.


Көс менән ауырлыҡты сағыштырабыҙмы инде хәҙер?

#20 kuwaiti

 
kuwaiti

    Хан

  • Тел һаҡсыһы
  • PipPipPipPipPipPipPipPipPip
  • 1 364 сообщений
  • Город:Уфа
  • Ырыуым:Бөрйән
  • Ораным:белмәйем
  • Ҡошом:Бөркөт
  • Ағасым:юҡ
 

Отправлено 08 Декабрь 2010 - 01:25

Брат, я думаю, ты как раз тот историк,кто это направление,работу с документами на тюрки может поднять. А это очень важное дело, ты верно заметил. Сейчас вся наша история до 20 века изложена однобоко, основана только на русских источниках. Кстати, а есть какой-нибудь ресурс, где можно скачать подобные сборники документов с материалами по истории башкир? Или только в бибилиотеку идти? Может какие сборники переиздавались недавно и можно купить?

Надеюсь не забыл что такое историография и ее значение :) Мы не можем говорить серъезно об источниковедении в Башкортостане пока мы не знаем результаты работы главного источниковеда - З. Валиди. За эти 20 лет не были собраны и переведены фундаментальные монографии Валиди, не говоря о его многочисленных статьях в Турции, Гремании.
У меня в ноябрьском номере ватандаша вышла статья "Башкиры в путевых заметках иностранных путешественников 17 века". Я бы и не сунулся в 17 век, если бы меня не поражало то что исследователям не известны работы Избранд идеса, Адама Олеария, Эвлии Челеби работы которых опубликованны не только в печати, но и находятся в интернете в свободном доступе. Я уж не говорю о дипломатических письмах османскому султану от башкир, чувашей, калмыков в 17 веке. То есть проблема находится на мировозренческом, психологическом уровне. Даже изучение классических эпосов как Урал-батыр находиться на уровне краеведов. Сколько написанно диссертаций до того как молодой специалист Шаура Шакурова спустила на землю всех эпосоведов, указав, что никто с оригиналом то и не работал и сколько грубейших ошибок было допущенно. Лишь несколько специалистов могут работать с источниками восточного и автохтонного происхождения. Большинство из этого мизера филологи.
Один из немногих примеров удачных публикаций источников где сконцентрированны предания, шежере, таварихи - Башкорт халык ижады 7-11 тома. Башкирские шежере 2004 года издания. Довольно плодотворно работает Г.Б. Хусаинов - можно посмотреть номера ватандашей за 2006-2009 гг. (в интернете есть) там он тоже публикует транскрибированные рукописные предания.




1 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых

Башфорум на Башпортале
BaShFoRuM